Добро пожаловать на наш блог!

23.02.2014

ПОЭТ, СОЗДАВШИЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПИСАТЬ СТИХИ, АЛФАВИТ И БУКВАРЬ

Дмитрий Гулиа
Д. Гулиа в рабочем кабинете
Обратим внимание на одно, казалось бы, официозное событие 2013 г. За ним, как нам кажется, стоит живая, непридуманная насущная культурная жизнь. 

Депутат Государственной Думы РФ Казбек Тайсаев прокомментировал его так: «Часто говоря о социальной, экономической, политической взаимной интеграции бывших союзных республик… мы незаслуженно забываем о налаживании или, скорее, возобновлении культурных связей народов, населявших Советскую державу. В этом смысле серьезный шаг к сплочению сделали наши “молодые” независимые государства, народы которых имеют вековую, богатейшую, невероятно интересную культурную традицию и славную историю. В Цхинвале подписано долгожданное соглашение о сотрудничестве между министерствами культуры Южной Осетии и Абхазии. Между братскими республиками. Такими разными государствами, со схожей судьбой. Снова Коста Хетагуров и Дмитрий Гулиа стоят в едином строю Великой армии искусств. Для людей, мыслящих прогрессивно, давно уже стало аксиомой, что диалог культур – это первый шаг к братству, куначеству, единству, товариществу. К тем ценностям, которые отняло у нас лихолетье рыночной экономики, век наживы, эксплуатации и произвола. Наша общая задача – вернуться к прекрасным идеалам».

В словах политика помянуты два основополагающих имени братских народов – К. Хетагурова и Д. Гулиа. Отметим, что 2014 год в Абхазии объявлен годом основоположника национальной абхазской литературы, народного поэта-просветителя Дмитрия Гулиа – классика, перу коего принадлежат также труды по языку, истории, этнографии абхазов, хрестоматии и учебники. Сделано это не случайно: писатель родился 140 лет назад – 21 февраля 1874 г.
В центральной части Сухума, недалеко от площади Свободы, расположен открытый в 1974 г. к 100-летию со дня рождения литературный Дом-музей Дмитрия Иосифовича Гулиа. В небольшом белом здании писатель прожил много лет, создав произведения, вошедшие в золотой фонд абхазской литературы. Сегодня для посещения открыт его рабочий кабинет, в котором сохранились личные вещи, фотографии, книги, рукописи. В музее семь экспозиционных залов, мемориальный кабинет и актовый зал.
В Доме-музее Д. Гулиа
В Доме-музее Д. Гулиа
* * *
…Мальчику шел четвертый год, когда абхазское население, жившее в верховьях и низовьях Кодора, во время махаджирства в 1877–1878 гг. было выселено в Турцию. В Трапезунде семья Гулиа пробыла менее года, потеряв двух детей. Урыс Гулиа, отец бедного крестьянского семейства, сумел с семьей сначала вернуться в Батум, а потом поселиться в селе Адзюбжа, неподалеку от своего родного села Уарча.
Дмитрий учился читать и писать по-русски и по-грузински у местного священника, с трудом был устроен в двухклассную горскую школу. Затем – в Горийскую учительскую семинарию, которую позже оставил из-за болезни. Родители его умерли, и на руках у Дмитрия остались младшие сестра и брат. Сдав экстерном экзамен на звание учителя народных школ, в сентябре 1890 г. Д. Гулиа стал служить учителем начальных классов Екатерининской греческой школы, что в полутора десятков километров от Сухума. Еще долгие годы он будет работать преподавателем абхазского языка в деревнях и в Сухуме – горской школе, женской гимназии, реальном училище, семинарии.
Вместе с К.Д. Мачавариани, смотрителем горской школы, своим учителем и другом, Гулиа составил азбуку – на основе абжуйского диалекта абхазского языка. Она была издана в 1892 г. в Тифлисе. «Цель нашей азбуки, – писали Гулиа и Мачавариани в предисловии, – заинтересовать детей абхазцев их грамотой и облегчить им изучение русского языка».
Гулиа писал стихи – опираясь на родной фольклор, образы народной поэзии. Сам собирал песни, сказки, предания. Первый сборник поэтических стихотворений Д. Гулиа на абхазском языке вышел в Тифлисе в 1912 г. В нем были представлены поэтические зарисовки из абхазской жизни и природы, нравоучительные и сатирические стихи. Поэма Гулиа «Письма юноши и девушки» (1913) стала первой ласточкой письменной абхазской любовной лирики.
А в 1919 г. Гулиа написал первую абхазскую прозаическую новеллу – «Под чужим небом».
С февраля 1919 г. Дмитрий работал редактором первой газеты на абхазском языке «Апсны» («Абхазия»). Газета стала общественно-политической, с установлением советской власти получила название «Апсны капш» («Красная Абхазия»).
Гулиа явился и основоположником абхазского театра, организовав в 1921 г. первую театральную труппу, ставившую спектакли на абхазском языке. Автором пьес, режиссером, директором и даже суфлером был сам организатор.
Два года, с 1924 по 1926 г., Д. Гулиа читал курс абхазского языка в Тифлисском государственном университете. В те годы он приступил к написанию «Истории Абхазии». В последующие годы он издал несколько своих работ научного характера по истории, лингвистике, этнографии: «Абхазский календарь» (1920), «Божество охоты и охотничий язык у абхазцев» (1926), «Культ козла у абхазцев», «Народные приметы о погоде» (1928), «Материалы по абхазской грамматике», «Терминологический словарь» (русско-абхазский), «Орфография абхазского языка» и др.
В 1929 г. Д. Гулиа стал председателем Академии абхазского языка и литературы. За работы по этнографии Академией наук СССР в 1937 г. ему было присвоено звание кандидата этнографических наук. В том же году – присвоено звание народного поэта Абхазии.
В романе «Камачич» (1933–1940), самом известном прозаическом произведении Д. Гулиа, на примере храброй, красивой и чистой сердцем девушки Камачич повествуется о судьбе абхазской женщины на рубеже ХХ в. Национальный образ главной героини связан с героическими образами абхазского фольклора и, более того, с фольклорными и литературными традициями кавказских народов вообще.
В 1940–1950 гг. Дмитрий Гулиа стал широко известен как поэт – поэмами «Осень в деревне» (1947), «Мой город» (1952), «Рождение горы» (1951), рядом стихотворений для детей. Немало актуальных сочинений написал Гулиа в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы много писал о героях войны.
Как лирический поэт Д. Гулиа проявил себя в последние годы жизни, когда его одолевали недуги. Практически ослепнув, он продолжал писать стихи, ставшие золотым фондом абхазской поэзии. Специалисты утверждают, что в его стихах живут образы моря, неба, гор, звезд, новой жизни и радости. Самым крупным произведением последних лет Д. Гулиа была автобиографическая поэма «Мой очаг». В 80 лет поэт создал свои лучшие стихи о любви – «У моря», «Сон», «Всадник», а в 85 лет – свое последнее стихотворение «Старику».
Дмитрий Гулиа является также автором многих, ставших классическими переводов на абхазский произведений русской, грузинской, украинской и других литератур. Среди них – памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и знаменитая поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Классик скончался 7 апреля 1960 г. в Агудзере близ Сухума. И уже в 1963 г. в сухумском городском парке был воздвигнут ему памятник из розового гранита по проекту художника-скульптора Гиви Рухадзе. В 2000 г. в результате акта вандализма памятник был поврежден, и в 2009 г. на его месте был установлен новый памятник работы скульптора Станислава Иванба: бронзовая фигура поэта в кавказской бурке. В памятные дни здесь собираются любители абхазской поэзии. 
* * *
Нельзя не сказать о детях Д. Гулиа, которым передались творческие дарования отца. Дочь Татьяна обладала даром рассказчика, студенты с большим интересом слушали ее лекции по курсу древней русской литературы. Когда в дом Гулиа приходили гости, главной фигурой становилась Татьяна, создававшая непринужденную атмосферу. В этом доме бывали молодые абхазские писатели и поэты Б. Шинкуба, И. Тарба, А. Джонуа, Н. Тарба, К. Ломия, Д. Ахуба, А. Гогуа, Г. Гублия, Б. Гургулия. Приезжали также К. Симонов, Е. Евтушенко.
 Сын поэта Георгий Гулиа, родившийся в 1913 г., тоже добился известности в большой братской семье народов и литератур, стал заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР и Абхазской АССР. Георгий Дмитриевич унаследовал разносторонние способности. Он прекрасно рисовал, писал маслом. В 17 лет опубликовал первую повесть, в 23 – вторую, в 24 – сборник рассказов. Окончил Закавказский институт инженеров путей сообщения, строил железную дорогу от Сочи к Сухуму; между прочим, мост перед Адлером – дело его рук. Уже в 30 лет он был министром культуры Абхазии!
Дмитрий Иосифович Гулиа с сыном Георгием
В 1947 г. Георгий написал первое крупное произведение – романтическую повесть о послевоенной жизни абхазской молодежи «Весна в Сакене». Её опубликовал в 1949 г. главный редактор «Нового мира» К. Симонов, что вызвало со стороны Л. Берия обвинение автора в национализме. Однако И. Сталин, прочитавший повесть, автора поддержал, книгу назвал талантливой. Так Гулиа-младший стал лауреатом Сталинской премии.
Симонов же сделал Георгия Гулиа членом редколлегии «Литературной газеты», которую сам возглавил в 1950 г. В «ЛГ» Гулиа-младший вел раздел писательских публикаций, стараясь соблюдать равное представительство национальных литератур. Как уверяют, зоркий глаз Георгия Дмитриевича выискал в безбрежном литературном потоке множество новых талантов, получивших известность после публикации в «Литгазете», – например, А. Вознесенского, который именно в «ЛГ» дебютировал стихотворением.
Книги Гулиа-младшего – «Друзья из Сакена», «Черные гости», «Каштановый дом». «Скурча уютная», романы «Водоворот» и «Пока вращается Земля...», пьесы и рассказы – выходили огромными тиражами, он, поскольку немало путешествовал, писал и о событиях древнего мира – Египте, Греции, Риме и о Лермонтове, Блоке, Хайяме, Рембрандте. И, конечно же, об отце – «Дмитрий Гулиа. Повесть о моем отце», «Жил-был абхазский мальчик». Всего у него насчитывают 22 книги плюс два 4-томных собрания сочинений.
Книга Г. Гулиа об отце-классике выходила несколько раз, начиная с 1965 г., в издательстве «Молодая гвардия» в известной серии «Жизнь замечательных людей» и потом переводилась на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Это был фактически рассказ о становлении абхазской художественной литературы и культуры, о прошлом и настоящем абхазского народа. В аннотации к книге говорилось: «Представьте себе поэта, которому, прежде чем писать стихи, надо создать алфавит и букварь. Представьте себе руководителя театра, которому, прежде чем поднять занавес, надо написать пьесу и создать театр. Представьте себе ученого, решившего посвятить себя культуре своего народа, ученого, которому почти все приходится делать сначала: писать историю своей страны, собирать народное творчество и даже налаживать делопроизводство на родном языке».
Г. Гулиа согласно его воле был похоронен в Сухуме, в маленьком скверике перед домом, где находилась городская квартира семьи. Хоронил его весь Сухум, в 1989 г. В ужасные дни грузино-абхазского конфликта, когда были сожжены самые главные здания города, изуродованы памятники, в том числе Дмитрию Иосифовичу Гулиа, могила Георгия Гулиа все-таки уцелела. Сейчас семья поставила там красивый памятник.
* * *
Они предстоят перед вечностью вместе: отец и сын Гулиа. Их помнят не только абхазы, но и многие граждане огромной страны, временно пребывающей в расчленении.

//По материалам: "Ритм Евразии"

Комментариев нет :

Отправить комментарий