Добро пожаловать на наш блог!

18.02.2014

Основные этапы исторического развития племен Северо-Западного и Центрального Кавказа в эпоху бронзы


С IV тыс. до н.э. на территории Закавказья и Северного Кавказа начинают входить в употребление металлические орудия из меди и бронзы. Развитию металлургии бронзы и других цветных металлов способствовали благоприятные природно-климатические условия, наличие богатых рудных залежей, а также оживленные связи с областями древневосточных цивилизаций, где освоение добычи меди произошло еще в VIII-VII тыс. до н.э. Переход к бронзовым орудиям явился мощным двигателем технического и социального прогресса и знаменовал наступление новой эры - бронзового века.

Майкопская культура. На ранней стадии бронзового века (конец IV - вторая половина III тыс. до н. Э.) на Северо-Западном Кавказе сложилась яркая и оригинальная ското-водческо-земледельческая культура, называемая майкопской. Свое название она получила от всемирно известного огромного (высота 10,6 м, диаметр 50 м) кургана, раскопанного в 1879 г. в Майкопе археологом Н. И. Веселовским. Основание курганной насыпи было окружено каменным кольцом - кромлехом. В его центре находилась огромная могильная яма, стенки которой были обшиты деревом. В яме, разделенной деревянными перегородками на три части, были погребены племенной вождь и насильственно умерщвленные две его наложницы или жены. Они лежали в скорченном положении на боку, густо посыпанные красной краской (суриком), Погребение вождя находилось в более просторной южной камере могильной ямы в сопровождении массы различных вещей. По своему богатству, художественной и исторической ценности найденных здесь вещей Майкопскому кургану нет равного среди памятников раннебронзовой эпохи Европы, за исключением Греции. Останки могущественного вождя были усыпаны золотыми бляшками в виде львов (68 штук), быков (19 штук), золотыми кольцами (38 штук), а также множеством разнообразных золотых, серебрянных, сердоликовых и бирюзовых бус. Эти украшения скорее всего были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. На покойнике был надет высокий головной убор, украшенный золотыми лентами-диадемами с розетками. Вдоль стены могильной ямы были расставлены 17 сосудов: 2 золотых, 1 каменный с золотой крышкой и 14 серебрянных. Особенно интересны два серебренных сосуда, украшенные чеканными рисунками. На поверхности одного из них показана сцена идущих друг за другом животных: двух баранов, быка и двух барсов, кроме того, помещены еще три птицы. Довольно сложный рисунок сделан и на поверхности второго сосуда. Это целая панорама горного ландшафта с двумя высокими двуглавыми вершинами, весьма напоминающими Кавказский хребет с Казбеком и Эльбрусом. С гор берут начало две реки, сливающиеся ко дну сосуда в озеро. Древний мастер частично изобразил и фауну: медведя, лошадь, льва, быков, тура, кабана, водоплавающих птиц. Интересны также 8 серебряных стержней или трубок длиной 1,17 м. На четырех из них были насажены массивные золотые и серебряные фигурки быков. По мнению ученых, они либо поддерживали роскошный балдахин над прахом вождя, либо представляли собой штандарты или культовые предметы (206, с.103; 345, с.33-39).

Помимо роскошных вещей, в могиле также находились глиняные сосуды, кремневые наконечники стрел, медные топоры, долота, тесла и кинжалы. При женских погребениях обнаружено множество бус из золота и сердолика, золотые массивные кольца, а также медная посуда: котлы, чаша, кувшин, ведерко. Всего же в Майкопском кургане было найдено 1523 предмета.

Со времени раскопок Большого Майкопского кургана, ставшего эталонным памятником культурной принадлежности памятников раннебронзовой эпохи почти всего Северного Кавказа, прошло более 120 лет. С тех пор идут споры относительно ее истоков, этнокультурной атрибуции и хронологических рамок существования самой культуры. В ходе непрекращающихся до сих пор дискуссий было выяснено, что эта культура сформировалась и развивалась на местной основе. Вместе с тем была доказана и существенная роль в ее истоках влияние переднеазиатских цивилизаций, выразившихся в конкретном проникновении на Северный Кавказ определенных групп переднеазиатского населения, принесших с собой некоторые достижения древневосточных цивилизаций. Предполагается, что ими могли быть либо шумеры или хурриты, либо хатты Малой Азии (220, с.409), язык которых обнаруживает генетическое родство с современной ветвью северокавказских языков - абхазо-адыгской (109, с.10-13; 120, с.26 -29). Однако столь высокая оценка археологами значения переднеазиатского влияния на формирование феномена майкопской культуры может указывать и на более глубинные процессы, чем предполагаемое миграционное движение с юга на север. В этой связи нельзя игнорировать высказываемое мнение относительно того, что "первоначальная связь... майкопской культуры с Передней Азией была прямой, тесной и поддерживалась блоком родственных культур" и что "Северный Кавказ в этот период можно рассматривать как северную периферию древневосточной цивилизации (308, с.18-26).

До недавнего времени в развитии самой майкопской культуры обычно выделяли два этапа - ранний (2500-2400 гг. до н.э.) и поздний (2300-2100 гг. до н.э.). В настоящее время четко определилась тенденция к пересмотру данной датировки в сторону удревнения майкопской культуры и отнесения времени ее существования к концу IV или рубежа IV-III - середине III тыс. до н.э.

Если на раннем этапе, соответствующем времени Большого Майкопкого кургана, эта культура охватывала только районы Прикубанья, то на позднем - майкопские племена расселились широко и распространили свою культуру на значительную территорию: от Таманского полуострова на западе, до Дагестана на востоке. На всей этой территории открыто большое количество поселений и подкурганных захоронений племен Майкопской культуры. Помимо Большого Майкопского кургана, это поселения Мешоко, Скала, Хад-жох, Ясеново Поляна, Свободное, каменная гробница у ст. Новосвободное в Закубанье, Усть-Джегутинские курганы в Карачаево-Черкесии, Долинское и Нальчикское поселения и курганы у сел. Чегем I и II, Кишпек, Шалушка, Старый Урух, Верхний Акбаш в Кабардино-Балкарии и курганы у сел. Бамут в Чечне. Среди памятников восточной группы майкопской культуры особенный интерес представляет Нальчикская подкурганная (высота кургана около 10 м, диаметр 100 м) гробница, сооруженная из 24-х вертикально поставленных туфовых плит (348). Несколько иной по конструкции была гробница под курганом у сел. Кишпек, составленная из тщательно обтесанных и подогнанных друг к другу массивных прямоугольных туфовых плит, каждая весом не менее 1,5-2 т.(346, с.200-231). Не менее интересны и другие большие курганы, содержавшие гробницы, сооруженные из огромного количества булыжных камней и перекрытые деревянным настилом. Строительство таких погребальных памятников требовало участие многих людей в течение долгого времени. Специалистами подсчитано, что "для сооружения древнего кургана диаметром 110 м и высотой 3,5 м требовалось 40 тыс. человеко-дней (например, работы 500 человек в течение 80 дней) (128). Наряду с указанными гробницами, содержавшими богатые захоронения племенных вождей и жрецов, раскопано огромное количество курганов и рядовых общинников.

Материалы поселений и погребений характеризуют хозяйство, общественное устройство, внешние связи и идеологические верования майкопских племен.

Майкопские племена жили на долговременных поселениях, расположенных преимущественно на труднодоступных мысах плато или на высоких речных террасах. Некоторые из них имели укрепления. Например, поселение Мешоко в Адыгее было укреплено мощной оборонительной стеной, протяженностью 150 м и шириной 4 м. Жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки, обмазанные глиной. Они имели прямоугольную форму площадью 12x4 м, как на поселении в Ясеневой Поляне на берегу р. Фарс.

Основное значение в хозяйстве племен майкопской культуры имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство, не совместимое с ведением кочевого хозяйства. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. Лошадь уже использовалась для верховой езды. Наряду со скотоводством было развито и земледелие, но в хозяйстве оно имело второстепенное значение. У майкопских племен высокого уровня развития достигло гончарное дело. Для изготовления высококачественной керамики они пользовались гончарным кругом, появившимся у них под переднеазиатским влиянием (220, с.329, 373-375). Больших успехов достигли они и в производстве тканей. Остатки шерстяных и холщовых одежд были обнаружены в гробницах у ст. Новослободской и в Мешоко, а обрывки льняной ткани - в Нальчикской гробнице. Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия к металлообработка. Было налажено и производство изделий из драгоценных металлов, главным образом из золота. Об этом свидетельствует разнообразие бронзовых изделий (котлы, топоры, крюки, кинжалы, шилья к т.д.) и украшений из золота (бусы, кольца, иглы, подвески и т.д.), часто обнаруживаемых в майкопских памятниках. Своей продукцией они снабжали древнее население сопредельных областей Восточной Европы.

Религиозные представления майкопских племен были уже довольно сложными. Наряду с более древними верованиями у них наблюдаются и новые, что нашло отражение в погребальном обряде. Широкое распространение получили культы небесных светил. Каменные кольца - кромлехи вокруг оснований курганов символизируют солнечный круг, а весьма оригинальные булыжные выкладки в виде полумесяца или ладьи в некоторых курганах (например, в Кишпеке) имеют непосредственное отношение к культу луны или небесной ладьи (346, с.231). По-прежнему на поселениях встречаются глиняные статуэтки женщин, связанные с земледельческими культами плодородия. Статуэтки быков, выполненные из золота, серебра (Майкопский курган, Старомышастовский клад) и глины (Нальчикское поселение) играли также особую роль в культовых церемониях, имевших целью обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота. Особенно была развита вера в загробную жизнь и поклонение предкам, что нашло отражение в погребальном обряде майкопских племен.

Считается, что создатели майкопской культуры жили развитым патриархально-общинным строем. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что впервые на Северном Кавказе в столь раннее время отмечаются и черты, характерные т.н. "военной демократии". В этой связи необходимо указать, что отдельные ученые склонны рассматривать такие курганы как Большой Майкопский и Нальчикская гробница погребениями вождей нескольких племенных объединений (206, с. 102-112). Первоначально экономической основой установления полного господства мужчины в хозяйственной и общественной жизни майкопских племен являлись скотоводство и металлургическое производство, значительно поднявшие значение мужского труда. Их развитие обеспечило накопление богатств у отдельных общин.

В первую очередь такое богатство составляли стада. В условиях столкновения между усиливающимися общинами в некоторых местах понадобились создание укреплений вокруг поселений, как это было, например, в Мешоко. Постепенно выделилась родопле-менная верхушка, стремящаяся увеличить свои богатства. Погребальные памятники свидетельствуют о далеко зашедшем процессе распада родового строя и имущественного расслоения в майкопском обществе. Большая пропасть лежит между захоронениями рядовых общинников и племенных вождей. Богатство последних составляли не только стада, но, как можно судить по Майкопскому кургану, Новосвободненской, Нальчикской и Кишпекской гробницам, а также Старомышастовскону кладу (2500 золотых и серебряных бусин, серебряный сосуд, фигурка быка из серебра и т.д.) и предметы роскоши. Многие из них либо были доставлены сюда из стран Древнего Востока, либо получены в ходе грабительских войн, возвысивших вождей-военачальников. В Майкопском обществе уже существовало рабство в простейшей форме (т.н. патриархальное или домашнее рабство).

Процессу распада первобытнообщинных отношений способствовали давние и активные связи майкопских племен с древними цивилизациями Востока, под влиянием которых складывалась их культура. Более того, отдельные ученые склонны считать, что в эпоху развития майкопской культуры Северный Кавказ имел культурную общность с древневосточной цивилизацией, являясь ее северной периферией (308, с.18-26). Племена Майкопской культуры поддерживали тесные связи и с древним населением соседних областей. На территории Чечни и Ингушетии, являющихся юго-восточным рубежом распространения майкопской культуры, она не только соприкасалась, но и смешивалась с куро-аракской культурой. Майкопские племена имели двусторонние связи и со степным населением - носителями ямной культуры: степняки проникали в предгорья Северного Кавказа, а кавказцы - в степи Предкавказья и Нижнего Подонья. Но особенно активными на раннем этапе были взаимоотношения майкопских племен со своими юго-западными соседями - строителями дольменов.

Дольменная культура. Дольмены (от кельтских слов: tol - стол, men - камень, "каменный стол") - монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесанных массивных плит или высеченные в скальном массиве. Длина их иногда доходит до 4 м, высота - до 2,5 м, составляющие плиты весят несколько, а иногда до двух десятков тонн.

В передней стенке дольменов имеется входное отверстие в виде круглого или прямоугольного проема размером до 40 см. Через него помещали покойника в камеру, затем оно закрывалось каменной пробкой. Лишь наиболее древние дольмены не имели подобных отверстий.

Дольменная культура занимала значительную территорию - от Таманского полуострова до города Очамчири в Абхазии. На этой территории протяженностью 480 км и шириной от 35 до 75 км в настоящее время известно более 190 местонахождений, где сосредоточено свыше 2300 дольменов (204;205). Вдали от этих основных массивов дольмены возводились и в верховьях р. Кубань (Карачаево-Черкесия), и в районе Железноводска (сохранились фотографии 1902 г.). Дольмены располагались преимущественно большими группами, образуя целые родовые кладбища. В частности, на Богатырской поляне у ст. Новосвободной в конце XIX в. возвышалось 360 дольменов, а в бассейне р. Кизинка близ ст. Баговской - 564. Вытянутые правильными рядами, они напоминают улицы маленькой деревни. Не случайно адыги (шапсуги) называли дольмены йыспуын, спуын - дома "ис-пов-карликов" [об испах см. раздел Фольклор]; абхазы адамра -"древние могильные дома."; казаки после заселения края в результате Кавказской войны - "богатырскими хатками".

Сложившись на Западном Кавказе к 2400 г. до н.э. дольменная культура просуществовала на протяжении целого тысячелетия - примерно до 1400-1300 гг. до н.э. За этот период времени погребальный ритуал строителем дольменов менялся. Ранние дольмены предназначались в основном для индивидуальных захоронений, реже - двух, трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой. Это были захоронения родоплеменных вождей. Таковы дольмены у ст. Новосвободной, в бассейне рр. Кизинки и Фарса. Позже, в эпоху расцвета дольменной культуры (1-я половина II тыс. до н.э.) широко распространяются обычаи хоронить умерших в "сидячем" положении и т.н. способ "вторичных погребений", когда в дольмен вносили только кости уже после разложения. В этот период охру для засыпки умерших употребляли мало.

Дольмены содержали богатый материал, дающий представление о художественном вкусе, строительном мастерстве их создателей, об умении использовать металл, кость, глину и камень в быту. В дольменах и на отдельных поселениях обнаружены многочисленные орудия труда, предметы вооружения и украшения: бронзовые и каменные топоры нескольких разновидностей, бронзовые клиновидные тесла, с помощью которых обрабатывались плиты, ножи-кинжалы, булавы, бронзовые крюки для вынимания мяса из котлов -- подобные находкам в майкопских курганах, а также височные подвески, кольца, бусы и т.д. Довольно часты находки разнообразной глиняной посуды.

Строители дольменов занимались скотоводством (разводили в основном крупный рогатый скот и свиней), земледелием (на поселениях найдены вкладыши для серпов и мо-тыгообразные орудия) и охотой, а жители приморской части - еще и рыболовством. Они хорошо знали свойства камня. Созданные их руками дольменные сооружения являются произведениями, обладающими всеми элементами настоящей архитектуры.

Считается, что в самих дольменах воплощены те культовые и религиозные представления, которые могли быть связаны с их земледельческо-скотоводческим бытом. Плотно закрытая каменной пробкой дольменная постройка представляла, собой вместилище умерших предков, которые магически должны были влиять на будущий достаток и плодородие. Этим же целям служили орнаментальные мотивы (зигзаги и круги), изредка встречающиеся на дольменах. Чашеобразные углубления и желобки на дольменах указывают на совершение жертвоприношений и возлияний. Известно, например, что адыги (шапсуги) еще в XIX в. приносили к дольменам жертвоприношения, жертвенную пищу.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом. Но считается, что традиция строительства дольменов была занесена на Кавказ извне в результате далеких морских связей. Среди дольменов Евразии наиболее близкие западно-кавказским известны в странах Средиземноморского побережья, особенно на Пиренейском полуострове (Португалия, Испания). Здесь дольмены сооружались еще в IV тыс. до н.э. далекими предками современных басков, язык и культура которых довольно близки кавказским народам особенно абхазо-адыгским. Поэтому предполагается, что в далеком прошлом древние предки басков и абхазо-адыгов могли иметь тесные контакты.(204;205) С появлением в Прикубанье, строители дольменов оказались тесно связанными с племенами майкопской культуры, которые находились в пору своего расцвета. Результатом такого взаимодействия и взаимовлияния стало появление памятников смешанного типа, сочетающих в себе признаки двух культур - майкопсксой и дольменной (дольмены у ст. Новосвободной, Нальчикская и Кишпекская гробница и т.д.). Более того, со временем строителям дольменов удалось оттеснить майкопцев за пределы Прикубанья на восток, хотя и сами они частично слились с ними.

"Северокавказская" культура эпохи средней бронзы. В конце III тыс. до н.э. в истории северокавказских племен происходят важные изменения. Ослабли связи со странами переднеазиатской цивилизации и прекратился приток импортных вещей. Одновременно усиливается общение с менее развитыми степными племенами, активно проникавшими в Предкавказье. Все это привело к угасанию яркой майкопской культуры и переоформлению характера материальной культуры. В период средней бронзы (II тыс. до н. э.) на территории, где ранее бытовала майкопская культура, развивались две культуры -дольменная и т. н "северо-кавказская".

В настоящее время для обозначения круга памятников эпохи средней бронзы археологами употребляется более расширительный термин "северокавказская культурно-историческая общность", выделяя внутри ее ряд родственных культур.

"Северокавказская" культура генетически была связана с майкопской и занимала обширную территорию. На западе ее граница соприкасалась с зоной распространения дольменной культуры Прикубанья, а на востоке подходила к предгорьям Дагестана. Поселения и погребальные памятники этой культуры в значительном количестве открыты в различных местах бассейна р. Кубани (у аулов Хатажукаевского и Уляп, станиц Воздвиженской, Андрюковской, Ново-Лабинской, Суворовской, у г.Усть-Джегута, поселение Гамова балка на р. Куве и в Кабардино-Балкарии (с. Этоко, Каменномостмкое, Камлюко, Малка, Заюково, Чегем I и II, Шалушка, Былым, Кашхатау, Верхний Акбаш, около г. Нальчик и т.д.) Подкурганные захоронения в основном характерны для степных и предгорных районов, а грунтовые могильники - для горных районов. Весьма разнообразны и погребальные сооружения: простые ямы, каменные ящики, гробницы. Покойников, как и прежде, хоронили в скорченном положении, на правом или левом боку. Вместе с тем впервые широко распространяются погребения, в которых умершие уложены в вытянутом положении на спине.

Наиболее отличительной чертой материальной культуры этого времени являются изящно выгнутые боевые и ритуальные топорики и крупные булавы, изготовленные из твердых пород камня (змеевика, диорита), бронзовые тесловидные топоры, листовидные ноки, разнообразные по формам глиняные сосуды, а также украшения - всевозможные бронзовые подвески, пронизи, бусы и булавки с разными навершиями. Все эти предметы зачастую украшались пышной орнаментацией в виде елочек, оттиска шнура, спирали, змеек и т.д.

В основе хозяйства северокавказских племен эпохи средней бронзы по-прежнему лежали скотоводство и земледелие. Скотоводство в то время уже носило отгонный характер. Стада состояли из мелкого и крупного рогатого скота, а также лошадей. Земледелие было мотыжное, выращивали пшеницу и ячмень. Урожай убирали составными серпами с кремневыми вкладышами. Лишь в конце эпохи бронзы широкое распространение получили бронзовые серпы, которые встречались еще в предыдущей эпохе. Огромную роль в хозяйстве играла добыча и обработка цветных металлов. Исключительное богатство металлических изделий свидетельствует, в частности, о превращений Центрального Кавказа в крупнейший очаг металлопроизводства, снабжавшего своей продукцией отдаленные области Восточной Европы. Бронзовые орудия труда, оружие и украшения отливались в двухсторонних литейных формах (такие формы обнаружены у селений Зилги и Былым), а затем дополнительно проковывали и затачивали. Мастерство отделки, богатство орнамента говорит о большом опыте древних металлургов нашего края.

Носители "северокавказской" культуры поддерживали оживленные связи со строителями дольменов, племенами Закавказья и Дагестана. Особенно активны были и контакты со степняками - носителями т.н. "катакомбной культуры". Об их проникновении в среду местного населения свидетельствуют погребальные памятники, открытые во многих местах, например, у г. Усть-Джегута, хут. Холоднородниковского, ст. Суворовская (КЧР) и у г. Майского, у сел. Кишпек, Былым и Нижний Черек (КБР). Через них получили широкое распространение определенные формы глиняной посуды, например, курильницы и такие элементы орнамента, как оттиск шнура и т.д.

Эпоха средней бронзы - время упрочения патриархальных отношений. Но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития местного общества несколько затормозился. По материалам археологических памятников, племена "северокавказской" культуры предстают менее дифференцированными в социальном и имущественном отношениях. На последнем этапе развития "северокавказской" культуры внутри ее создаются предпосылки для возникновения прикубанской и кобанской культур.

Комментариев нет :

Отправить комментарий