Международные спортивные игры в Сочи перевалили за «экватор», однако слухи о возможном срыве Олимпиады, к сожалению, продолжают жить и будоражить население кавказского региона и мировую общественность. С задержанием ряда черкесских активистов, растет волна недовольства в среде зарубежных диаспор адыгов, радикалы которых готовы ринуться защищать «черкесские» интересы по первой команде... Но существует ли реальная угроза срыва Олимпиады в Сочи и что порождает чувство нестабильности в регионе и желание ответить на этот вопрос положительно?
Прежде всего, следует задуматься над источниками угрозы срыва международных соревнований. Безусловно, первыми на кого возникает желание обратить внимание в этой связи, являются черкесские активисты, по мнению которых, Олимпиада в Сочи наносит оскорбление чувствам народов адыгского мира. Однако среди российских представителей активно настроенных черкесских диаспор лиц, чья причастность к подготовке срыва Олимпиады имела бы под собой основания, выявить так и не удалось.
Напомним, что за последнее время органами правопорядка в рамках проведения операции по обеспечению безопасности гостей и участников Олимпиады в Сочи были задержаны некоторые представители черкесских активистов. Среди них: инспектор по правам человека по СКФО, председатель Абазинского национального культурного центра «Абаза» Руслан Камбиев; председатель Черкесского Конгресса Кабардино-Балкарской Республики Руслан Кеш; Аднан Хуаде; Хилми Ачмиз; член Совета «Адыгэ Хасэ» Адыгеи и парламента Конфедерации народов Кавказа Амин Зехов; черкесский общественник Ибрагим Яганов; журналист и главный редактор «Голоса Черкесии» Евгений Ташу; заместитель представителя президента республики в Краснодарском крае Юрий Яхутль и другие. Все они были задержаны по подозрению в связях с террористом, объявленным в федеральный розыск. Стоит отметить, что среди пятнадцати задержанных по этому делу несколько известных героев Абхазской войны, награжденных боевыми орденами и медалями республики.
Все задержанные поддержали отказ представителей черкесов России от экстремистских акций в период Олимпиады в Сочи. Однако их участие в провокациях Саакашвили, вероятно, забыто не было, и вероятности того, что за их консультацией и поддержкой мог обратиться некто, не поддержавший мирные лозунги черкесов, власти, вероятно, не исключили.
Между тем, задержанный по подозрению в контактах с экстремистом Руслан Камбиев заверил, что этого человека не знает. Много вопросов порождает и судьба Асхера Сохта – задержанного руководителя общественной организации «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края. Он сохранял нейтральную позицию относительно «черкесского вопроса» и протеста Олимпийским играм в Сочи, однако высказал критику в связи представлением кавказского этнокультурного компонента в ходе спортивного праздника. В частности, Аскер Сохт заявил, что «исторические сюжеты на церемонии открытия Олимпиады продемонстрировали, что кавказофобия и черкесофобия возводятся в России в ранг реальной политики». «Центральный стадион зимних Олимпийских игр назван черкесским именем, но черкесам там не нашлось места», - подчеркнул Аскер Сохт. Но арестовали ли его по подозрению в связях с террористами, или из-за той общественной и публицистической деятельности, которую он вел в связи с Олимпиадой и репатриацией сирийских черкесов на историческую Родину?
Существуют основания полагать, что против черкесских активистов сегодня ведется целенаправленная деятельность по их компрометации в глазах власти. Так, их активная позиция по ряду вопросов не оставлена без внимания, и любые подозрения неизбежно вызывают дополнительные проверки со стороны органов безопасности. Это, в свою очередь, поднимает мощную волну протеста и акций в защиту черкесских активистов, как среди представителей диаспор адыгов за рубежом, так и среди российских граждан. В чьих интересах данные провокации? Абсолютно точно, что дивиденды от происходящего власти России не получат. Маловероятным кажется здесь и интересы сохранения этнокультурной самобытности народов адыгского мира, главной целью которых является мирная жизнь в стране, где с уважением относятся к социальным правам, культуре и истории адыгов. И, безусловно, даже среди черкесских сепаратистов нет тех, кто желал бы сформировать о представителях своего народа стереотип потенциальных террористов.
Поэтому вполне справедливую точку зрения высказывают те политологи, которые считают, что недовольство черкесов в связи с Олимпиадой возникло не само по себе, а было «раскручено» кем-то извне. Например, такой точки зрения придерживается научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко. «Их (черкесов) кто-то раскручивает на недовольство. Есть разные люди и в Вашингтоне, и в Тбилиси, хотя там сейчас подобная активность спала», - считает политолог.
Для того, чтобы убедиться в правомерности слов российского эксперта, достаточно посмотреть, кто финансирует диаспоры черкесских активистов за рубежом. Так, Черкесский культурный центр в Тбилиси, получивший полную поддержку местных властей, был открыт на деньги фонда Агентства США по международному развитию. Именно он при поддержке активистов западных неправительственных организаций, начал активно раскручивать идею «черкесского геноцида» и недопустимости проведения Олимпиады в Сочи. За несколько лет своей деятельности центр объединил под своим началом множество различных неправительственных организаций черкесской направленности.
Исключительно на деньги западных инвесторов существуют и не имеющие реальной поддержки адыгов внезапно появившиеся организации, путем демонстраций выражающие международной общественности «общую позицию черкесов». Среди них, например, Латвийский черкесский культурный и правовой центр под руководством Тлупова Мухаммада, Иорданское черкесское национальное движение, которое возглавляет Адель Башкави, Американский международный черкесский союз во главе с Иядом Йогхаром и другие.
Именно зарубежные организации высказывают свои опасения относительно приуроченных к Олимпиаде терактов, создавая тем самым вокруг места проведения игр атмосферу повышенной напряженности. Именно эти организации и первыми выступили с лозунгами неправомерности проведения Олимпиады на месте гибели черкесского народа и организовали активную борьбу «за права» черкесов. Так, Американский фонд «Джеймстаун» еще в 2008 году первым выдвинул тезис о том, что место проведения Олимпиады является «территорией массовой гибели черкесов в период Кавказской войны XIX века». Поддержали инициативу фонда и представители правительства других стран, лидировала среди которых саакашвилевская Грузия.
В 2011 году официальный Тбилиси первым в мире признал убийства и массовые депортации черкесов «геноцидом», призвав Запад объявить бойкот сочинской Олимпиаде. Вслед за этим они открыли мемориал геноцида черкесов в городе Анаклия, находящемся в 200 километрах южнее Сочи рядом с Абхазией. Сегодня под предлогом «восстановления исторической справедливости» структурами, близкими к партии Михаила Саакашвили, спонсируются и организуются массовые акции протеста в «поддержку интересов черкесов». Не без удовольствия приверженцы перебравшегося в США бывшего президента взирают и на развернувшийся сегодня в стране поиск террористов в среде ведущих представителей черкесов.
Хватает сегодня прорицателей черкесского возмездия в виде террористических актов в Сочи и в Турции, США и Израиле. По мнению политолога Абдуллы Истамулова, «сейчас израильские и американские политологи, используя различные исторические события, пытаются рассорить между собой черкесов и абхазов, черкесов и кабардинцев, черкесов и адыгейцев для достижения краткосрочных политических задач на Кавказе, в том чисел в вопросе дискредитации России».
Необходимо сказать и об отдельных общественных лицах, чей интерес и желание отстаивать права черкесского народа как минимум вызывают удивление. Так внезапную озабоченность судьбой черкесского народа, вернувшись из международного турне, высказали вчера узнавшие о существовании адыгов представительницы скандально известной в России группы Pussy Riot. В этой связи очень правомерным кажется мнение преподавателя Высшей школы экономики, эксперта Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), Станислава Апетьяна. Он полагает, что действия активистов правозащитных организаций, которые наперебой приглашают новоявленных «борцов за права человека» Надежду Толоконникову и Марию Алехину (а не настоящих правозащитников), объясняются прежде всего тем, что восприятие европейской общественности сильно искажено благодаря усилиям масс-медиа антироссийской направленности. При этом в России абсолютно ясно, что «ни Толокнникова, ни Алехина никакими правозащитниками не являлись и не являются, и можно с уверенностью утверждать, что никогда ими не будут, ибо они «предназначены» для других целей», - справедливо полагает Станислав Апетьян.
Таким образом, становится очевидным, что сегодня именно из-за рубежа в Россию проникают сведения о возможных терактах под конец (или сразу после) Олимпиады, зачинщиков которых, не имея реальных подозреваемых, власти пытаются отыскать среди черкесских активистов.
Но насколько реальна сегодня угроза террористических акций на Кавказе? Безусловно, отнестись к данному вопросу серьезно заставляют, как минимум, последние теракты в Волгограде. Между тем, по мнению члена Государственной Думы Семёна Багдасарова, «теракт в Волгограде, а также серия взрывов на территории РФ в последнее время объясняется тем, что в Россию проникла радикальная форма ислама – радикальный политический салафизм». Кроме салафитского движения, можно отметить также радикальные международные организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», штаб-квартира которой находится в Лондоне, пакистанская «Таблиги Джамаат», а также центральноазиатские террористические организации». «Салафизм сейчас напоминает ранний коммунизм. У них есть свой Карл Маркс – Аль Харани, Владимир Ленин – Аль-Ваххаб, Лев Троцкий – Шукри Мустафа, – говорит депутат. – Мы имеем дело с высокоидеализированным исламом. Это мощнейшее движение во всём мире. Это далеко не северокавказская проблема, это проблема всей России, поэтому не стоит удивляться, что теракты совершил человек с фамилией Соколов. Это далеко не северокавказская проблема», – считает депутат.
Между тем, об отсутствии намерений по использованию в борьбе за свои цели террористические и иные запрещенные законом методы представители черкесских ассоциаций говорили ни раз. Примером этому может послужить заявление от 12 января, опубликованном от имени председателя общественного движения «Адыгэ Хэкужь – Черкесия» Абубекира Мурзакана, председателя общественного движения «Право на Родину» Юрия Яхутля, председателя общественного движения «Хасэ» Кабардино-Балкарии Ибрагима Яганова, председателя городской организации Майкопа «Адыгэ Хасэ – Черкесский совет» Заурбия Чундышко, руководителя Черкеcского научно-исследовательского института «TIM» Заура Гъэдыуаджэ, исполнительного директора общественной организации «Насып» (США) Емыша Жантии, представителя международной организации «Патриоты Черкесии» Бырса Бюлента (Турция), координатора общественного движения «Черкесский союз» Руслана Кеша.
В заявлении говорится следующее: «Произошли террористические акты, раздаются призывы религиозных экстремистов к проведению террористических атак, экстремистские сайты и группировки используют тему черкесского геноцида, угрожая новыми террористическими и информационными атаками. В связи с этим мы, представители черкесских национальных организаций, заявляем, что отвергаем любые криминальные действия, включая терроризм и экстремизм». Авторы заявления подчеркивают, что ведут «борьбу за право на единство, сохранение и развитие черкесского народа исключительно в рамках правового поля - с учетом законодательства стран проживания черкесов, в рамках международного права. Любые попытки связать черкесское национальное движение с проявлениями экстремизма, являются провокациями, направленными на его дискредитацию. Черкесское национальное движение последовательно и строго придерживается светских принципов и идей демократии, выступает исключительно за цивилизованное решение всех существующих проблем».
Таким образом, в действительности задачи, которые ставятся черкесским движением, с задачами антироссийских сил расходятся. В то время как геополитические противники России стремятся к ослаблению Российской Федерации, главная цель черкесских ассоциаций состоит в обеспечения соблюдения прав и свобод своего народа, предусмотренных международными актами.
Безусловно, обстановка на Северном Кавказе сейчас крайне напряженная, но усугубить ситуацию в ближайшем будущем может скорее сирийский, чем черкесский вопрос. Так, среди пользующихся поддержкой народа черкесских активистов нет стремящихся добиться своих целей посредством терактов. Однако воздействие террористических группировок на Кавказ увеличивается, и в значительной мере это связано с происходящим в Сирии. По мнению представителя внутренней сирийской оппозиции, члена руководства «Народного фронта за перемены и освобождение» и «Коалиции сил за мирные перемены» Кадри Джамиля, сегодня в Сирии зарождается новая ячейка международного терроризма, которая в случае скорейшего нерешения сирийского вопроса, распространится на весть ближневосточный и кавказский регион.
Именно поэтому попытки связать черкесский фактор с ростом террористической угрозы неправомерны и исходят прежде всего от сил, заинтересованных в дестабилизации внутренней обстановки в Российской Федерации, и, как следствие, ослабления ее роли на международной арене.
Ю.Чмеленко//kavkazoved.info
Комментариев нет :
Отправить комментарий