Адыги больше ценили
родственные отношения и искреннюю дружбу, чем богатство, что отразилось в их
пословицах и поговорках. «Цlыфым нахь лъапlэ щыlэп» - «Нет на свете ничего
дороже человека»; «Лъэпкъынчъэр-насыпынчъ» - «Человек без рода несчастен».
Адыги считают своими родственниками всех однофамильцев, где бы они ни жили, и
даже таких дальних родственников, про которых русская поговорка гласит:
«Седьмая вода на киселе». Они завидуют не тем, у кого много денег, а тем, у
кого много родственников и друзей.
Из-за стремления
приобрести как можно больше родственников и друзей, у адыгов возникли разные
обычаи и традиции, которые способствовали установлению искусственного родства
между различными семьями и их родственниками.
В прошлом, как и у
других народов Кавказа, у адыгов был обычай аталычества. Он заключался в том,
что ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в чужую семью, и по истечению
определенного времени он возвращался в родительский дом. Само слово
«аталычество» происходит от слова «аталык». Аталыком называли человека, который
взял ребенка на воспитание, а самого ребенка называли «къан», «пlур», что
означает «воспитанник».
В одних источниках
утверждается, что ребенка отдавали на воспитание сразу же после рождения, и он
возвращался в дом родителей только по достижении им совершеннолетия. В других
источниках указывается, что его возвращали в родительский дом, когда ему
исполнялось 7-8 лет.
Некоторые утверждают,
что ребенка отдавали аталыку только после достижения им 8-9 лет, для обучения
его наездничеству, обычаям и традициям адыгов, рыцарскому этикету.
На наш взгляд, когда
возник обычай аталычества и бытовал ли он у всех сословий, время пребывания у
аталыка не играло особой роли – здесь был важен сам факт установления
искусственного родства. Впоследствии, у разных сословий и племен выработалось
разное отношение к этому обычаю. Феодалы, всегда извлекавшие пользу из всех
обычаев и традиций народа, и здесь не растерялись. Они приспособили обычай
аталычества к своим задачам и стремлениям. В более поздний период аталычество
приобрело классовый характер и бытовало в основном среди князей и дворянства, о
чем повествует Хан-Гирей.
Адыги уделяли большое
внимание воспитанию детей, их здоровью, физической и духовной красоте. Об этом
говорят многочисленные обряды и песни, связанные с рождением и воспитанием
ребенка в семье.
Если аталык забирал
ребенка сразу после рождения, естественно, все эти обряды проводились в доме
аталыка. К ним еще добавлялся обряд «пlургъэлъагъу», что означает «показ
воспитанника». Этот праздник устраивался, когда впервые брили голову
воспитаннику и показывали его гостям, приглашенным по этому случаю. Гости
одаривали его. В числе гостей бывали чаще всего и его родители.
Аталык воспитывал
чужого ребенка так же тщательно, как своих детей, и относился к нему так же
строго. Известно, что адыги не носили траур по поводу смерти своих детей, и
считалось неприличным показывать свою скорбь, а вот по поводу смерти
воспитанника дворянство демонстрировало свою печаль.
У адыгов замужним
женщинам запрещалось танцевать на разных торжествах, но на пиршестве, которое
устраивалось в честь возвращения воспитанника в родительский дом, жена аталыка
имела право танцевать.
При рождении своего
воспитанника аталык заказывал импровизаторам песню, в которой воспевалось
будущее ребенка, что по отношению к родному ребенку считалось бы верхом
неприличия у адыгов.
Чтобы стать аталыком,
нужно было быть достойным, уважаемым в обществе человеком, смелым наездником,
соблюдающим адыгский рыцарский этикет. Ведь всему этому нужно было научить
своего воспитанника. Немало внимания уделял аталык и закаливанию ребенка,
который впоследствии должен был переносить и голод, и холод, и физическую боль
не только без стона, но и с презрительной улыбкой на устах.
Аталык совершал со
своим воспитанником дальние переходы, брал его с собой для участия в набегах,
воспитывая в нем достойного защитника Родины, бесстрашного война.
Девочек тоже отдавали
на воспитание в чужую семью. Воспитанием ее занималась жена аталыка – приемная
мать. Она учила девочку шить, вышивать, готовить и прилагала все усилия к тому,
чтобы научить ее адыгским обычаям, традициям и этикету. Воспитанница, под
надзором приемной матери, посещала все мероприятия и игрища, в которых по
возрасту ей надлежало принимать участие. По достижении ею совершеннолетия,
девушку возвращали в родительский дом с большими почестями, как и воспитанника.
Когда воспитанница
выходила замуж, приемная мать получала большие подарки от жениха.
Воспитанники и
воспитанницы на всю жизнь сохраняли сильную привязанность к приемным родителям
и их детям. Иногда приемных родителей они любили больше, чем собственных
родителей, а детей аталыка – больше, чем родных сестер и братьев.
Комментариев нет :
Отправить комментарий