Кавказско-польские
отношения имеют давнюю и продолжительную историю, которая восходит к средним
векам XVI столетия. Они
были связаны с борьбой адыгов, горцев Северного Кавказа против турецкой агрессии,
с нашествием крымских татар, со стремлением народов края найти опору и союзника
в этом судьбоносном деле отстаивания независимости и свободы.
Западные адыги в
защите своей Родины значительные ставки делали на польско-литовское государство[1],
после попыток установить покровительские связи с русским двором.
Восточные адыги
- кабардинцы, как известно, смогли вступить в союзнические отношения с Иваном IV Грозным, ставшие впоследствии плодотворными
в борьбе с агрессией крымских ханов.
Западно-черкесские
князья, потомки Сибока в XVI-XVII вв. заимели сильные позиции при польском
королевском дворе.
Польско-литовский
королевский дом искусно играя на русско-крымских противоречиях, проводил
политику ослабления российского государства, а военную силу Западной Черкесии
желал использовать как средство в осуществлении своих планов по разделу России,
захвату царского престола[2].
Одним словом адыги, горцы Северного Кавказа в XVI-XVII вв. и в
последующие периоды истории оказываются инструментом в дипломатическом и военном
противоборстве между Речи Посполитой и Россией. В этой схватке свои корыстные
цели преследовало и крымское ханство.
Черкесские
князья выходили за рамки отводимой им роли и проводили собственную политику по
поиску надежных союзников в укреплении своих владельческих прав в кровавой
междоусобной войне. Защита родной земли от внешней агрессии, из-за отсутствия
государства у адыгов не могла быть, к сожалению, задачей национальной
политики, поэтому первая не составила проблему общенародной заботы.
Несмотря на
содержательность в научно-познавательном, прагматическом и политическом
планах, с одной стороны, актуальность и источниковую обеспеченность
сформулированной выше проблемы, с другой стороны, последняя не стала предметом
целенаправленного анализа. Предлагаемое вниманию читателей исследование, как
мы полагаем, является попыткой обозначить новое направление научного поиска в
отечественной исторической науке о Кавказе.
Потомки князя
Сибока, - как пишет польский историк X. Граля[3], -
шли на службу к польским королям. В частности, в манифесте Зигмунда II Августа от 5 августа 1561 года сказано,
что у него в войсках находятся отряды Гаврилы и Кассима Камбулатовичи, также
Олешки - князей Пятигорских... коллеги Темрюка Шумковича. У них были гербы
Литовские и Черкесские[4]. Эти
и другие исторические факты отмечает и кабардинский исследователь
генеалогических проблем В.Н. Сокуров.
На сторону
польского короля перешел также сын князя Сибока Куда-дек (Александр), который
как и названные .выше князья, русский царь объявил врагами «земли русской»[5].
В Речи
Посполитой черкесские князья и их дружины (дворяне - уорки. -К.М.) получали земельные уделы и
жалованье. В топонимике Речи Посполитой появились черкесские названия.
Отпрыски черкесских князей роднились со знатнейшими татарскими фамилиями Литвы
и Польши. Так, князь Кассим сохранил свою исламскую веру и сына своего Ахмета в
1592 г. женил на татарке Софье Шейхувне Барыньской из весьма уважаемой и
почитаемой в Речи Посполитой семьи[6].
Князья из
Западной Черкессии играли в Речи Посполитой роль дипломатов в развитии
политических отношений между польским и крымским дворами. В таком качестве, -
как свидетельствуют польские источники, - в период деятельности Стефана Батория
выступал черкесский князь Адриан Камбулатович[7].
В свою очередь
польские короли покровительствовали западно-черкесским князьям. К примеру, в
послании Сигизмунда III к русскому царю
Федору в начале 1592 г. выражена просьба освободить из неволи князей
черкасских: Тытэрка, Пшимофтука и Солтана, братьев ротмистра нашего князя
Темрука Семеновича Черкасского...». Они жили на реке Кубани недалеко от Азова
и оказались в плену у донских казаков во время их наезда. Вскоре по царскому
решению князья были «...отпущены домой в Тетрук - город»[8].
В королевской
армии Речи Посполитой только в 1580 г. служили: рота Темрюка (146 всадников), а
в районе Пскова дислоцированы две роты пятигорских черкесов - Темрюка и
Галимбека. Две последние включены в состав королевской гвардии за особые
заслуги[9].
О жизни
черкесских князей и дворян в Речи Посполитой XVII-XVIII вв. нам пока
ничего неизвестно, но как говорит доктор истории X. Граля с которым автор этих строк хорошо знаком по совместной
работе в 2000 г. в Варшавском университете, в Польше сохранились старые
адыг-ские кладбища вышеназванного периода.
В ожесточенной
борьбе за лидерство в славянском мире Россия одерживает победу и в результате
трех разделов Речи Посполитой (1772 г., 1793 и 1795 гг.) значительная часть
Польши и Литвы отходит к первой. В этих условиях князья и дворяне Западной
Черкесии меняют своего патрона и союзника. Турецко-крымская ориентация князей
и дворян в данном регионе получает серьезную и прочную социальную поддержку
вплоть до окончания русско-кавказской войны (1864 г.).
Восточные адыги
- кабардинцы, имевшие в средние века традиционно теплые отношения с Россией, в XIX в. становятся активными проводниками
политики царского самодержавия в Царстве Польском.
Царское
правительство, учитывая исторические связи черкесов с Польшей, решило
использовать их в первую очередь в своей колониальной политике в Царстве
Польском. Ряды черкесов были расширены выходцами из других народов Северного
Кавказа.
Орудием в
колониальной политике России в Царстве Польском являлся Кавказский
конно-черкесский полуэскадрон, созданный царским правительством в конце 20-х
годов XIX века. Позже он
преобразован указом российского императора в Кавказско-конно-горский дивизион
(2 июля 1835 г.)[10].
Этот воинский контингент поддерживал колониальный «порядок» в Варшаве и во
всем Царстве Польском, участвовал в подавлении антироссийских восстаний
1830-1831 гг. и 1863 года.
Комплектованием
полуэскадрона (дивизиона) занимался главнокомандующий Отдельным Кавказским
корпусом «...вместо отслуживших свой срок, - читаем распоряжение
главкома-военнослужащих... следует отправить с Кавказа в Варшаву новую сотню
горцев... охотников (добровольцев. - К.М.)
из горских племен, обитающих на Кавказской линии и Черномории для
поступления на службу...»[11].
Будущие всадники
должны были прилично одеты и иметь хороших лошадей и сбрую согласно положению
«О Кавказско-конно-горском полку».
Большой охоты
служить в Варшаве у адыгов, горцев Северного Кавказа не было. Шли служить
немногие, а большинство отказывалось ехать в далекий край, предпочитая остаться
в Петербурге, в Лейб-Гвардии Кавказ-ско-Горском полуэскадроне.
Так, в рапорте
начальнику Центра Кавказской линии Исхак Келеметов изъявил «желание служить в
Лейб-Гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне, но в Кавказско-конно-горский
полуэскадрон в Варшаву отказался».
В числе первых в
Царстве Польском служил Шора Ногмов, хотя и недолго, но успел отличиться.
В январе 1831
года «он причислен к квартире гвардейского корпуса, в феврале, в числе прочих,
перешел границу Царства Польского и с 29 апреля по 4 июня, под командою
Хан-Гирея, состоял в отряде генерал-лейтенанта барона Остен-Сакена... и
встретившись в Блинках с ротою инсургентов (повстанцев. - К.М.), принимал деятельное участие в окончательном ее поражении...
с 16 июня по 4 июля он участвовал в преследовании отряда генерала Гелгуда до
прусской границы, а 3 октября присоединился в Варшаве лейб-гвардии к
Кавказскому полуэскадрону; затем в феврале 1832 года он возвратился в
Петербург»[12].
За участие в сражениях по подавлению польского восстания (1830-1831 гг.) Шора
Ногмов получил[13]
знак военного ордена св. Георгия 5 степени. В разгроме польского восстания
участвовал и корнет Яхья Очеритлов - уздень.
21 декабря 1834
г. по окончании срока отпуска с Кавказа для продолжения службы в Варшаву
отправлен оруженосец Лейб Гвардии Кавказско-горского полуэскадрона Хабиш
Анзоров[14]. В
том же году в Варшаву, после краткосрочных сборов в г. Ставрополе, на службу
посланы чеченцы, кабардинцы - 5 чел. и из закубанских[15]
горцев - 4.
В 1840 г. чин
прапорщика в Варшаве получил житель Малки Абдрахман Андрухаев.[16]
Вместе с ним в
Варшаве служил и корнет Умар Кунашев, который 18 июня 1840 г. был направлен
«...во Владикавказский казачий полк для продолжения своих служебных
обязанностей».
В Кавказском
конном горском дивизионе служили и вернулись домой из Варшавы майор князь
Касаев Докшуко (был в Польше с 1837 года), поручик Захар Хаудов и 11 всадников[17].
В составе 11
всадников из Большой Кабарды, которые возвратились 30 августа 1846 г. на
Родину-Кавказ были: Шупи Кожоков, Заурбек Модранов, Умар Шогенов, Дох Абазов,
Исхак Губжоков, Слит Мусов, Али Гукежов, Умар Хачетлов, Хатокшуко Казиев и
Магомет Мисостов[18].
Мы склонны
думать, что горцы, демобилизованные из Варшавы, рассказывали своим землякам
все «прелести» заграничной службы, выполнения ими полицейских функций. Последнее
было противно духу, менталитету адыгов, горцев Северного Кавказа и поэтому
желающих служить в Варшаве становилось все меньше.
Были случаи «...
удаления за неблагонадежность...» горцев-всадников Варшавского Кавказе
конно-горского дивизиона, которые фиксировались довольно часто в решениях
Штаба Кавказской линии и Черноморья"[19].
К рекрутированию
новобранцев в Кавказский конно-горский полуэскадрон (дивизион) был «подключен» даже Кабардинский временный суд. Так, 14 декабря 1846
г. начальник Центра Кавказской линии писал «...предлагаю Кабардинскому
временному суду немедленно распорядиться о приглашении из кабардинцев
охотников к поступлению на службу конногорский дивизион всадниками... на
снаряжение они получать... положенное пособие».
Пристав «...карачаевских
народов старшина Мистулов донес, что желающих служить в декабре 1846 г. в
Кавказском конно-горском дивизионе, нет. И не будет в будущее время» . Однако
посулы, определенные материальные стимулы, административные меры воздействия и
игры на патриотических чувствах адыгов, горцев Северного Кавказа,
способствовали набору охотников в Кавказский конно-горский дивизион в Варшаве.
18 января 1847
г. с Северного Кавказа изъявили желание служить от Дигорского общества
(Северная Осетия. - К.М.) - Иналуко Казбеков
-16 лет (старшина), Бекмурза Нафонов - 24 л. (кабардинский уздень - дворянин. -
К.М.), Матгерий Эркенов - 25 лет
(кабар. уздень), Магомет Эркенов - 22 л. (кабар. уздень) и Бембулат Кануков -
21 л. (осетинский старшина)[20]. Из
Малой Кабарды захотели служить в данном дивизионе 5 человек. Тем не менее
власти вынуждены были констатировать, «...что желающих служить в данном
дивизионе было мало и отмечалась угроза недокомплектования части»[21].
В разные годы в
Варшаве, Польше служили кабардинский уздень, корнет по армейской кавалерии
Бекмурза Кармов, майор, князь Каспулат Карамурзин, уроженец Кубанской области,
ротмистры, князь Шахим Лоов из аула Лоовского, Кучук Лиев, князь Татлюстан
Ахедяков (Ахиджаков -К.М.) из Кубанской области[23]. За
усердное служение российскому самодержцу высокие воинские звания и Ордена
разного достоинства имели Тавшуко Улагай (штабс-ротмистр), князь Пшемафа Сидов
(штабс-ротмистр) с Кубанской области, а Бунахо Базоркин (Терская область) дослужился
до полковника[24].
Свободолюбивые
горцы Северного Кавказа ценили не только верность данной присяге, но и уважали
людей, народы стремившиеся к независимости, свободе. Они хорошо помнили
ссыльных польских офицеров, которые помогали адыгам, горцам Северного Кавказа в
30-60-х годах XIX века вести
борьбу против колониальных войск российского самодержавия, хранили в памяти
светлый образ полковника Т. Лапинского (Тофик-бея), помогавшего черкесам в их
священной войне за право жить на собственной земле. Поэтому нам вполне понятны
донесения царских жандармов о том, «... чтобы в числе охотников не было людей
дурного поведения и в особенности тех, кто уже находились в Варшаве и удалены
за неблагонадежность»[25].
Действительно многие охотники Варшавского горского дивизиона отказывались
служить и выполнять жандармско-полицейские функции в Царстве Польском,
переходили на сторону поляков и оставались жить здесь. Об этом свидетельствуют
архивные документы и надгробные памятники, сохранившиеся в современной Польше.
В конце XIX - 1917 г. кавказцы служили не только в
горском конном дивизионе, но и в казачьем горском полку. Ясную картину
всадников кавказской конной дикой дивизии, шагающих по улицам Варшавы в годы
1-й мировой войны, рисует в своих воспоминаниях Войцех Коссак .
После революции
и гражданской войны в России (1917-1920 гг.) сотни представителей
национально-демократической и военной интеллигенции народов Северного Кавказа
оказались в воссозданной из обломков колониального режима Польском
государстве.
В 20-30-х годах XX века в Польше действовал один из мощных
центров северокавказской политической эмиграции, который организовывал силы по
борьбе против Советской власти.
Приехавший в
Париж в 1927 году внук имама Шамиля Сайд Шамиль рассказывал генералу Султан
Клыч-Гирею о том, что в Турции, Чехословакии и Польше создана «Народная партия
горцев Северного Кавказа» из числа белогвардейцев с целью свержения Советской
власти на Кавказе и создания буржуазной Северо-Кавказской республики[26]. В
этой партии состояли: генерал Л. Бичерахов, А. Кантемиров, Т. Чермоев, В.
Джабагиев, Г. Баммат и др. Польский центр партии выпускал журнал «Кавказ» (30-е
годы XX в.).
Деятельность польского филиала «Народной партии горцев...» может, с нашей точки
зрения, стать самостоятельной исследовательской задачей.
Таким образом, в
истории Польши мы видим четкие следы черкесского, северокавказского прошлого,
которые протянулись от средневекового к новейшему времени. Их глубокое и
всестороннее изучение - задача современного кавказоведения.
[1] См.: X. Граля (польский историк, который занимается проблемами истории
польско-русских отношений 16-17 веков) «Князья черкесские в XVI веке в Речи Посполите» // Магазин исторических
знаний. Варшава, 1999. С. 25-30.
[2] См. Новак А. Как разрушить Российскую Империю? Идея польской восточной
политики. Краков, 1999.
[3] Граля
X. Указ. раб. С.
25-26.
[4] Сокуров
В.Н. Институт выезда на службу у черкесов / Эльбрус, 1999.. №1. С. 102.
[5] Граля
X. Указ. раб. С.
26.
[6] Там же. С. 28.
[7] Там же. 178
[8] Граля
X. Указ. раб. С.
29.
[9] Там же. С. 30.
[10] ЦГА КБР, ф-16, оп.1, д. 614,
л. 1; Вилинбахов В.Б. Из
истории русско-кабардинского боевого
содружества. Нальчик, 1982. С. 204-205.
[11] ЦГАКБРФ-16, оп.1,д. 614, л. 1. 2 Там же, л. 9.
[12] Ногмов
Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1947. С. 15-16.
[13] Там же.
[14] ЦГАКБР, ф-16,оп.1,д. 1607, л. 76.
[15] ЦГАКБР, ф-16, оп.1,д. 42, С.
85;д.49, л. 157-160, 161
[16] ЦГАКБР, ф-16, оп.;д. 62, л.
[17] ЦГАКБРФ-16, оп. 1.д. 601, л.
1-3,5.
[18] Там же.
[19] ЦГАКБРФ-16, оп.; д. 614, л. 1
(оборот). Там же, л. 7.
[20] Там же, лл 13, 14,22.
[21] Там же.
[22] ЦГАКБРФ-2, оп.1,д. 1092, л. 3.
[23] ЦГАКБР Ф-6, оп. 1, д. 241, лл.
3-5.
[24] Там же, лл. 3-5.
[25] ЦГАКБРФ-16, оп.1, д. 614, л. 1
(оборот).
[26] Граля
X. Указ. раб. С.
29.
***
М.А.Кошев. Кавказцы в истории Польши (Постановка проблемы)
// Библиотека Адыгейского республиканского Института
гуманитарных исследований им. Т.М.Керашева
Комментариев нет :
Отправить комментарий