Наиболее полно
существующие сведения о происхождении названия Кабарда представлены в
исследовании известного специалиста по адыгской ономастике Дж. Н. Кокова,
однако и у него нет однозначного ее объяснения. Указывая на этот факт, историк
Ч. Э. Карданов в своей книге, вышедшей в 1997 г., сделал вывод: хотя адыги,
населявшие Кабарду, и назывались кабардинцами, происхождение самого названия
остается неизвестным. О возникновении названия Кабарда есть и публикации
фольклорных текстов, а также статья А. И. Абдокова «Откуда пошло название
Кабарда?», представляющая собой, главным образом, пересказ этих текстов.
Возникновение термина Кабарда одно из преданий относит ко времени пращура
кабардинских князей — Инала. Оно повествует, что у князя Инала когда-то гостил
ферендж (генуэзец)-паша. Паша, будучи знакомым с обычаями адыгского
гостеприимства, дал знать Иналу, что у него к нему есть большая просьба.
Последний, не подозревая козней коварного гостя, обещает ему все, о чем он ни
попросит — за исключением лошади и оружия. А паша попросил ни много ни мало —
жену-красавицу. Гордый князь оказался в крайнем затруднении, которое могло
закончиться трагической развязкой. Но тут сама жена разрядила обстановку,
напомнив мужу, что и гость перед этим обещал исполнить любую просьбу Инала,
если он ему ее отдаст. В тот период Инал и ферендж-паша находились в состоянии
противоборства, и княгиня посоветовала мужу попросить у гостя, чтобы он увел
всех своих воинов из адыгской земли. В этот момент тлекотлеш Кабард Тамбиев
сумел уговорить Инала пойти на уступки и поступить согласно совету жены, обещав
при этом, что он ее вскоре освободит без ущерба для чести мужа. Князь
согласился, ферендж-паша также уступил его просьбе. Как только гость успел
покинуть землю адыгов, Кабард Тамбиев, выполняя свое обещание, напал на
ференджей и вернул княгиню князю. В благодарность за такой смелый поступок Инал
пожелал назвать территорию, управляемую Тамбиевым, Кабарда (Къэбэрдей) и
завещал своим сыновьям не заменять это наименование. Есть и другое предание о
происхождении названия Кабарда в записи Талиба Кашежева, также связанное с
Кабардом Тамбиевым и его женой. Но претендент на ее руку уже другой — калмыцкий
хан. В поисках нового места заселения Кабард Тамбиев «достиг кургана Курей, по
левую сторону реки Малки, напротив того места, где ныне находится станица
Прохладная». Хан, которому в то время принадлежали эти и близлежащие земли,
отдал Тамбиеву «во владение то место, где ныне находится аул Лафишева. Здесь он
построил себе сакли, обзавелся хозяйством и жил в полном довольстве несколько
лет». Тем временем до хана донесся слух, что у Кабарда есть жена необыкновенной
красоты и, решив заполучить ее любой ценой, он «предложил ему поменяться
женами». Кабард отказался от подобной сделки. Тогда хан предложил Кабарду
просить у него взамен его жены все, что угодно, в противном случае угрожая взять
ее силой. И здесь жена выручила мужа. По ее совету Кабард предложил хану
«сейчас же удалиться в свои степи». После некоторого замешательства хан
согласился на предъявленное условие, и «Тамбиев сделался владельцем огромного
пространства земли, но, считая старое место несчастливым, он перенес свой аул
за реку Баксан, на правую ее сторону, на то самое место, где он стоит и поныне».
Касаясь более ранних исследований по данному вопросу, остановимся на некоторых
из них. «Происхождение названия Кабарда установить трудно», — этот вывод
Клапрота, сделанный им еще в 1808 г., как отмечено выше, до сих пор остается в
силе. Более того, то, что казалось ему просто трудным, может сделаться
невозможным. В сведениях Клапрота одно положение напоминает концовку предания в
записи Кашежева. Академик, не соглашаясь с Рейнеггсом, который выводил название
Кабарда «от реки Кабард в Крыму и от слова «да» — деревня», свидетельствовал:
«Еще и теперь называют многих черкесов — «кабарда», а именно узденей (дворян)
из рода Тамби у реки Кишбек, впадающей в Баксан». Далее Клапрот, пожалуй,
первым вводит в научный оборот сведения венецианского посланника Иосафата
Барбаро, который в 1474 г. «называет уже тогда теперешнюю Кабарду этим
именем». О Кабарде этого времени мы почти ничего существенного не знаем. И
уже поэтому нет оснований ни утверждать, ни отрицать мнение Клапрота. В самом
деле, подразумевал ли Иосафат Барбаро Кабарду? Процитируем его: «За Кремухом
обитают разные народы, в недальнем расстоянии один от другого, как-то: киппики,
татакозцы, собайцы, кавертейцы и ас или аланы...». Сравнивая сведения Иосафата
Барбаро и Клапрота, надо заметить хронологическую дистанцию почти в три с
половиной века. В начале XIX в. Клапрот считал, что «Кабарда» как название
распространено только на незначительной части и именно на узденей фамилии
Тамбиевых. Из этого следует: кабардинцами себя называли только потомки Кабарда
Тамбиева. Так мог ли столь незначительную местность и ее обитателей иметь в
виду Иосафат Бар-баро? Вряд ли. Вероятно, под кавертейцами он подразумевал
каких-то (возможно, часть адыгского этноса) других жителей другой местности,
носившей наименование Кабарда (Кабарта). По крайней мере, о кавертейцах
Иосафата Барбаро мы знаем не больше, чем о киппиках, татакозцах, собайцах, а о
них, кроме неубедительного утверждения В. К. Гарданова о том, что они являются
сопредельными с кавертейцами черкесскими народами, ничего вразумительного
историки не сообщают. Пятигорские черкесы (позднее кабардинцы) и Кабардия
(Кабарда) — не совсем одно и то же, что мы имели в виду, говоря о кавертейцах
Иосафата Барбаро: они существовали более или менее одновременно, причем
Кабардия (Кабарда) вытеснила этноним «пятигорские черкесы». Понятно и то, что
жители этой местности давали имена своим детям по ее названию. В том числе и
Кабард Тамбиев мог получить свое имя именно таким образом. На связь
«кабартинских» адыгов и пятигорских черкес указывает Никоновская летопись за
1556 г. Упоминая о пятигорских черкесах, она же в 1557 г. сообщала о послании
Канклыча Кану-кова «от братии от кабартынских князей черкаских от Темрюка», а в
1558 г. того же Канукова «государь отпустил в Кабарту в Черкасы». Религиозные
представления части адыгов, заселивших местность под названием Кабарда, могли
сыграть связующую роль кабардинцев с русскими. По этому поводу Ногмов пишет:
«Вероятно, эта христианская вера, распространенная в древности греками между
Черным и Каспийским морями, была еще в большей силе у нашего народа. Эта
причина побудила его искать союза с русскими, как с единоверцами, и прибегнуть
под покровительство царя Иоанна Васильевича...». Об этимологии названия Кабарда
существует и другая версия. Академик И. А. Гюльденштедт пишет: «Кабарда
называется на грузинском языке: стороною, в сторону или на другой стороне.
Посему имя сие, может быть, грузинское и взято от положения в отношении
Грузии»11. Еще одно наименование Кабарда приводит И. Ф. Бларамберг: «На карте
Средиземного и Черного морей, подготовленной в 1497 г., можно прочесть название
«Kabardi», написанное красными буквами несколько к востоку от Таганрога...».
Видимо, это же название отразилось на известных генуэзских и венецианских
картах XIV—XV вв., хотя оно на них
запечатлено к западу от Таганрога. В
географии Грузии Вахушти, составленной в 1745 г., сказано: «Овсы поселились в
горах Кавказа, Овсетия (собственная) стала называться Черкессией или Кабардой,
а горы Овсетией». А в истории Грузии Вахушти читаем: «После разорения Осетии
Тимуром она стала называться «Кабардо», ибо осетины удалились вглубь Кавказских
гор». Такого рода переименование этнонима на топоним встречается довольно
редко, но от этого не менее объяснимо и переименование части черкесов на то же
название: те и другие в разное время занимали место «вглубь Кавказских гор»,
координаты которого в свое время не были зафиксированы, а впоследствии стерлись
в памяти народа. На отмеченную выше связь наименования Кабарда с верованиями
греко-римского происхождения косвенно указывают и сохранившиеся в нашем крае
географические названия. «Следы христианства, — свидетельствует Ногмов, — еще
очень свежи в памяти народной: теперь еще говорят о том, что предки почитали за
пророка Аус Герге, т. е. греческого Иисуса». Ключ к разгадке тайны топонима
Кабарда, на наш взгляд, содержится в материалах Николая Витсена (1640 г. — начало
XVIII в.). Наряду с этнонимом пятигорские черкесы он указывает и на более чем
вероятный источник названия Кабарда. Он пишет: «Кабарда — небольшая черкесская
область. Минерва у древних имеет название Кабардия, по-видимому, в определенном
месте, а именно в этой местности; говорили также в древности Минерва
Кабардинская, как это можно прочитать на подписи». Витсен, к сожалению, не
уточнил, о какой подписи идет речь, однако определенное разъяснение о ней
содержится в его следующем сообщении: «В Черкесских горах неподалеку от
Каспийского моря встречается много развалин башен, замков, городов и т. п.,
построенных во времена Александра Великого, как рассказывают в этих местах. На
развалинах видны письмена и древние надписи, вырезанные на камне, которых теперь
нельзя разобрать» (АБКИЕА. С. 91). Француз Ферран (около 1670 — после 1713),
посетивший Черкесию в 1709 г., подтверждает свидетельство Николая Витсена и
сообщает важные сведения о религиозности черкесов и преданиях народа о своем
происхождении: «Народы черкесские весьма уважают христиан, считая себя
потомками генуэзцев, которые некогда владели важнейшими частями здешней страны.
И ныне еще здесь видно много остатков городов, построенных генуэзцами» (АБКИЕА.
С. 111—112). Эти два свидетельства позволяют сделать вывод: проникновение
названия Кабарда (Кабардия) на Северный (Центральный) Кавказ имеет
религиозно-мифологическую основу и связано с древними греко-римлянами. Надо
думать, именно генуэзцам принадлежит та самая подпись, которую Николай Витсен
прочитал на развалинах (остатках) этих своеобразных городов. В своих выводах мы
опираемся на то, что Минерва у римлян была богиней городов, мудрости и войны.
Особое уважение кабардинцев к женщине и их воинственность мы склонны не в
последнюю очередь объяснить их религиозными представлениями, связанными с
культом Минервы Кабардинской, которую они, переселившись на местность,
освященную ее именем, стали почитать, будучи христианами (или еще во многом
христианами), как свою покровительницу и богиню войны. Сведения Витсена и
Феррана представляют особую ценность, как свидетельства, которые во времена
заселения адыгами этих мест, за 100—150 лет до них, несомненно, были рельефнее
и живее в памяти народа. Даже Жан-Шарль де Бесс в 1829 г. сетовал:
«Непростительно безразличие Рима, который до сих пор не удосужился направить в
эти края своих миссионеров, которые во многих местах здесь обнаружили бы крест,
до сих пор почитаемый черкесами как символ культа подлинного бога». Объясняя
этноним Кабарда в связи с мифологической Минервой Кабардинской, мы считаем
весьма сомнительным предание о его происхождении от имени полулегендарного
Кабарда Тамбиева. Это предание, судя по всему, возникло значительно позднее
самого термина Кабарда как попытка как-то объяснить уже существующее название народа.
Слишком уж надуманными выглядят и предания, согласно которым первоначальная
территория кабардинцев приобретена князем в обмен на собственную жену, что вряд
ли вообще следует воспринимать всерьез. Отметим здесь также, что территории под
названием Кабарда в преданиях отделяются одна от другой значительным
расстоянием: Крым, Северо-Восточное Причерноморье, Закубанье и собственно
Кабарда, т. е. Центральный Кавказ. Каждая из этих территорий могла бы
претендовать на указанные предания. Несколько видоизмененное имя Аус Герге в
форме Аушигер носит гора в Кабардино-Балкарии. Дж. Н. Коков пишет, что
«название унаследовано из христианского периода адыгской истории». Аналогичным
образом, но в более древнюю языческую эпоху, должно быть, возникло и название
Кабарда, которое не могло не отразиться на именах части адыгского этноса и
самих адыгов. Несколько слов о других названиях Кабарды. Разделение кабардинцев
на многочисленные уделы со своими названиями начинается после исчезновения,
лучше сказать, в ходе исчезновения этнонима пятигорские черкесы. Это относится
приблизительно к последней трети XVI—XVII в. Впервые этноним Малая Кабарда в
документах русско-кабардинских отношений встречается значительно позже
фактического распада кабардинцев, ориентировочно в 40-х годах XVII в. В грамоте
Алегуко Шогенукова и Хатокшуко Казиева царю Алексею Михайловичу за 1647 г. упоминается
термин Малая Кабарда. Раз была Малая Кабарда, существовала и Большая Кабарда,
хотя она в той грамоте и других, более ранних материалах не значилась. В тот
период часто встречаются различные наименования Кабарды: Казиева Кабарда,
Анзорова Кабарда, Кельмаметова Кабарда, Алегукина Кабарда, Шолохова Кабарда,
Верхняя Кабарда, Нижняя Кабарда, Великая Кабарда, Средняя Кабарда
(Таусулта-ния), Гиляхстанова (Джылахъстэней) Кабарда, Кучук-Кабарда (Малая
Кабарда), Нагорная Кабарда. Ч. Э. Карданов выделяет еще Кайтукину Кабарду
(Къейтыкъу-ей) и Пшеапшокину Кабарду 18. Большая и Малая Кабарда в начале их
образования, по-видимому, не были сопредельны. В связи с этим обратимся к
«Изъяснению о кабардинских народах», написанному в 1732 г., где отмечено: «А
земля та, где ныне кабардинцы жительство имеют, а именно: Малая Кабарда по реке
Тереку, от Гребенских терских казачьих городков расстоянием два дни езды,
Большая Кабарда по реке Бажсану, от тех же городков три дни езды».
Следовательно, Большую Кабарду и Малую Кабарду в начале 30-х годов XVIII в.
разделяло расстояние в один день езды.Нелишне здесь отметить, как кабардинцы во
времена Клапро-та представляли себе понятие Кабарда. Клапрот пишет: «Большая и
Малая Кабарда — это разделение народа и страны, о котором сами черкесы ничего
не знают и которое употребительно только у русских... Они знают только одну
Кабарду, и это та часть, которую обычно называют Большой Кабардой и которая на
их языке тоже носит это имя». В указанном выше «Изъяснении... » сказано: «И в
то время, поссорясь между собою, бывшие тогда черкесские знатные князья два
брата именами Кабарты-беки разделились с их подвластными и поселились порознь:
брат Кабард при реке Баксану, а меньший Кабарт, при реке Тереку. И с того
времени назвались Большая и Малая Кабарды; и поныне в том месте живут и никуда
не сходили». Однако вряд ли и это объяснение состоятельно. Разделение Кабарды
на Большую и Малую в русских источниках относится к концу XIV — началу XVII в.
Но в это время князей с такими именами в родословных кабардинских князей не
встречается. Тем не менее это же предание было известно Броневскому, и он
включил его в свою книгу как вариант причины разделения Кабарды. «Разделение
Большой и Малой Кабарды, — писал он, — выводят еще другим образом: от двух
братьев по имени Кабар-ты-бек, которые разделили между собою земли на два
участка, под именем Большой и Малой Кабарды». Далее в «Изъяснении... » читаем:
«Давно ль в нынешние жилища поселились, и по чьему определению переходили или сами
собою, подлинно не знают» . Если попытаться определить географию Большой
Кабарды к концу XVIII в., то, по Рейнеггсу, она выглядит так: «Местность,
известная под названием Большая Кабарда, граничит на востоке с горами Баксана и
рекой того же имени; на севере
граница идет по правому берегу реки Малки; на западе — Карачаевскими горами, на северо-западе рекою Кубанью; на юге она оканчивается у подножья Кавказских гор... ». Население Кабарды (Большая Кабарда), по данным Главани (1724 г.), составляло около трех тысяч жилищ. «В Кучук-Кабарте [Малая Кабарда] насчитывалось 800 жилищ, в Тауз-Султан-кабаке [Таусултания] — 600 дворов и Гилаксане [Гилахстан, включая Ахлова и Мударова кабаки] — 400 дворов». К концу XVIII в., по подсчетам академика Палласа, население Кабарды (вероятно, Большой Кабарды) составляло «20 000 человек простонародья и 1500 узденей». Под этими цифрами, надо полагать, имеется в виду количество дворов.
граница идет по правому берегу реки Малки; на западе — Карачаевскими горами, на северо-западе рекою Кубанью; на юге она оканчивается у подножья Кавказских гор... ». Население Кабарды (Большая Кабарда), по данным Главани (1724 г.), составляло около трех тысяч жилищ. «В Кучук-Кабарте [Малая Кабарда] насчитывалось 800 жилищ, в Тауз-Султан-кабаке [Таусултания] — 600 дворов и Гилаксане [Гилахстан, включая Ахлова и Мударова кабаки] — 400 дворов». К концу XVIII в., по подсчетам академика Палласа, население Кабарды (вероятно, Большой Кабарды) составляло «20 000 человек простонародья и 1500 узденей». Под этими цифрами, надо полагать, имеется в виду количество дворов.
Комментариев нет :
Отправить комментарий