
запечатлено к западу от Таганрога. В
географии Грузии Вахушти, составленной в 1745 г., сказано: «Овсы поселились в
горах Кавказа, Овсетия (собственная) стала называться Черкессией или Кабардой,
а горы Овсетией». А в истории Грузии Вахушти читаем: «После разорения Осетии
Тимуром она стала называться «Кабардо», ибо осетины удалились вглубь Кавказских
гор». Такого рода переименование этнонима на топоним встречается довольно
редко, но от этого не менее объяснимо и переименование части черкесов на то же
название: те и другие в разное время занимали место «вглубь Кавказских гор»,
координаты которого в свое время не были зафиксированы, а впоследствии стерлись
в памяти народа. На отмеченную выше связь наименования Кабарда с верованиями
греко-римского происхождения косвенно указывают и сохранившиеся в нашем крае
географические названия. «Следы христианства, — свидетельствует Ногмов, — еще
очень свежи в памяти народной: теперь еще говорят о том, что предки почитали за
пророка Аус Герге, т. е. греческого Иисуса». Ключ к разгадке тайны топонима
Кабарда, на наш взгляд, содержится в материалах Николая Витсена (1640 г. — начало
XVIII в.). Наряду с этнонимом пятигорские черкесы он указывает и на более чем
вероятный источник названия Кабарда. Он пишет: «Кабарда — небольшая черкесская
область. Минерва у древних имеет название Кабардия, по-видимому, в определенном
месте, а именно в этой местности; говорили также в древности Минерва
Кабардинская, как это можно прочитать на подписи». Витсен, к сожалению, не
уточнил, о какой подписи идет речь, однако определенное разъяснение о ней
содержится в его следующем сообщении: «В Черкесских горах неподалеку от
Каспийского моря встречается много развалин башен, замков, городов и т. п.,
построенных во времена Александра Великого, как рассказывают в этих местах. На
развалинах видны письмена и древние надписи, вырезанные на камне, которых теперь
нельзя разобрать» (АБКИЕА. С. 91). Француз Ферран (около 1670 — после 1713),
посетивший Черкесию в 1709 г., подтверждает свидетельство Николая Витсена и
сообщает важные сведения о религиозности черкесов и преданиях народа о своем
происхождении: «Народы черкесские весьма уважают христиан, считая себя
потомками генуэзцев, которые некогда владели важнейшими частями здешней страны.
И ныне еще здесь видно много остатков городов, построенных генуэзцами» (АБКИЕА.
С. 111—112). Эти два свидетельства позволяют сделать вывод: проникновение
названия Кабарда (Кабардия) на Северный (Центральный) Кавказ имеет
религиозно-мифологическую основу и связано с древними греко-римлянами. Надо
думать, именно генуэзцам принадлежит та самая подпись, которую Николай Витсен
прочитал на развалинах (остатках) этих своеобразных городов. В своих выводах мы
опираемся на то, что Минерва у римлян была богиней городов, мудрости и войны.
Особое уважение кабардинцев к женщине и их воинственность мы склонны не в
последнюю очередь объяснить их религиозными представлениями, связанными с
культом Минервы Кабардинской, которую они, переселившись на местность,
освященную ее именем, стали почитать, будучи христианами (или еще во многом
христианами), как свою покровительницу и богиню войны. Сведения Витсена и
Феррана представляют особую ценность, как свидетельства, которые во времена
заселения адыгами этих мест, за 100—150 лет до них, несомненно, были рельефнее
и живее в памяти народа. Даже Жан-Шарль де Бесс в 1829 г. сетовал:
«Непростительно безразличие Рима, который до сих пор не удосужился направить в
эти края своих миссионеров, которые во многих местах здесь обнаружили бы крест,
до сих пор почитаемый черкесами как символ культа подлинного бога». Объясняя
этноним Кабарда в связи с мифологической Минервой Кабардинской, мы считаем
весьма сомнительным предание о его происхождении от имени полулегендарного
Кабарда Тамбиева. Это предание, судя по всему, возникло значительно позднее
самого термина Кабарда как попытка как-то объяснить уже существующее название народа.
Слишком уж надуманными выглядят и предания, согласно которым первоначальная
территория кабардинцев приобретена князем в обмен на собственную жену, что вряд
ли вообще следует воспринимать всерьез. Отметим здесь также, что территории под
названием Кабарда в преданиях отделяются одна от другой значительным
расстоянием: Крым, Северо-Восточное Причерноморье, Закубанье и собственно
Кабарда, т. е. Центральный Кавказ. Каждая из этих территорий могла бы
претендовать на указанные предания. Несколько видоизмененное имя Аус Герге в
форме Аушигер носит гора в Кабардино-Балкарии. Дж. Н. Коков пишет, что
«название унаследовано из христианского периода адыгской истории». Аналогичным
образом, но в более древнюю языческую эпоху, должно быть, возникло и название
Кабарда, которое не могло не отразиться на именах части адыгского этноса и
самих адыгов. Несколько слов о других названиях Кабарды. Разделение кабардинцев
на многочисленные уделы со своими названиями начинается после исчезновения,
лучше сказать, в ходе исчезновения этнонима пятигорские черкесы. Это относится
приблизительно к последней трети XVI—XVII в. Впервые этноним Малая Кабарда в
документах русско-кабардинских отношений встречается значительно позже
фактического распада кабардинцев, ориентировочно в 40-х годах XVII в. В грамоте
Алегуко Шогенукова и Хатокшуко Казиева царю Алексею Михайловичу за 1647 г. упоминается
термин Малая Кабарда. Раз была Малая Кабарда, существовала и Большая Кабарда,
хотя она в той грамоте и других, более ранних материалах не значилась. В тот
период часто встречаются различные наименования Кабарды: Казиева Кабарда,
Анзорова Кабарда, Кельмаметова Кабарда, Алегукина Кабарда, Шолохова Кабарда,
Верхняя Кабарда, Нижняя Кабарда, Великая Кабарда, Средняя Кабарда
(Таусулта-ния), Гиляхстанова (Джылахъстэней) Кабарда, Кучук-Кабарда (Малая
Кабарда), Нагорная Кабарда. Ч. Э. Карданов выделяет еще Кайтукину Кабарду
(Къейтыкъу-ей) и Пшеапшокину Кабарду 18. Большая и Малая Кабарда в начале их
образования, по-видимому, не были сопредельны. В связи с этим обратимся к
«Изъяснению о кабардинских народах», написанному в 1732 г., где отмечено: «А
земля та, где ныне кабардинцы жительство имеют, а именно: Малая Кабарда по реке
Тереку, от Гребенских терских казачьих городков расстоянием два дни езды,
Большая Кабарда по реке Бажсану, от тех же городков три дни езды».
Следовательно, Большую Кабарду и Малую Кабарду в начале 30-х годов XVIII в.
разделяло расстояние в один день езды.Нелишне здесь отметить, как кабардинцы во
времена Клапро-та представляли себе понятие Кабарда. Клапрот пишет: «Большая и
Малая Кабарда — это разделение народа и страны, о котором сами черкесы ничего
не знают и которое употребительно только у русских... Они знают только одну
Кабарду, и это та часть, которую обычно называют Большой Кабардой и которая на
их языке тоже носит это имя». В указанном выше «Изъяснении... » сказано: «И в
то время, поссорясь между собою, бывшие тогда черкесские знатные князья два
брата именами Кабарты-беки разделились с их подвластными и поселились порознь:
брат Кабард при реке Баксану, а меньший Кабарт, при реке Тереку. И с того
времени назвались Большая и Малая Кабарды; и поныне в том месте живут и никуда
не сходили». Однако вряд ли и это объяснение состоятельно. Разделение Кабарды
на Большую и Малую в русских источниках относится к концу XIV — началу XVII в.
Но в это время князей с такими именами в родословных кабардинских князей не
встречается. Тем не менее это же предание было известно Броневскому, и он
включил его в свою книгу как вариант причины разделения Кабарды. «Разделение
Большой и Малой Кабарды, — писал он, — выводят еще другим образом: от двух
братьев по имени Кабар-ты-бек, которые разделили между собою земли на два
участка, под именем Большой и Малой Кабарды». Далее в «Изъяснении... » читаем:
«Давно ль в нынешние жилища поселились, и по чьему определению переходили или сами
собою, подлинно не знают» . Если попытаться определить географию Большой
Кабарды к концу XVIII в., то, по Рейнеггсу, она выглядит так: «Местность,
известная под названием Большая Кабарда, граничит на востоке с горами Баксана и
рекой того же имени; на севере
граница идет по правому берегу реки Малки; на западе — Карачаевскими горами, на северо-западе рекою Кубанью; на юге она оканчивается у подножья Кавказских гор... ». Население Кабарды (Большая Кабарда), по данным Главани (1724 г.), составляло около трех тысяч жилищ. «В Кучук-Кабарте [Малая Кабарда] насчитывалось 800 жилищ, в Тауз-Султан-кабаке [Таусултания] — 600 дворов и Гилаксане [Гилахстан, включая Ахлова и Мударова кабаки] — 400 дворов». К концу XVIII в., по подсчетам академика Палласа, население Кабарды (вероятно, Большой Кабарды) составляло «20 000 человек простонародья и 1500 узденей». Под этими цифрами, надо полагать, имеется в виду количество дворов.
граница идет по правому берегу реки Малки; на западе — Карачаевскими горами, на северо-западе рекою Кубанью; на юге она оканчивается у подножья Кавказских гор... ». Население Кабарды (Большая Кабарда), по данным Главани (1724 г.), составляло около трех тысяч жилищ. «В Кучук-Кабарте [Малая Кабарда] насчитывалось 800 жилищ, в Тауз-Султан-кабаке [Таусултания] — 600 дворов и Гилаксане [Гилахстан, включая Ахлова и Мударова кабаки] — 400 дворов». К концу XVIII в., по подсчетам академика Палласа, население Кабарды (вероятно, Большой Кабарды) составляло «20 000 человек простонародья и 1500 узденей». Под этими цифрами, надо полагать, имеется в виду количество дворов.
Комментариев нет :
Отправить комментарий