Добро пожаловать на наш блог!

18.06.2013

Абхазские всадники. Первая мировая война. Часть III


Перед наступлением войск Юго-Западного фронта Кавказская конная дивизия вошла в состав 8-й армии под командованием генерал-лейтенанта Лавра Георгиевича Корнилова. На станции Заблотов состоялся смотр Кавказской конной дивизии командующим генералом Корниловым.

Вот свидетельство очевидца из журнала «Донская волна»:

«Косыми полуденными лучами жаркое июньское солнце освещает огромную площадь, железнодорожную станцию Заблотов (Галиция) от самого города.
В те послеполуденные часы 12 июня бывший до этого безлюдным пустырь ожил и огласился говором на многих «горских наречиях». И расцвёл яркими нарядами горцев – здесь собралась Кавказская дивизия, чтобы показаться командующему армией – легендарному генералу Корнилову.
Не могут горцы спокойно стоять и ждать. И вот появились полковые зурначи и начались танцы. Причём в каждом из полков свой мотив и своя лезгинка. Танцуют, подоткнув полы черкесок, поблескивая глазами и холодной сталью обнажённых кинжалов, и всадники и офицеры.
Но вот прискакавший дозорный сообщил командиру дивизии Багратиону, что (генерал Корнилов с офицерами своего штаба на лошадях приближаются к пустырю. По сигналу комдива командиры полков командуют своим сотням: «По коням! Смирно!»


Дивизия выстроилась на пустыре около железнодорожной станции «четырёхугольником»: с трёх сторон Чеченский, Ингушский, Кабардинский, 2-й Дагестанский, Черкесский и Татарский полки. С четвёртой стороны стали входившие в состав дивизии артиллеристы 8-го Донского казачьего дивизиона и пулеметчики отряда Балтийского флота. Выстроенные части представляли из себя красивую картину: особенно выделялись чеченцы и ингуши с желтыми и синими башлыками, а также 4-я сотня Черкесского конного полка, состоящая из абхазцев и бывшая в своих национальных головных уборах (головы обвязаны белыми башлыками).

При приближении генерала Корнилова к выстроившейся для встречи с ним дивизии трубачи всех полков играют встречный марш. Ровно в четыре часа пополудни командир на коне въехал в четырехугольник и стал объезжать выстроившиеся части, здоровается с ними и заговаривает с двумя-тремя всадниками каждого полка. Затем, остановившись посредине, Л. Г. Корнилов произнёс речь:

«Орлы Кавказа! Я не ожидал, но я счастлив видеть вас в таком изумительном порядке. В вас сохранился ещё тот дух, который начинают терять наши войска.
Когда вы вернетесь к себе на Кавказ, передайте от меня поклон и большое спасибо вашим отцам, что сумели воспитать и вдохнуть в вас ту внутреннюю дисциплину, что предохраняет вас от развала. Сейчас я зову вас на ратный подвиг и убежден, что славная история вашей дивизии обогатится ещё многими страницами. Еще раз спасибо вам, славные горцы, за службу!»

«Высшей оценкой царившего в дивизии духа являются слова самого генерала Корнилова, производившего нам смотр перед общим наступлением в г. Заблотове 12.VI.1917 года, – вспоминает А. А. Арсеньев, – и сказавшего нашему начдиву генералу князю Багратиону: «Я наконец дышал военным воздухом!».

Боевые действия на Юго-Западном фронте начались 18 июня. В боях 26 июня прикомандированный к Черкесскому конному полку прапорщик Магомет-Рауф Агиров (Агрба, абазин) будет награжден Георгиевским оружием «за то, что в бою 26 июня 1917 года у ст. Циенжув, будучи послан командиром сотни в разведку со взводом в 15 человек, под действительным артиллерийским, пулеметным и ружейным огнём противника вошёл с ним в непосредственное соприкосновение, произвёл рекогносцировку местности, установил силы врага и его намерения. потеряв 1 убитым и 3 раненых, и обо всём этом, вернувшись, доложил командиру сотни, чем содействовал общему успеху сотни атаковать противника в лесу, выйти в тыл ему и тем самым выручить 19-ю пехотную дивизию из критического положения».

27 июня 1917 г. Черкесский и Ингушский полки были выдвинуты на боевые позиции и выполнили поставленную задачу, заняв с боем переправу у деревни Блудники. 4-я Абхазская сотня лихо ударила в шашки у дер. Медыня на целый батальон австрийцев и обратила в бегство, будучи остановлена пулеметным огнем с левого берега у реки Ломница, а 3-я сотня с отменной отвагой атаковала перед темнотой через реку Ломница противника в дер. Блудники.

Медалями «За храбрость» 4-й степени были награждены Нестор Арджения, Шаман Сабекиа, Михаил Арлан, Слико Бебиа и Отар Званба. Это были награды за разведку 27 июня 1917 г деревень Медыня и Темировца под огнем противника и взятие 15 пленных и 3 лошадей.

В заключение отметим, что Кавказская конная дивизия из всех частей российской армии отличалась наиболее высоким боевым духом, слаженностью и дисциплинированностью. 

Об этом свидетельствуют боевые награды сынов Кавказа. 



Приведем имена уроженцев Абхазии, удостоенных высших военных наград России – ордена св. Георгия, Георгиевского оружия и четырех степеней Георгиевского креста (полных георгиевских кавалеров). Это кавалер ордена св. Георгия 4-й степени корнет Константин Иосифович Лакрба, кавалеры Георгиевского оружия – прапорщик Магомет-Рауф Агиров (Агрба), полковник Георгий Алексеевич Марчул и поручик Варлаам Андреевич Шенгелай. Полные георгиевские кавалеры: урядники Алексей Цижба, Дмитрий Ачба, Константин Когония, Василий Маги (Магба), Рамазан Шхалахов и корнет князь Хаитбей Чачба.

Вечная им слава!

Комментариев нет :

Отправить комментарий