В чем была суть "большой игры", которую вели в XIX веке на Кавказе ведущие державы, и почему западные страны обращают особое внимание на "черкесский вопрос" в Российской империи в наше время, рассказал "Голосу России" эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев.
Ильяшенко, "Голос России": Зимняя Олимпиада в Сочи все отчетливее становится мишенью для различного рода антироссийских кампаний. Цель - политическая дискредитация России. Темы самые разные - от экологии до прав сексуальных меньшинств. В этом списке также проблемы коренных народов Северо-Западного Кавказа, прежде всего черкесов. Эти проблемы отражают крайне сложный и противоречивый характер политики Российской империи на Кавказе. Давайте вернемся к истории Кавказкой войны, точнее к геополитической ситуации в этом регионе в XIX веке и интересам государств, ее определявших. Это Российская, Османская (ныне Турция) и Британская империи. Именно на Кавказе в XIX веке схлестнулись интересы трех крупнейших держав того времени.
Арешев: Я бы добавил еще Иран, который тогда назывался Персией, но в случае с Северо-Западным Кавказом действительно речь идет о геополитическом противоборстве Российской и Османской империй. Великобритания, Франция и некоторые другие значимые державы того времени поддерживали в этом споре Османскую империю с целью не допустить усиления влияния России на Северо-Западном Кавказе. Как считалось, этот регион находился на дальних подступах к ее колонии - Индии.
В то время все громадное пространство, включающее Кавказ и Центральную Азию, рассматривалось с точки зрения так называемой "большой игры". Великобритания, используя своих союзников в регионе, пыталась затормозить территориальное расширение Российской империи, которое было объективной реальностью того времени.
Россия получила в протекторат грузинские земли, в том числе Картли-Кахетинское царство и некоторые другие территории сегодняшнего Южного Кавказа, и была заинтересована в установлении надежных коммуникационных путей между основной территорией и новоприобретенными землями.
Что касается живших тогда на Северо-Западном Кавказе множества черкесских племен, то в те времена у них не было единого, собирательного термина "черкес". Точнее, он был, но в западной пропагандистской литературе, которая излишне романтизировала образ черкеса.
В реальности на этих землях проживало множество племен, у которых были самые разные интересы и очень сложные взаимоотношения, в том числе откровенно враждебные. Этого не следует забывать, когда мы говорим о чрезвычайно сложной и мозаичной ситуации на Кавказе в конце XVIII-середине XIX веков.
Российская империя действовала самыми разными способами, в том числе силовыми, но не только. Пропагандисты из числа представителей неких черкесских национальных организаций и сочувствующие им на Западе, когда в своих многочисленных книгах говорят о геноциде, как правило, сознательно игнорируют чрезвычайно сложный геополитический контекст всех этих событий.
Ильяшенко, "Голос России": Финал Кавказской войны ознаменовался тем, что Россия была готова либо принять северокавказские народы, либо обеспечить им, если они не готовы вступать под российскую корону, выезд в государства мусульманского мира, прежде всего в Османскую империю. Как Турция вела себя в этих условиях?
Арешев: Это очень важный вопрос. Он замалчивается теми, кто пытается идеологически трактовать события того времени. Дело в том, что Османская империя была тогда слабеющим государством. Она теряла позиции на Балканах и в некоторых других частях своей обширной территории.
Османская империя была заинтересована в приобретении лояльного населения, которое могло бы разбавить этноконфессиональные меньшинства на Балканах, в Малой Азии и ряде арабских стран.
Такое переселение в историографии получило название "мухаджирство". Османская империя внесла едва ли не больший вклад, чем Россия, в организацию по окончании Кавказской войны этого массового потока переселенцев с Северо-Западного Кавказа, да и вообще с территории Кавказа.
Переселялись не только черкесы, но и чеченцы, осетины, дагестанцы, представители других народов. О численности переселенцев приводятся различные данные, но можно точно сказать, что было переселено от 500 тысяч до 1 миллиона человек.
Основную массу переселенцев составляли черкесские племена. Их поселили в основном на Балканах, а также на территории современной Сирии, частично Иордании, Ливана и в Западной Армении. Это были восточные вилайеты Османской империи, значительную часть населения которых к тому времени составляли армяне.
Понятно, что поселение воинственных горцев, основным призванием которых были военное дело и частично - государственная служба, в инородной среде провоцировало этнические и конфессиональные конфликты. Это привело в конечном итоге к дальнейшей дестабилизации Османской империи.
Ильяшенко, "Голос России": С тем переселением связано большое число жертв, инициированных большей частью Османской империей. Сам процесс переезда огромных масс людей с семьями, скарбом, в то время был очень сложным делом.
Арешев: Процесс был двусторонним. Горцы были поставлены перед выбором - либо переселиться на равнинные закубанские земли, где бы они жили в окружении русского, казачьего населения, либо эмигрировать в конфессионально близкую Османскую империю. Поскольку религиозный фактор имел достаточно большое значение, абсолютное большинство представителей черкесских племен Северо-Западного Кавказа предпочло второй вариант.
Что касается Российской империи, то она не была заинтересована в абсолютном "опустынивании" кавказских земель, потому что их надо было кому-то осваивать в экономическом и хозяйственном смысле. После окончания Кавказской войны, то есть после 1864 года, политика российских властей в целом была направлена на то, чтобы затормозить дальнейшее переселение, не дать этому процессу выйти из-под контроля…
По материалам: Голос России
Комментариев нет :
Отправить комментарий