3 сентября состоялся рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву. В ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным его армянский коллега заявил, что его страна приняла решение о вступлении в Таможенный союз (ТС), добавив, что Ереван готов предпринять для этого все необходимые практические шаги, а в последующем – участвовать в формировании Евразийского экономического союза.
Российский лидер поддержал решение С.Саргсяна и выразил готовность Москвы всячески содействовать этому процессу.
Одновременно информационные агентства сообщили, что российская сторона готова инвестировать в развитие железнодорожной сети Армении порядка 500 млн. долларов, провести необходимые мероприятия для продления срока службы Армянской АЭС на 10 лет, а затем и оказать содействие в строительстве новой атомной станции... Предполагается также проинвестировать ПО «Наирит» (до 100 млн. долларов США), реализовать ряд логистических проектов. Объявлено и о намерении открыть филиал МГУ в Армении. Кроме того, Армения и Россия договорились по вопросам поставок энергоносителей.
Сообщается также, что решение Армении о вступлении в Таможенный союз было принято исходя из двух основополагающих документов: Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года (его подписывали президенты Б.Ельцин и Л.Тер-Петросян) и Декларации о союзническом взаимодействии между РФ и РА, ориентированном в XXI век, от 26 сентября 2006 года (была подписана президентами В.Путиным и Р.Кочаряном).
По поводу решения Армении вступить в ТС высказалась также Астана. Соответствующее заявление сделала министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова.
Конечно, не оставили без внимания решение президента Армении и её европейские партнеры. Так, глава МИД Литвы (эта страна с 1 июля председательствует в Европейском союзе) Линас Линкявичус заявил, что решение Еревана о вступлении в ТС заблокировало шансы Армении на подписание Соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) с Евросоюзом. Напомним, что ранее официальный Ереван заявлял о том, что работа над этим Соглашением завершена и документ готов к парафированию. На решение руководства Армении откликнулся и глава внешнеполитического ведомства Швеции Карл Бильдт, который в свое микроблоге в Twitter назвал решение руководства Армении вступить в ТС и участвовать в формировании Евразийского экономического союза «разворотом в политике страны на 180 градусов». Напомним, что Швеция, наряду с Польшей, является одной из стран, которая курирует в рамках ЕС политику «Восточного партнерства».
Высказывание главы МИД Швеции прямо свидетельствует о том, что до поездки С.Саргсяна в Москву политика официального Еревана была иной, и ориентировалась она на подписание именно DCFTA. Об этом свидетельствует и интервью заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна телеканалу Armnews от 22 августа.
Как нам представляется, разворот в политике Еревана «на 180 градусов», о котором пишет глава МИД Швеции, произошел между 25 августа и 1-2 сентября. В этот период состоялась поездка в Москву руководителя Администрации Президента Армении Вигена Саргсяна, а 28 августа в Хорватию неожиданно с частным визитом вылетел и сам президент С.Саргсян. О цели и программе его поездки, в которую, безусловно, был включен ряд встреч, официальные источники в Ереване ничего не сообщили.
Не будем гадать, что именно произошло в течение этих нескольких дней, но полагаем, что столь внезапная смена курса произошла, как говорят в таких случаях, «под влиянием некоторых обстоятельств». Видимо, эти обстоятельства оказались настолько сильными, что С.Саргсян не только заблокировал подписание DCFTA, но и согласился с необходимостью углублённого сотрудничества с ТС.
Напомним, что начиная с момента вступления в должность главы правительства (апрель 2007 года) и в должность президента (апрель 2008 года) С.Саргсян пользовался практически неограниченной публичной поддержкой западных партнеров, прежде всего из Брюсселя и Вашингтона, закрывавших глаза на неблагоприятные общественно-политические и социально-экономические процессы в Армении. Взамен Ереваном в Цюрихе 10 октября 2010 года были подписаны, мягко говоря, неоднозначные армяно-турецкие протоколы, которые по замыслу посредников должны были привести к нормализации двусторонних отношений и открытию Анкарой сухопутной границы между двумя странами. Однако этого не произошло. Естественно, возникает вопрос: почему всё-таки после поддержки, оказанной ему западными центрами силы, С.Саргсян принял решение о вступлении Армении в Таможенный союз? Что оказалось самым важным аргументом в сложившейся ситуации?
По нашему глубокому убеждению, прежде всего речь идёт о вопросах безопасности страны, в которых Ереван определяющим образом зависит от Москвы. Конечно, совместные экономические проекты, давние исторически связи также играют немаловажную роль, но для Армении, которая на стороне Степанакерта втянута уже более чем в 25-летний конфликт Нагорного Карабаха и Азербайджана, вопрос безопасности остается ключевым. Безусловно, ОДКБ – структура ещё достаточно несовершенная, но сегодня именно она дает реальные гарантии безопасности Армении, в том числе в виде российского «ядерного зонтика» и обеспечивает поставки вооружений, включая тяжелые, отнюдь не по коммерческим ценам.
Совершенно очевидно, что ни ЕС, ни НАТО не хотят брать на себя ответственность за безопасность Армении в случае возобновления боевых действий не только в самом Нагорном Карабахе, но и по всему периметру армяно-азербайджанской границы. Руководство западного альянса в период президентства С.Саргсяна заявляло об этом не раз. Кроме того, в Евросоюзе не желают либо не могут добиться от Анкары разблокирования сухопутной границы с Арменией.
Подводя итог принятому С.Саргсяном политическому решению о вступлении в ТС, нужно отметить следующее. Во-первых, при приеме Армении в члены Таможенного союза соответствующая «дорожная карта» (последовательность действий обеих сторон) должна учитывать то обстоятельство, что страна не имеет общей границы со странами данного объединения. Следовательно, «дорожная карта» в этом случае должна быть несколько иной, нежели в других случаях. Во-вторых, пока нет ясности с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, которая, по сути, составляет сегодня с Арменией единое таможенное, экономическое и финансовое пространство. Существует предположение о том, что Армения и НКР останутся единым финансово-экономическим и таможенным пространством и в рамках ТС. В-третьих, в двусторонних армяно-российских отношениях накопилось достаточно много проблем. Их необходимо решать не в атмосфере банкетов и торжественных заверений в дружбе, как это нередко бывало раньше, а на принципиально деловой основе. Кроме того, из заявления С.Саргсяна следует, что сотрудничество Армении с западными странами будет продолжено. В этой ситуации Москва и Ереван должны найти верный модус взаимодействия и взаимопонимания, чтобы не повторять прошлых ошибок и не доводить двусторонние отношения едва ли не до предкризисной ситуации.
Добавим, что некоторые авторы, в том числе весьма авторитетных изданий, стремятся представить дело так, будто президент С.Саргсян принял решение о вступлении в ТС «вопреки» своему «прозападному» окружению. При этом называются даже имена некоторых высокопоставленных должностных лиц, среди которых глава правительства Тигран Саркисян, глава МИД Эдвард Налбандян, заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян и пр. Делаются также намеки на то, что эти должностные лица должны быть уволены. Думается, данная точка зрения основана просто на недостатке информации. Необходимо чётко сознавать, что внешнеполитический курс государства Армения определяет исключительно президент, а все остальные являются лишь исполнителями, не более того.
В заключение отметим, что мы не склонны предаваться по поводу принятого политического решения о вступлении Армении в ТС какой-либо эйфории. В следовании курсом на сближение страны с Таможенным союзом ждёт немало подводных рифов и для того, чтобы на них не натолкнуться, потребуется много работать. Практика переноса неприятных вопросов «на завтра», которой нередко грешат чиновники как с той, так и с другой стороны, – лучший способ «замотать» и в конечном итоге загубить дело. Поэтому сейчас тщательный мониторинг наметившегося сближения Армении с Таможенным союзом, начало которому было положено в Москве, – одна из самых актуальных задач.
Давид Петросян// Голос России
Комментариев нет :
Отправить комментарий