Запастись заранее приготовленной традиционной дорожной пищей (гъуэмылэ) и кувшином махсымы на сотовом меде. Созвать ближайших друзей и, заложив фаэтон, неспешно отправиться в путь в сопровождении всадников. И все это под величественные старинные песни, наигрыши шичепшины и аккомпанемент национальной гармоники. И под цокот копыт поговорить "за жизнь". "Праздник ожидания праздника"" (это уже не я, это Фазиль Искандер). Все началось несколько лет назад с совершенно неожиданного для меня предложения провести традиционную свадьбу. Признаюсь, эта просьба ввергла меня в состояние замешательства вперемешку с негодованием. Роль распорядителя свадьбы никак не совмещалась с моим представлением о моральном облике доктора наук, заслуженного деятеля наук советского образца. Вместе с тем к тому времени во мне окончательно сформировалось стойкое неприятие тех или иных форм проведения так называемых "национальных" свадеб: до какой степени можно выхолостить содержательную и эстетическую стороны этого прекрасного явления и свести зрелищное обрядовое действо к многочасовому утомительному сидению за столом с обильным возлиянием. В итоге после долгих сомнений-терзаний принял приглашение. Был кропотливый труд по сбору фольклорного материала и анализу этнографической литературы. Выужено все самoe содержательное и зрелищное из свадебных и иных обрядов всех черкесских субэтносов от Причерноморской Шапсугии до Восточной Кабарды. После обобщения материала укрепился в мысли - из любого традиционного обряда можно сделать увлекательное зрелищное театрализованное представление! Это и рождение мальчика - "кхъуей плъыжь кIэрыщIэ" - подвязывание копченого сыра, и "гущэхэпхэ" - первое увязывание ребенка в люльку, и "лъэтеувэ" - первый шаг (становление ребенка на ноги), и все свадебные обряды, начиная с "лъыхъу" - сватовство, и, наконец, красивейший обряд - "ныуэжьгъафIэ" - обретение статуса прабабушки в связи с рождением первого правнука. Более того, в содержательные исконно традиционные формы можно облечь и официальные - неофициальные приемы гостей. Кстати. Не принуждайте своих старцев семенить к гостям с протянутой чашей. Это недостойно нас! Пусть гостей, как это принято издревле, встречают молодые. Старшие пусть степенно восседают на своих почетных местах. Гостям же следует деликатно объяснять, что представленная им возможность предстать перед нашими старшими - это и есть оказание им большого уважения. Возвращаясь к теме. Наряду с теоретической подготовкой шел процесс накопления и изготовления множества атрибутов традиционных обрядов. Несколько проведенных в Нальчике, Черкесске, Москве обрядов и свадеб укрепили нас в мысли - "адыгэ Iуэхум и щхьэ хуэпIыжынущ" - черкесские дела сами себя могут содержать. Более того, на заработанные средства можно позволить себе проводить в год несколько общенародных праздников: таврение коней, день весеннего равноденствия и т.д., что мы и делаем. В процессе подготовки и проведения подобных празднеств мы все острее ощущали потребность в конях и фаэтоне. И оформилась мечта, достойная того, чтобы работать на нее денно и нощно. Кони Наши предки четко дифференцировали коней по их функциональному назначению: зекIуэш (походные) и хьэгъуэлIыгъуэш (свадебные). В основе такого деления - специальная выучка и дрессура. Первые по известной причине не должны были быть ничем примечательны. Их готовили к изнурительным длинным переходам и пробегам (жэрыжэ кIыхь). Весь пыл вторых уходил на "показушную" резвость. Бывалые наездники скептически отзывались о возможностях таких животных: "зэ илъыгъуэ" - кони на один рывок. Главные требования к свадебным коням - их нарядность, изогнутая "гусиная" шея (къазыпщэ) и постоянное стремление "вытанцовывать". Есть даже специальный наигрыш, под который танцевали свадебные кони - "шыгъэджэгу". Важно было, чтобы они не пугались большого скопления людей, выстрелов, звуков гармошки, трещотки и сигнальной трубы. Особый кураж коня и восседающего на нем молодого человека заключался в их умении войти в дом, деликатно преодолевая "сопротивление" хозяев торжества. В обряде ввода невесты в дом (унэишэ) всадники загоняли коней прямо в комнату, где восседали почетные бабушки рода. Последние со словами похвалы вплетали в гриву коня ленты, косынки, кисеты. Вышеупомянутая нарядность определялась прежде всего мастью коней. Наши долгие поиски по частным подворьям и табунам увенчались успехом. В результате мы стали обладателями воспетых в лирических песнях особых по масти коней: "шы гъуабжэ кIэху" - белохвосто-белогривый серый конь в яблоках; "шыгъуэ кIэху" - шоколадно-коричневый с "мелированными" гривой и хвостом; "къарапцIэ" - иссиня вороной; "дыщафэ къэбыфэу" - золотисто-желтый тыквенный цвет... Тщательно и с любовью подбирал имена коней (именно имена, а не клички - так заведено у адыгов). В результате остановился на названиях черкесских субэтносов - теперь на наших денниках таблички с надписями "Къэбэрдей", "Беслъэней", "Бжьэдыгъу", "Шапсыгъ", "Убых"... Фаэтон Адыги никогда не запрягали коней. Эту культуру нам принесли русские. Через них же наши предки познакомились с фаэтоном, который они называли на свой лад "фитон". Насколько я знаю, фаэтоны попали в Россию из Европы. Согласно фольклорным и этнографическим данным, фаэтоны появились в черкесской среде где-то с середины XIX века. С этого времени на протяжении двух столетий надменное выражение "фитонкIэ сыкъашащ" - "на фаэтоне меня привезли" - будет служить показателем сословной, материальной и иной состоятельности. До появления фаэтонов и вплоть до первой трети XX века черкесы привозили невест на арбах. Специально поехал в Москву на каретную фабрику. На месте обнаружилось, что количество посадочных мест и их компоновка совершенно не подходят для наших целей. Было задумано посадить на облучок, помимо кучера, гармониста и доулиста-трещоточника. В салоне вместительностью 6 человек предполагалось разместить два сиденья напротив друг друга. Кто сказал, что у нас нет своих левшей? Наш фаэтон сработан местными умельцами! Долго думал над подбором цветовой гаммы экипажа. Перебирая разные варианты, остановился на классическом сочетании - черное с "золотом" - в духе традиционного золотого шитья. В Малке в детстве услышал занимательный рассказ, где фигурировал фаэтон. В самом начале XX века в Пятигорске состоялась судебная тяжба между двумя состоятельными уорками. Проигравший, первым выйдя из здания суда, подошел к нескольким фаэтонам, поджидавшим пассажиров. В один он положил свою трость, во второй - шляпу, в третий - перчатки, в четвертый - что-то из верхней одежды, в пятый сел сам и, велев остальным следовать за ним, уехал. Выигравший, рассказывали, долго провожал его сконфуженным взглядом под ехидные улыбки зевак. "Гугъэр адэ щIэиныфIщ" - "Надежда (мечта) - доброе наследие наших отцов", - говорят адыги. Мне грех обижаться на Всевышнего и на судьбу. Я снова мечтаю" Я обязательно должен построить этнографический двор - место воспитания детей в традиционном духе; место просвещения соплеменников и соотечественников; место проведения всех традиционных обрядов и торжеств, место приема гостей, место, где будут продолжать жить традиционные ремесла, и место, где будут радоваться души наших предков" Этот двор следует обустроить таким образом, чтобы каждого, кто будет пребывать там, обязательно посетила мысль: "Я должен, я обязан прожить жизнь достойно, потому что я - потомок некогда достойных предков". Я очень хочу это увидеть. Тогда бы я позволил себе роскошь заключить: "Жизнь удалась!" P.S. Вопрос, куда и к кому в первый выезд мы поедем с друзьями в гости, остается открытым. Маленькие подворья, где не сможет развернуться семиметровый экипаж, не предлагать. Наличие в кунацкой очага, а во дворе семи коновязей обязательно. ХьэщIэныш - жертвенное животное, предназначенное гостям на зарез, должно обязательно представлять собой черную курдючную яловую годовалую овечку - кIапэлей зыпыт бгъэбз фIыцIэ. Желательно, чтобы ее пасли под специальный пастуший наигрыш - "бжьамийм щIэхъурыхъукIа мэлым и лыр IэфI мэхъу дыгъужьыр и гум ирегъэхури" - у овцы, которую пасли под наигрыш флейты, мясо становится вкусным, так как это способствует тому, чтобы она забыла о волках. Паста должна быть приготовлена из проса этого года - хущIэ пIастэ. Сено для лошадей должно быть скошено на солнечной стороне холмов не ниже пояса Верхняя Балкария, Гунделен и Верхний Куркужин. Следить за тем, чтобы оно было просушено только до зеленого отлива - дыгъэл. К кому мы точно не поедем, следуя совету предков - "зи фыз зи унафэщI, зи псыунэ зи Iуэ ит, зи хьэщIэщ зи унэ пыт и деж хьэщIапIэ умыкIуэ" - "над кем жена верховодит, чей туалет располагается на скотном дворе и чья кунацкая примыкает вплотную к дому - к тому в гости не собирайся". Аслан Ципинов © Газета Юга
Комментариев нет :
Отправить комментарий