Добро пожаловать на наш блог!

25.09.2013

Адыги отгоняли злых духов оберегами



Практически у каждого древнего народа были свои тотемы и амулеты, которые должны были охранять хозяев от сглаза. Адыги верили в существование злых духов и колдунов, которые могли навредить человеку, и пользовались различными оберегами и талисманами, тем самым стараясь отогнать недобрые энергии.

«Куриный бог»
Амулетами могли быть кусочки священного дерева, раковины каури, серебряные кольца или «дуаха» – мешочки с текстами из Корана.
– Обереги возникли еще в глубокой древности – в каменном веке. Самый первый амулет «куриный бог» – представляет собой камешек с отверстием. Считалось, что он предохраняет от сглаза. Затем, в более позднее время этот талисман трансформировался в бусинки, ожерелья, и в последующие эпохи оберегами начали служить различные украшения. Во время раскопок мы находим разнообразные обереги из стекла, камня, драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра. Часто они сделаны в форме различных зверей и птиц, – рассказывает археолог Аслан ТОВ.
По его словам, ношение современных серёжек, колец, цепочек с подвесками является отголосками древней традиции носить обереги – они тоже могут отводить дурной глаз.
У адыгов сильным оберегом считалась раковина каури. Её вешали на кроватку ребенка для отведения сглаза, а также говорили, что при болезни горла человек мог выпить воду из ракушки и вылечиться.







Талисманы из священных деревьев
К одним из самых древних амулетов адыги относили изделия из священных деревьев.
– В первую очередь, это изделия из боярышника. По представлениям адыгов, это дерево имело силу оберега, отводило дурной глаз. Из него, например, изготовляли бусы, которые вешали на колыбель ребенка или у входа в хлев, также они могли храниться в доме. По мифологическим представлениям, силу оберега имел тот боярышник, который не был перенесен через реку. Из боярышника также делали трости для стариков, пастушьи шесты. Когда скот прогоняли через аул, чтобы на него не пал дурной глаз, пастухи шли с высоко поднятыми шестами. Обереги изготовлялись также из костей животных – бараньих альчиков, коленных чашечек. Лошадиные черепа насаживали на плетень в надежде защитить домашних животных. Большую обережную силу имели изделия из металла и вообще предметы из кузни, – говорит старший научный сотрудник отдела этнологии АРИГИ Мадина ПАШТОВА.
Исследователь также рассказала об одном предании, связанном с силой боярышника. В нём говорится, что однажды группа всадников ехала по дороге, а в это время на быках пахал старик. Его быки были очень красивыми, сильными, с огромными рогами, и один из всадников, восхитившись, сказал:«Как роскошен этот рыжий бык!». Пахарь ему ответил: «Произнеси сакральные слова, чтобы глаз твой не пал на быка!». И в этот момент ярмо на шее у быка, сделанное из боярышника, треснуло, и, тем самым, спасло быка от дурного глаза.
Также известно, что среди магических ритуалов и связанных с ними амулетов в каждодневной жизни, существовала и военная магия. Например, некоторые народы обивали свои кольчуги изнутри красной тканью. И это делалось не только для функционального удобства. Считалось, что красный цвет символизировал кровь и сохранял воину жизнь.
У адыгов также были специальные предметы, которые были призваны защищать человека, его семью и род. И одним из таких магических предметов была особая мужская рубаха-оберег. Полностью покрытая древними текстами, она предназначалась для защиты человека в бою.
Рубаха-оберег
В Национальном музее Адыгеи есть уникальный предмет одежды – единственная сохранившаяся рубаха-оберег. Она принадлежала темиргоевскому князю Джамбулату Болотокову. Рубаха датируется серединой XIX века и попала в музей благодаря супруге князя княжне Г. Болотоковой в 1938 году. Адыги такую одежду называли рубахой, предохраняющей от пуль или «щэтемыгъафэ джан».
Рубаха изготовлена очень тщательно: у нее есть подкладка, по форме рубаха туникообразная без плечевых швов, имеет круглую горловину с разрезом по центру, а также воротник-стойку высотой 5 см. Сшито изделие из хлопчатобумажной ткани с блестящей поверхностью песочного цвета. Внизу рукава соединяются с рубахой четырехугольным клином для свободного движения рук. Она почти полностью расписана древними письменами.
На рубахе изображены и геометрические фигуры – круги, по окружности которых вписаны тексты и цифры. В нескольких частях пересекающиеся круги образуют символы, подобные знаку древнего Цветка жизни. Спина рубахи также расписана. Все письмена нанесены черной и красной красками. Надписи не удалось расшифровать. Скорее всего, они написаны на одном из древних восточных языков. В области лопаток на обеих сторонах спинки изображено два круга-солнца с  лицами. Эти лики-«солнца» имеют тонкие черты и крупные глаза, а на лбу левого изображения между его бровями стоит точка.
У адыгов с древних времен существовал культ солнца. Считалось, что оно дает жизнь и свет всему живому. Возможно, его изображение на рубахе было призвано уберечь хозяина предмета одежды от смерти.
Сай
Главным платьем адыгских женщин было «сае». Это платье не имело застежек. Женщины носили сай с поясом или без него. Когда его носили нараспашку, борта на груди от плеча шли вниз по прямой линии. Другой вариант покроя был, когда от плеча до подола шел косой уширяющий клин. Он полностью открывал перед кафтанчика, который одевался под платье. В зависимости от типа сая пояс надевался либо сверху на платье, либо на кафтанчик под ним.
Большое разнообразие существовало в оформлении рукавов. Они могли быть короткими, при этом к ним привязывали специальную нарукавную лопасть. А могли быть с уже пришитыми нарукавными подвесками.
Наиболее популярными цветами платьев были темные оттенки красного, черный, иногда голубой и синий. Девушки одевались в более светлые тона, в то время как женщины носили темные платья.
Сай украшали галунами, золотой и серебряной вышивкой. При декорировании платья также использовались басонные изделия, металлические нашивные украшения и узорную тесьму. Наиболее распространенным было украшение наряда золотым шитьем – им декорировали края разреза сая от талии до подола, вырез платья на груди и подол. Орнаментами обычно были растительные мотивы и разнообразные геометрические элементы.
Поверх платья надевали пояс из ткани или кожи, галуна и металла. Этот предмет одежды представлял большую ценность с точки зрения ювелирного искусства. Пояса делали из серебра, их покрывали позолотой, инкрустировали драгоценными камнями. При их создании использовали такие методы ювелирной работы, как зернь, филигрань, чернь и амальгирование. Все эти элементы составляли «черкесский стиль» - известную ювелирную технику.
Черкеска
Черкеска была главной одеждой адыгских мужчин. Этот костюм появился в эпоху Возрождения, а ее название - «черкеска» - было дано русскими в XIX веке. Оно происходит от второго названия адыгов – черкесы. По-адыгски название мужского костюма звучит как «цый».
При шитье черкески использовали домотканое сукно. В цветовом решении костюм был неяркий. Подбирались два цвета, а третий был дополнительным. Чаще всего использовали естественные цвета шерсти, такие как черный, серый и бурый. Иногда использовали крашеные ткани темно-красного и красно-коричневого цветов.
Черкеска очень изысканна по форме – строгий и лаконичный костюм без лишних деталей. Подросткам шили черкески, когда они достигали 10-12 лет, а иногда и позднее. Это был своего рода переход к взрослой жизни.
По силуэту черкеска обтягивала фигуру вверху, плавно расширялась от талии книзу при помощи специального кроя спины. Считалось особым шиком, если черкеска сидела как влитая. Адыги большое внимание уделяли внешнему виду и образу. В народе говорили, что идеальной мужской фигурой было тело с такими пропорциями, чтобы кошка в полный рост могла пройти под талией, когда человек лежал на боку. Поэтому задачей костюма было подчеркнуть атлетичность и развитость тела. В черкеске надо было ходить с прямой спиной, втянутым животом и при этом благородно себя вести.
Аксессуарам, цвету и длине костюма уделялось большое значение, так как по этим параметрам можно было узнать о статусе его владельца. Так, например, белые черкески были очень редкими и их носили только представители дворянского сословия. Важна была и манера, с которой носили черкеску – она была застегнутая и подпоясанная узким ременным поясом. На нем висел кинжал, пистолет или шашка. Красивым элементом были газырницы. Они представляли собой нагрудные карманы с отделениями для хранения газырей – трубочек с зарядами для оружия. Черкеску нараспашку могли носить только глубокие старики и только в своем селении.
По прошествии времени черкеска стала самой популярной одеждой на Северном Кавказе. Кубанские, терские, донские казаки полностью переняли адыгский костюм, и вместе с ним седловку лошадей, манеру ношения оружия и езды. В 40-х годах 19 века черкеска была утверждена как воинская форма казачьих войск на Северном Кавказе. Среди российских правителей особенно изысканно носил черкеску император Николай II.
Черкеска была частью имиджа достойного и храброго воина, для которого главным была его честь. За свою честь он был готов отдать и жизнь.

Комментариев нет :

Отправить комментарий