Духовная составляющая черкесского народа всегда играла большую роль в истории его представителей. Не потеряла она свою актуальность и сегодня, в период, когда черкесские диаспоры расселились по разным уголкам земли. Большое значение имеет и популяризация творчества черкесов в России, посредством которого представители этого малого народа самоидентифицируют себя как часть российских граждан, любящих свою родину и воспевающих ее в своих произведениях.
Безусловно, особенно важно обратить внимание на творчество черкесских мастеров именно сейчас, когда на фоне предстоящей Олимпиады в российском обществе усилились сепаратистские настроения и обострился ничем необоснованный национализм. Между тем, в крупнейших городах нашей страны сегодня проходят выставки талантливых черкесских художников, чей путь в культурную жизнь страны имеет непростую и трудную историю.
Так, в Москве в галерее «Лес» состоялась крупная выставка черкесских художников. Данную экспозицию современного адыгского искусства «Оттенки черкесского» по праву можно считать уникальной, поскольку на выставке московской публике впервые были представлены работы молодых черкесских мастеров.
В частности, на экспозиции были представлены картины, карикатуры и фотографии, принадлежащие таким выдающимся мастерам своего дела, как Экбал Балаг, Мурат Мисаков, Марина Ташу, Фася Дзасежева, Диана Шокарова. Большое место на выставке заняли предметы декоративно-прикладного искусства мастера Александра Пазова, украшенные уникальными народными орнаментами.
В роли инициаторов выставки выступили талантливые современные художники Дина Хашхожева и Мария Муссова. На экспозиции Мария Муссова представила широкой публике серию фото работ, главными героями которых стали молодые черкешенки, а Дина Хашхожева – несколько портретов акварелью и серию работ под названием «Ритмы танца».
Выставка "Оттенки черкесского"
Целью данного мероприятия, как отмечают кураторы, стало «донести до столичного зрителя, что есть современное черкесское искусство, которое по праву занимает достойное место в российском современном искусстве». Организаторы выставки также познакомили посетителей с малоизвестными жанрами и направлениями в изобразительном и прикладном искусстве черкесского народа. «Мы хотели собрать под одной выставочной крышей произведения всех художников, работающих с черкесской тематикой, произведения, в которых присутствует национальный колорит. Авторами этих творений являются люди, которые не раз бывали и даже жили в нашем краю. Экспозиция оттого и носит название «Оттенки черкесского», что здесь показаны разные оттенки, жанры и направления с «черкесским акцентом», - отмечает Мария Муссова.
Стоит отметить, что работы для выставки отбирались по нескольким критериям: высокий уровень, необычное и новое видение материала, использование черкесских (национальных) мотивов в работе. В результате проект «Оттенки черкесского» представил 35 работ разных жанров и направлений девяти известных и начинающих авторов.
Итоги выставки позволили говорить о том, что проект получился. Успех экспозиции в Москве укрепил организаторов в необходимости продолжения работы над проектом, не только знакомящего россиян с культурой черкесов, но и способствующего дружбе народов и толерантности, так необходимой в период обострения волнений на межнациональной почве.
Мухамед Хахандуков. Портрет старика
Со своей стороны организаторы выставки отмечают, что «аналогов таких этнопроектов у нас не было, и этот первый опыт мы считаем удачным. Зрителям понравилось, что, представляя искусство разных регионов, мы не стали разделять, что этот автор - из Кабарды, а тот - из Адыгеи, а позиционировали их как представителей единого черкесского народа». По словам Марии Муссовой, наибольший интерес выставка вызвала у выходцев из северокавказского региона, но экспозицию посещали и московские зрители, художники и дизайнеры, которые прежде ничего не слышали о черкесской культуре.
Данная выставка стала первой среди экспозиций творчества черкесского народа, которые будут представлены в таких городах России, как Нальчик, Черкесск, Майкоп. В Нальчике проект стартовал в сентябре этого года, однако представленная экспозиция уже совершенно другая. Дело в том, что кураторы справедливо отметили, что в городе не имеет смысла показывать прикладное искусство, поскольку оно хорошо знакомо людям. Именно поэтому основной упор был сделан на новые фотопроекты и картины.
Все выставки черкесских художников уже нашли широкий отклик в сердцах простых россиян. Так, на форуме сайта Фонда «Адыги» зрители делятся следующими впечатлениями. «Был приятно удивлен увиденным, эта выставка разрушает стереотип о Северном Кавказе, мы знакомы только с танцами. Удивительные фотографии Марии, невольно понимаешь, чем восхищался Лермонтов! Гордая, возвышенная и в то же время чувственная красота черкешенок! Картины Мисакова вызывают противоречивые ассоциации, очень интересны и актуальны», - пишет посетивший выставку зритель Александр. «Это один из немногих опытов в Москве, объединяющих черкесских художников трех республик и диаспоры», - отмечает другой посетитель.
Таким образом, успех выставки среди российских зрителей как нельзя лучше свидетельствует о том, что кураторам выставки удалось донести до публики главную идею экспозиции: сохраняя лучшее из традиций, черкесы являются динамичным и современным этносом, восприимчивым к переменам и воспринимающим себя частью Российской Федерации.
Безусловно, современные черкесские художники сталкиваются с определенными трудностями. История живописи Карачаево-Черкесии исчисляется всего несколькими десятилетиями. Только с 90-х годов в Карачаево-Черкесии существует Союз художников, объединяющий художников пяти национальностей - карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и русских. Перед художниками стоит важнейшая задача создания национальной школы исследования национального характера.
В этой связи следует обратить внимание на такого черкесского художника, как Мухамед Хахандуков, чей мир художественных образов отражает дух и характер его народа, его отношение к человеку, к жизни, к миру. Образ человека в творчестве Хахандукова как нельзя лучше соответсвует обшеадыгской концепции, выраженной в понятии человечность. М. Хахандуков в своих произведениях сумел создать портрет представителя своего народа как носителя и выразителя его высоких духовных качеств. Большое место в творчестве Хахандукова занимает его стремление философски осмыслить и выразить в символических образах духовный мир черкесского народа, воссоздать во времени преемственность прошлого и настоящего.
Стоит отметить, что художник происходи из княжеского дома Хахандуковых, известных как род конезаводчиков. Духовный мир живописца формировался также и под воздействием сказаний хабаров, которые рассказывал будущему художнику его отец - Рамазан Хахандуков, талантливый черкесский поэт и журналист, знавший множество народных легенд и преданий об искусных наездниках и благородных абреках. Он также хорошо исполнял исторические песни о знаменательных событиях, о героях, прославивших себя, защищая Родину. Именно поэтому изображение всадника и верного коня, устремленного ввысь, стало знаковым в произведениях художника. В его произведениях черкесский всадник выступает как философский образ - символ, означающий традиционное благопожелание «Быть всегда в седле».
В своем творчестве художник также обращается к вопросу о месте и роли женщины в жизни черкесов. Это женщина-мать, от молока которой, по убеждению черкесов, происходит все живое на земле, женщина-воспитательница, советчица, хранительница очага. В этой связи примечательна картина «Бабушкин платок», отобранная в постоянную экспозицию Северо-Кавказского филиала государственного музея народов Востока в Майкопе. Представлено творчество живописца и в зарубежных собраниях. Так, его полотно «Черкесы на охоте» находится в коллекции короля Иордании, а картина «Черкесский воин» - в личной коллекции принца Иордании.
Стоит отметить, что черкесские художники пользуются в Иордании большим уважением и популярностью. Так, в этом году в Аммане состоялась крупная выставка полотен известных мастеров живописи из России под названием «Черкесские рисунки и картины». Свои работы представили знаменитые художники из адыгских республик – Абдуллах Берсиров (Адыгея), Руслан Цримов (Кабардино-Балкария) и Мухаммед Хагундоков (Карачаево-Черкесия). За неделю работы выставку посетили более тысячи человек. Только на открытие вернисажа, прошедшем в Королевском культурном центре Аммана, собрались видные представители черкесской диаспоры и творческой интеллигенции. Среди специальных гостей были: министр культуры страны Набих Шукум, лидер Центрального Адыгэ Хасэ Исхак Мола, председатель Совета старейшин адыгской общины Аднан Шкаху, писатель Кадыр Натхо, кинорежиссер Мухадин Кандур, сенатор Мунир Собар и другие. Например, заслуженный художник Республики Адыгея, член Союза художников России Абдуллах Берсиров привез в Иорданию почти три десятка своих работ, объединенных черкесской тематикой. Выбор именно этих полотен, по словам мастера, был продиктован желанием наиболее ярко и всесторонне выразить яркие этнические мотивы адыгского искусства. «Для меня было важно подчеркнуть красоту, жанровое и стилистическое многообразие нашей народной культуры, современной и традиционной живописи», – отметил Абдуллах Берсиров.
Со своей стороны министр культуры Иордани Набих Шукум отметил, что столь крупная коллективная выставка черкесских мастеров живописи в стране проходит впервые. «Она стала значимым событием в общественной и культурной жизни нашей страны, вызвавшим повышенный интерес у любителей современной живописи и ведущих специалистов-искусствоведов», - подчеркнул Набих Шукум. В свою очередь приехавший на выставку со своими работами художник Руслан Цримов отметил, что «для каждого черкеса Иордания – особая страна. Искреннее уважение к адыгам, к России здесь подчеркивается буквально везде и во всем».
Среди специалистов, оценивавших творчество адыгских художников из России профессиональным взглядом, на выставке присутствовал представитель знаменитого черкесского рода Бырмамыт – Али Махир. Со своей стороны он отметил: «Нам живущим на чужбине, в другой стране, всегда важно воочию наблюдать, чем живут наши собратья, как развивается адыгская национальная культура и искусство. Но главнее, значимее все же другое – возможность свободно общаться, обмениваться опытом, вырабатывать новые темы и идеи для творчества».
В заключении стоит сказать, что в последнее время история культуры взаимосвязей адыгской (черкесской) диаспоры с Северным Кавказом привлекает к себе все больше внимания ученых и общественных-культурных деятелей. Благодаря этому в 90-е годы XX века с Кавказом значительно активизировались культурно-просветительские отношения, в большей степени — искусство. В настоящее время в изобразительном искусстве сыграли большую роль такие черкесские художники, как: Шурдум Ихсан, Арал Джихан, Аксай Шениз, Озгур Кенам, Озель Ахмед, Гюндогду Ильхан, Эрджан Мерих, Эргун Джемиль, Артум Казым, Дагыстанлы Шуаяп, Дипшо Бедиа, Кутлу Фарук, Щенар Мустафа, Илдыр Эрол, Бинждыоглу Фериде.
Не вызывает сомнения, что сегодня особенно важно представлять искусство черкесских мастеров и за пределами их исторической родины. На сегодняшний день зарубежные черкесы постепенно утрачивают свою этническую идентичность, что ведет к их неминуемой ассимиляции и утрате своей национальной культуры. Главной причиной этого процесса является то, что преобладающая часть зарубежных черкесов сегодня не проживает в своих моноэтнических анклавах компактно. Большинство черкесов живет дисперсно в городах, среди иноэтнического населения. Наглядным примером могут служить потомки черкесов в странах Северной Африки, практически утратившие этнокультурную специфику. В связи с этим многие востоковеды полагают, что избежать процесса ассимиляции сможет только та часть зарубежных черкесов, которая возвратится на свою историческую родину.
Безусловно, искусство черкесских мастеров играет огромную позитивную роль в решении проблем этого народа как в России, так и за рубежом. Поскольку данные культурные связи способствуют не только сохранению национальной идентичности народа, но, что более важно, они объединяют этот разрозненный сегодня этнос в единое целое, у которого есть Родина, неотъемлемой составляющей которой и являются черкесы.
Ю.Чмеленко // Кавказовед.
Фото - ИА "Кавказский узел"
Фото - ИА "Кавказский узел"
Комментариев нет :
Отправить комментарий