Иван Сухов: После отставки главы КБР Арсена Канокова на прошлой неделе появились многочисленные предположения о том, что ряд замен на Северном Кавказе будет продолжен – в частности, за счет главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова. Если версия, высказанная на этой неделе в публикации «Известий», в итоге в ближайшее время подтвердится, это будет означать довольно резкую, концептуальную схему парадигмы. До сих пор считалось, что федеральный центр предпочтет не приступать к резким изменениям на Северном Кавказе до окончания олимпийской эпопеи в Сочи. Если же ряд замен продолжится, это скорее будет означать, что сделан выбор в пользу быстрого тактического вмешательства, которое, как это уже было в середине 2000-х годов, создаст на Кавказе дополнительный запас прочности просто за счет традиционных благих ожиданий в связи с новыми назначенцами. Не факт, правда, что теперь это сработает также безотказно, как в прошлый: в середине 2000х, помимо относительно свежих и удачных кадровых решений, на стороне федерального центра была динамично меняющаяся к лучшему ситуация в послевоенной Чечне – и быстрый рост доходов населения благодаря благоприятной экономической конъюнктуре. Как бы то ни было, несколько кадровых замен – в частности, в КБР и Дагестане – уже стали важным политическим итогом 2013 года, как и решение нескольких регионов СКФО отказаться от прямых выборов глав. Напомним, такое решение уже принято в Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии, обсуждалось в Карачаево-Черкесии и, вероятно, будет принято в КБР, где это прямо-таки рекомендовал сделать полпред президента Александр Хлопонин, представляя врио главы Юрия Кокова республиканским парламентариям. Об этих и других кавказских итогах 2013 года и о видах на год 2014-й мы говорим сегодня в нашей студии с одним из ведущих специалистов по Северному Кавказу в РФ Константином Казениным.
Как, по-вашему, за этот год ухудшился или улучшился фон межэтнических отношений в Российской Федерации?
Константин Казенин: Ухудшился. Я бы не сказал, что внутри кавказских республик обсуждение бирюлевских, пугачевских событий становится первым пунктом повестки дня. Все-таки там в основном проблемы, которые находятся в центре общественной дискуссии, - это то, что дома. Кстати, зря. Как бы то ни было, все эти эксцессы связаны в том числе и с поведением представителей диаспоры в разных регионах России. И это должно стать более серьезным предметом обсуждения именно у них дома. Но в целом эти проблемы на Кавказе видятся в прикладном смысле.
Иван Сухов: Мне кажется, что один из ярких итогов этого года – арест бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова. Этот арест так и остался одной историей про Амирова, или он стал предисловием к серьезной кадровой реформе, к серьезной борьбе с коррупцией?
Константин Казенин: Эта история имеет продолжение в том плане, что сменился руководитель Махачкалы. Сейчас пока в Махачкале работает исполняющий мэра, и вопрос о будущем управлении в городе не решен. Что касается каких-то более широких аспектов, явного продолжения эта история не имела.
Иван Сухов: Правильно ли считать, что на Северном Кавказе сложилась такая социально-экономическая система, которая функционирует? Но интенции федерального центра навести там порядок и прозрачность не разрушат ли эту модель, которая сложилась в тени клановой системы?
Константин Казенин: Основа экономической модели, которая сложилась на Кавказе, - это не столько клановость, сколько коррупция, что не одно и то же. А также неспособность и нежелание властей северокавказского региона решить многие системные проблемы. Речь идет о громадном теневом секторе экономики.
Иван Сухов: Правильно ли ожидать, что после Олимпиады 2014 года что-то изменится?
Константин Казенин: То, что антитеррористическая активность перед Олимпиадой выросла, - это абсолютно понятно. Что касается ожиданий, они, действительно, есть. Я думаю, у них нет реальных оснований, а возникли они оттого, что все последние годы на Кавказе буквально все действия федерального центра люди склонны были объяснять предолимпийскими соображениями. Часто это было преувеличено. После Олимпиады этот фактор исчезнет в сознании людей.
Иван Сухов: Что сделано в сторону улучшения ситуации на Северном Кавказе? Как ее можно оценить, с точки зрения динамики, как нейтральный, как год, который ухудшил положение в регионе, или как год, который принес очевидные сдвиги к лучшему?
Константин Казенин: Я скажу об одном позитивном предолимпийском итоге. Очень правильно, что в церемонии открытия Олимпиады будет представлен и один из черкесских ансамблей. Мы знаем, что этот вопрос очень сильно политизировался в предолимпийские годы. Я считаю, что в целом значение черкесского фактора в предолимпийском цикле было преувеличено. Реально тут не случилось того, что ожидалось. Некоторые политологи стали говорить, что черкесские движения будут против проведения Олимпиады. Известно, что некоторые протесты были, но они оказались в меньшинстве. Потому что мы имеем с некоторыми обстоятельствами, значение которых выходит за рамки Олимпиады.
Полная версия доступна в аудиоформате по адресу http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/255943778/
Автор и ведущий – Сухов Иван, обозреватель «Голоса России»
Гость в студии: Казенин Константин - старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара, редактор Кавказской редакции информационного агентства «Регнум»
Комментариев нет :
Отправить комментарий