Настоящего горца всегда можно было узнать по взгляду, жестам, осанке и по... особой любви к черкеске. Название «черкеска» было дано горской мужской одежде русскими, которые впервые увидели ее на черкесах. Но у каждого народа есть свое название черкески. Восточные черкесы называют ее адыгэ фащэ, западные черкесы – цый, карачаевцы и балкарцы – чепкен, ногайцы – шепкан. Черкеска по-осетински цухъхъа, по-чеченски чоа, по-ингушски чохкий.
Черкеска – самая известная мужская верхняя одежда народов Северного Кавказа. Сшитая из недорогих тканей или из тонкого сукна, черкеска сегодня остается таким же символом Кавказа, как и 150 лет назад..
Черкески вплоть до начала ХХ вука шили в основном из домотканого сукна, их цвет определялся возможностями, связанными с технологиями обработки и окрашивания шерсти. Обычно черкески были естественных тонов - бурые, черные, серые, белые; крашеное сукно использовали для черкесок реже – в таком случае они получались темно-красными или темно-кирпичными. С появлением фабричных тканей появились синие, коричневые и даже бордовые черкески.
Белые черкески – особый случай. Они были редкостью и встречались у черкесов и плоскостных осетин. У черкесов по цвету черкески можно было безошибочно определить сословную принадлежность человека. Белые черкески – исключительная привилегия черкесского княжеского сословия.
Для других сословий белая черкеска – незыблемое табу. Но дело было и в практичности. Этот мотив звучал и в рассказах стариков в 1960-е гг.: «Белую бурку или черкеску мог иметь только тот, у кого про запас были несколько черных или бурых».
Покрой черкески прост и лаконичен. Это специфическая приталенная одежда без воротника, с открытой грудью (под черкеску надевают бешмет или, позднее, кавказскую рубаху), от пояса черкеска плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. На талии – застежка на несколько пуговиц и петель из шнурка.
Рукава черкески прямые и широкие, для праздничных черкесок – ниже кисти и с отворотом наружу.
Обычная длина черкески в конце XIX – начале XX в. была чуть ниже колен. В начале XX века в моду вошли очень длинные, почти до земли черкески, удобные лишь для всадника.
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и т. п. Если того требовали обстоятельства, то передние полы черкески затыкали сзади за пояс.
Функциональное украшение черкески – газырницы, размещавшиеся на обеих сторонах груди. Сначала они были кожаными, но во второй половине XIX в. были полностью вытеснены сшитыми из той же ткани, что и сама черкеска.
Количество карманчиков в газырницах – до 8-10 с каждой стороны. Газырницы пришивали на 10-12 см ниже плеча, но постепенно они спустились значительно ниже. Иногда под ними продолжали делать внутренние поперечно расположенные карманы для натруски, кресала, позднее в них держали часы.
Высшим шиком считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая. В этом отношении мастерство горянок было непревзойденным – лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда» и с безошибочной точностью.
Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Особенно строго соблюдалась эта манера ношения черкески у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин.
Ходить в черкеске нараспашку считалось неприличным – это могли позволить себе только глубокие старики, да и то в своем селении.
Черкеска была парадной, выходной одеждой и имелась не у каждого, особенно в восточной части Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, отчасти Осетия).
Е.Н.
Студенецкая, известный советский этнограф, автор масштабного исследования по одежде народов Северного Кавказа, считает, что черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет, а иногда и позднее. Однако, например, у нас в семье хранится фото 1905 года - на нем мой годовалый дедушка со своими родителями. И он – в черкеске, заботливо сшитой его мамой, моей прабабушкой.
Для детей из недворянских сословий черкески шили «на вырост».
В 40-х годах XIX века черкеска и горский костюм в целом был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Интересно, что Я. Гордин считает, что русские офицеры любили черкеску не только потому, что она была удобна – для них она символизировала приобщение к миру свободы, которую олицетворяли горские общества.
Во второй половине XIX и особенно в XX века черкеска меняется. Кроме того, что шить черкеску стали из фабричных сукон, произошло удлинение черкески, в газырницах стало больше гнезд. Изменились и сами газыри.
Вот что пишет Е. Н. Студенецкая: «Первоначально газыри представляли собой деревянные трубочки, в которые засыпали определенную мерку пороха (у чеченцев, ингушей и осетин газырь называется словом «мерка»), а также закладывали свинцовые пули.
Отверстие затыкалось тряпочкой, которая при зарядке ружья играла роль пыжа. Иногда вместо случайной тряпочки делали специальные затычки из шерсти.
Однако больше были распространены металлические (иногда серебряные и даже золотые) крышечки, красиво отделанные гравировкой и чернью. Впоследствии, с появлением ружей, заряжавшихся готовыми патронами, газыри утратили практическое значение и превратились в украшения, их стали делать в виде круглых деревянных палочек с цилиндрическими крышечками из металла, кости или рога, а иногда концы палочек просто красили черной краской. На черной черкеске обычно носили газыри с белыми костяными крышечками, а на светлой – с черными. Появились и газыри, у которых на одном конце была черная крышечка из рога, а на другом – белая из кости.
Газырь по желанию можно было втыкать то одним, то другим концом.
Богатые люди носили праздничные черкески с нарядными газырями. Крестьяне и раньше зачастую использовали газырницы не по назначению, храня в них сухие палочки для разведения костра и другие необходимые предметы».
Существовали определенные цветовые каноны, нарушение которых могло повлиять на репутацию владельца черкески – он мог стать объектом насмешек и героем едких пересудов. «Дурак любит яркое», - так говорили черкесы. Сдержанность и лаконичность культивировались как имманентные качества кавказской культуры, в том числе и в одежде. Цвет черкески и бешмета должны были сочетаться.
Считалось, что к черной черкеске особенно подходит бешмет белый или светлых тонов и наоборот: к светлой черкеске – темный бешмет. Особенно строго соблюдалось это у адыгских народов и осетин в праздничной одежде. Но допускалось и сочетание черной черкески (чаще с белыми или серебряными газырями) с черным же бешметом.
Источник: Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989.
// «Не зря джигит тобой гордится...» - пост Наимы Нефляшевой о черкеске
Комментариев нет :
Отправить комментарий