Госдума России 10 декабря одобрила ратификацию соглашения о режиме свободной торговли РФ с Абхазией и Южной Осетией. А 22 декабря президент России Владимир Путин подписал законы о ратификации этих соглашений. Аналогичные решения приняты абхазским и южно-осетинским руководством. Свободный торговый режим между РФ, с одной стороны, и Абхазией и Юго-Осетией – с другой – уже вступил в действие.
Это решение существенно укрепляет экономико-политические позиции России на Кавказе и, в частности, позволит реализовывать крупные проекты общерегионального значения. А следующим шагом в данном направлении, как заявил руководитель комитета по делам СНГ Госдумы Леонид Слуцкий, станет «активизация товарообмена Абхазии и Южной Осетии со всеми странами Таможенного союза».
Итак, почти все товары во взаимной торговле будут поставляться без внешнеторговых пошлин и других ограничений, кроме поставок в РФ сахара, пищевого спирта и табачных изделий. Эту продукцию намечено ввозить из Абхазии и Юго-Осетии (РЮО) в РФ без ограничений только после 2014 г. Российская сторона, по имеющейся информации, опасается неконтролируемого ввоза данных товаров из других стран, в том числе из Грузии, через Абхазию и Южную Осетию. По причине пока еще слабого таможенно-пограничного контроля на границах с Грузией, а также на черноморском участке абхазской границы.
Как считают Л. Слуцкий и многие другие эксперты, объемы торговли РФ с этими странами возрастут минимум втрое.
Особенно это касается наших поставок готовой промышленной продукции и встречных поставок в Россию продуктов субтропического земледелия из Абхазии и Юго-Осетии. Причем цены на все товары будут, самое малое, на 20% ниже в сравнении с уровнем цен первой половины 2013 г.
Кстати, уже в текущем году Абхазия стала одним из основных поставщиков в РФ цитрусовых (около 18 тыс. тонн).
Но зона свободной торговли с этими странами вовсе не исчерпывается только двухсторонними торговыми выгодами. Введение режима свободной торговли, как показывает общемировая практика, сопровождается притоком крупных капиталовложений – двухсторонних и зарубежных - в страны-участницы зоны свободной торговли, в том числе в их совместные экономические проекты. В этой связи отметим российско-абхазские проекты новых портовых терминалов в причерноморском районе Абхазии, предназначенные в основном для транзита внешнеторговых грузов РФ.
Эти проекты обусловлены растущей перегруженностью большинства черноморско-азовских портов РФ, а также тем, что грузовой транзит через Грузию, Азербайджан и Украину сегодня обходится российской стороне, по меньшей мере, вдвое дороже, чем через Абхазию.
Более того, в рамках зоны свободной торговли возможна отмена Абхазией и Юго-Осетией платы за транзит внешнеторговых грузов РФ.
На дальнейшие развитие российско-абхазских экономических связей, а также на расширение внешнеэкономических возможностей России в причерноморских странах нацелен также проект реконструкции Военно-Сухумской дороги (Черкесск-Карачаевск - Сухум: около 350 км).
Это, заметим, кратчайший путь между многими территориями Юга России, включая Ставропольский край, и черноморскими портами бывшего СССР. В Абхазии и Южной Осетии ускорится освоение, запланированное с участием России, крупных запасов сырья для черной и цветной металлургии, как и ресурсов нефти и газа вблизи черноморского побережья Абхазии.
«Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-17 гг.» Выступление заместителя директора «Центра стратегической конъюнктуры» Михаила Чернова в ходе международной конференции «Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе» (18-20 декабря 2013 г, Ереван)
В Юго-Осетии, например, давно разведаны крупные месторождения свинцовой, цинковой, кобальтовой руд, дефицитных в РФ и имеющих, как известно, оборонно-промышленное значение (давно известны в РЮО и запасы нефти). Но власти Грузии еще в советский период препятствовали освоению этих ресурсов. Теперь реализация этих проектов, естественно, ускорится.
Новая сквозная железная дорога через Кавказский хребет, кратчайшая, подчеркнем, между Россией и Закавказьем, - тоже в числе приоритетных совместных проектов РФ и Южной Осетии. Это магистраль Алагир (Северная Осетия) - Цхинвал в 160 км, быстрая окупаемость которой, по экспертным оценкам, связана, прежде всего, с режимом свободной торговли, который позволит увеличить объемы грузовых перевозок между РФ и РЮО. А также – с ростом грузового транзита через Юго-Осетию.
Напомним, что в советский период разрабатывались проекты российско-южноосетинского железнодорожного сообщения напрямую (через приграничную Северную Осетию), но грузинским властям удавалось убеждать Москву в нецелесообразности таких проектов.
Теперь ситуация кардинально изменилась. Еще в 2008-м было подписано соглашение «О сотрудничестве и взаимодействии» между Республикой Северная Осетия-Алания и филиалом РЖД «Северо-Кавказская железная дорога». Оно как раз и предусматривает создание железной дороги Южная Осетия - РФ.
Кстати, вблизи этой артерии в Северной Осетии и РЮО сосредоточены крупные месторождения руд черных и цветных металлов. И, как считают многие эксперты, с учётом недавно начатого освоения расположенных вблизи Алагира руд цветных металлов и их переработки на месте, что намечено на ближайшие годы, а также наличие залежей свинцово-цинковых руд (Южная Осетия) позволят создать в российско-южноосетинском приграничье один из крупнейших комплексов цветной металлургии РФ. Причём в дополнение к аналогичному близлежащему комплексу в Тырны-Аузе (Кабардино-Балкария).
Напомним также, что железная дорога между РЮО и Грузией (Цхинвал-Гори, 35 км) существует, но с 1992 г. заблокирована. Поэтому благодаря железнодорожному сообщению Цхинвал-Алагир, а также с учетом возможных политических изменений в Грузии, в том числе по вопросам Абхазии и Юго-Осетии, Россия получит самый короткий железнодорожный путь - через Южную Осетию и Грузию - в Армению, Турцию и Иран. Здесь очевидны и политические выгоды для России. Транзитные же доходы станут весомым, причем постоянным подспорьем и для южноосетинской экономики. Словом, введение зоны свободной торговли с Абхазией и Южной Осетии стратегически выгодно России, не говоря уже о серьезных выгодах для абхазской и южноосетинской экономик.
Впрочем, мы неспроста упомянули опасения российской стороны насчёт неконтролируемого ввоза того же сахара, пищевого спирта, ряда других потребительских товаров через Абхазию и Юго-Осетию из Грузии, поскольку торговля Грузии с этими странами растет быстро.
Торговые компании ряда стран, особенно Грузии, планируют шире использовать «коридоры» в РФ через Абхазию и РЮО для увеличения поставок разнообразной продукции в Россию.
А это, в основном, низкокачественные товары, которые вдобавок реализуются по заниженным ценам.
Особый интерес грузинского бизнеса к этим возможностям связан с тем, что большинство товаров, производимых в Грузии, не имеют высокого спроса ни в своей стране, ни, тем более, в других странах. Поэтому бизнес-сообществом Грузии российский рынок считается, своего рода, спасительным едва ли не для всей грузинской экономики. Власти этой страны в середине ноября 2013 г. заявили о востребованности российского рынка и российских капиталовложений для экономики Грузии.
Так или иначе, но благодаря российско-абхазской и российско-южноосетинской зонам свободной торговли в черноморско-кавказском регионе активно формируется новая экономико-политическая ситуация, отвечающая стратегическим интересам России.
По материалам: Столетие
Комментариев нет :
Отправить комментарий