Добро пожаловать на наш блог!

28.12.2013

«Черкесский вопрос»: не самая масштабная проблема Кавказа - мнение эксперта

...По примеру сепаратистских волнений в Тибете накануне пекинской Олимпиады 2008 года, предстоящие Игры в Сочи являются для черкесских националистов единственным шансом, чтобы обратить на себя внимание общественности и СМИ всего мира. О своем видении этой проблемы рассказал в интервью агентству РИА Новости Сергей Михайлов, заместитель начальника сектора кавказских исследований Центра исследования проблем стран ближнего зарубежья (РФ).

- Прежде всего, раз уж сегодня уделяется такое внимание «черкесскому вопросу», давайте уточним: кто такие черкесы и сколько их в мире?
- Напомню, что согласно сложившейся в этнографии методологии, в современной Российской Федерации выделяется четыре адыгских народа: шапсуги, адыгейцы, черкесы и кабардинцы. С XIII века адыги известны под общим этнонимом «черкесы». Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, их менее миллиона - 718 тыс.
Вообще в настоящее время этнические черкесы проживают в более чем 45 странах мира. С учетом нечеткости используемых понятий и отсутствия точной статистики национальных групп (особенно в Турции, государствах Ближнего Востока и Северной Африки) их оценочная численность колеблется в пределах от 1,5 до 5 млн. человек.
- «Черкесский вопрос» – интересный феномен. В массовом сознании россиян он практически не зафиксирован, однако мировое экспертное сообщество довольно бурно обсуждает все, что связано с адыго-черкесским фактором. Нет ли здесь конъюнктурных моментов в связи с предстоящим проведением Олимпиады в Сочи?
- Последнее утверждение справедливо, но лишь отчасти. За последние годы т.н. «черкесский (адыгский) вопрос», это мы вынуждены признать, занял прочные позиции в общекавказской повестке дня.
Впрочем, следует оговориться, что это следствие не столько объективных причин, сколько результат умелой информационной и пиаровской работы по использованию черкесского фактора в антироссийской кампании более общего, системного плана. Приближающие Игры – выгодный информационный повод, актуализирующий в общем-то, на мой взгляд, не самую масштабную проблему Кавказа. Олимпиада является важным инструментом давления на федеральный центр в РФ и удобным средством для пропаганды радикальных идей внутри России и за ее пределами.
Очевидно, что и для черкесских националистов, и для тех, кто способствует развитию «черкесского вопроса» в интересах зарубежных стран, важным прецедентом служит пример сепаратистских волнений в Тибете накануне пекинской Олимпиады 2008 года. Как и в случае с той Олимпиадой, Игры в Сочи являются для черкесских националистов единственным шансом, чтобы попытаться обратить на себя внимание общественности и СМИ всего мира.
- Вы сказали: умелая информационная работа. И кто же в этом заинтересован?
- Сегодня можно уверенно говорить о формировании сетевой структуры черкесского национального движения, состоящей из множества мелких организаций. Объединительной средой для них служит интернет, где, собственно и происходит основной информационный обмен. Согласитесь, наши представления о традиционном и даже архаичном родовом обществе плохо соотносятся с использованием современных сетевых коммуникационных технологий. Тем не менее, это факт! Отмечена высокая активность черкесских организаций в Сети. При этом хостинг большинства из них находится за пределами Российской Федерации.
И основная часть идей, на основе которых развивается черкесское движение, привнесена извне. И, скажем откровенно, эти идеи не очень-то с ним и гармоничны. Прежде всего, именно западное сообщество навязывает всем теоретические конструкты по «черкесскому вопросу», формулирует термины, которыми мы пользуемся. В частности, статус этноса повышается до уровня нации с неизбежными после этого политическими конфликтами. Это известная специалистам разработка американской «фабрики мысли» - корпорации РЭНД. Много занимался такими вопросами «Джеймстаун-фонд», другие организации.
Элементы подобных теоретических построений были использованы для практической работы в Пакистане, Афганистане. Сегодня их апробируют на Кавказе в рамках проекта строительства Большого Ближнего Востока. Специалисты называют все это «геополитическим моделированием, направленным на создание новых образов». Одним из таких образов является «Великая Черкесия», активно внедряемая в массовое сознание и населения адыгоязычных республик российского Северного Кавказа, и в мире.
- Положим, есть технические возможности для раздувания ажиотажа вокруг «черкесского вопроса», есть теоретическая база. А кто исполнители?
- Главную роль в обеспечении этой кампании играют, безусловно, черкесские национальные организации, ложно понимающие национальные интересы, или осознанно выступающие на стороне геополитических противников России. К таким организациям относятся, прежде всего, кабардино-балкарское общественное движение «Хасэ», «Черкесский конгресс», имеющий филиалы во всех черкесских республиках РФ, а также некоторые организации и общества, действующие в странах проживания черкесской диаспоры. В частности, особо активную роль в евроатлантическом регионе играют представители черкесского землячества из американского штата Нью-Джерси.
До последнего времени активность демонстрировало и политическое руководство Грузии во главе с президентом Саакашвили, стремящееся сделать черкесское население средством давления на Россию, а также отомстить России за поражение в борьбе за влияние в Абхазии и Южной Осетии. Вот наиболее показательный факт. 20 мая 2011 г. грузинский парламент принял акт о признании «геноцида» черкесов, рассчитывая тем самым завоевать симпатии черкесских радикалов. Дальнейшими шагами Грузии стали кампании за признание «геноцида вайнахов» и международного осуждения «этнических чисток ингушей» (имеется в виду осетино-ингушский конфликт 1992 г.).
Впрочем, после победы на парламентских выборах оппозиционной партии «Грузинская мечта» ее лидер Бидзина Иванишвили сделал заявление, что Грузия не будет «ставить палки в колеса» проведению сочинской Олимпиады. Это подразумевает и свертывание поддержки черкесского национализма. Подразумевает. Но никаких официальных заявлений на этот счет пока сделано не было. Как говорится, поживем – увидим.
Вместе с грузинской стороной весьма активно действует на черкесском направлении израильский раввин российского происхождения Авром Шмулевич (Никита Демин), во многом усилиями которого «черкесский вопрос» стал частью российского общественно-политического поля. Плотно задействованы в процессах и международные аналитические структуры, в первую очередь уже упоминавшийся «Джеймстаун-фонд», организовавший в Тбилиси две большие конференции, посвященные «черкесскому вопросу», а также ряд аналогичных экспертных обсуждений в США.
- Какие требования предъявляются к России, ведь без обещаний конкретной выгоды людей на реализацию националистических целей не мобилизуешь?
- Среди требований радикальных черкесских организаций и лидеров к российскому государству выделяется признание т.н. «геноцида черкесов» и выплата компенсаций потомкам пострадавших. Как же теперь без этого! Весьма амбициозный план - слияние населенных черкесами субъектов РФ в единый черкесский регион с перспективой создания независимого черкесского государства – «Великой Черкесии». Продвигается и  идея массового возвращения потомков переселенцев из других стран в Россию с претензией на получение ими существенных преференций, в том числе в сфере наделения землей, за счет нечеркесского населения Северного Кавказа.
При этом активное вовлечение международных организаций в кампанию по актуализации «черкесского вопроса» проявляется даже в мелочах – от организации актов апелляции черкесов сразу ко всему мировому сообществу до использования флагов США и надписей на английском языке на футболках и плакатах участников черкесских митингов, автопробегов и иных мероприятий на территории Российской Федерации. Примечательно, что в заявлениях радикальных черкесских лидеров часто звучит либеральная фразеология («открытое демократическое государство», «зрелость российской демократии» и т.п.), в обычной практике не характерная для этой категории политиков.
- Так каков же ваш экспертный прогноз на ближайшее будущее?
- В настоящее время «черкесский вопрос» не является не только основополагающим, но и сколько-нибудь важным для большинства черкесов, проживающих как в Российской Федерации, так и в государствах Ближнего Востока. Однако приближение Сочинской Олимпиады заставляет внешних игроков, заинтересованных в максимальном ослаблении позиций России на Кавказе, активизировать свою деятельность. Считаю, что сами по себе попытки дестабилизировать положение на Северном Кавказе – опасные для всего региона игры.
Но можно с большой долей уверенности прогнозировать, что «черкесский вопрос» сохранит надуманную «актуальность» до 2014 г., после чего интерес к нему сразу же закономерно спадет.
мнение автора может не совпадать с мнение редакции
Беседовала Анастасия Дмитриеваагентство РИА Новости

Комментариев нет :

Отправить комментарий