Кавказцы посетили крепости и места поселения своих предков в Крыму. В Крым приехали потомки черкесских князей. В Бахчисарае кавказцы посетили места славы своих предков во времена Византийского княжества Феодоро и Крымского ханства.
Современных князей приехать на полуостров сагитировали четыре отчаянные крымские журналистки - Ольга Мельничук, Анастасия Бурова, Алла Дружинович и Юлия Постникова. Именно они, отправившись на Кавказ, привели за собой автоколонну кавказцев, - рассказывает украинское издание "Сегодня".
«Во-первых, история полуострова тесно связана с историей Кавказа: с середины 14 до конца 18 века черкесы компактными группами проживали в Крыму, - поясняет журналистка Ольга Мельничук. - Во-вторых, изучая историю этого народа, пусть и книжно, у нас сложился образ благородных горцев с их рыцарским отношением к женщине, уважением к старикам и радушным застольем. А что говорят в СМИ о Северном Кавказе, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии? Что это какой-то мрак, терроризм и дикие горцы. Вот мы и решили поехать и узнать, как все на самом деле».
По словам путешественниц, из всех стереотипов о Кавказе совпадает только один – там полно овец и баранины, всюду для дорогого гостя – «шашлык-машлык». И общего между крымчанами и кавказцами много: и те, и другие уверены, что лучше их земли места в мире нет.
НАЧАЛО ПУТИ. Подруги-журналистки разослали письма в Хаса (общественные организации, что-то вроде культурно-народного парламента) Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии с просьбой оказать содействие: свести для интервью с интересными людьми, дабы поближе познакомиться с кавказцами, их менталитетом. Ответ получили положительный, мол, милости просим.
«Хаса назначила нам бисымов – тех, кто жизнью отвечает за то, чтобы гостям было комфортно, - рассказывают путешественницы. - У нас в проводниках были: потомок бойцов дикой дивизии, военный, который служил в Афганистане в 9 роте, кавалер Ордена Красной Звезды, а также прямой потомок легендарного черкесского политика и философа 18 века Джабаги Казанокова (он предотвратил очередную войну между кабардинским княжеством и Крымским ханство) Казыбек Казанонов».
Однако все эти меры безопасности оказались излишними. «Существует стереотип, что Северный Кавказ – регион неблагополучный, приехав, мы увидели, что там все тихо-спокойно, а теракты и убийства происходят не чаще, чем у нас, - поясняют они. - Кавказцы же спрашивают, мол, что там у вас в Крыму творится? По информации из СМИ, здесь идет война между татарами и русскими».
АУЛ ШЕВЧЕНКО. Крымчанки рассказывают, что когда впервые в Краснодаре увидели мрачных мужчин – бородатых и насупленных, сразу вспомнилась мама, которая говорила, что нельзя садиться в машину к кавказцам. «Но было поздно, - вспоминает с улыбкой Ольга. – Нас привезли в кунацкую - это дом для гостей-мужчин, где женщин, как правило, не селят. Основная часть жилица – зал с длинным столом, где проходят застолья. В кунацкой у горцев гитара и пианино! А это значит, что чего-то мы все-таки не знаем об этих джигитах. На полках - исторические, лингвистические книги, словари. Удивительно! Мужской дом – и ни одного плаката с бабами или книги фривольного содержания».
Гость на Кавказе – это что-то священное. Даже если враг придет в дом, его нужно три дня кормить, поить – и только по истечению этого срока спросить, что ему нужно. Кавказские интервью крымских журналисток отличались тем, что те, с кем интересно было пообщаться, приходили сами. Кроме женщин.
«Но ни на минуту мы не почувствовали себя неуютно», - признается Настя. - Когда муж узнал, что собираюсь на Северный Кавказ, его реакция была крайне неодобрительной, он сказал, что в какой-нибудь Житомир отпустил бы спокойно. Но уже в первый день пребывания на Кавказе я поняла, что чувствую себя намного безопаснее, чем в Житомире. Правда, когда вернулась, несказанно счастливый муж нашел меня немножко пополневшей – всему виной беспощадное кавказское гостеприимство».
Радушные горцы без устали кормили гостей, катали на лошадях и знакомили с прелестями своей земли. «Вот что такое аул в нашем представлении? Это ишаки и арыки, - продолжает Анастасия. - Но это в крымском селе - покосившиеся заботы, бедненькие домишки, мусор, а в адыгейском - красивейшие дома и заборы, идеальная чистота дворов и дорог».
Журналистки пришли к выводу, что кавказцы очень любят Украину – хорошо говорят по-украински, поют песни, цитируют Шевченко, даже улица одного из аулов даже названа его именем. Они очень образованные и интеллигентные люди, для которых Пушкин и Лермонтов – некий культ.
ПО КОДЕКСУ. В Кабардино-Балкарии путешественницы познакомились с кавказской аристократией. Кстати, именно кабардинские князья обучали сыновей крымских ханов арабскому искусству, верховой езде, танцам, воинскому искусству и этикету. До сих пор ни мусульманство, ни христианство глубоких корней на этой земле не пустило – сами о себе черкесы говорят, что нерелигиозные, потому что еще до всех религий у них сложился свой неписанный кодекс поведения и трактовки мира - Адыге Хабзге.
Для кабардинцев 600 лет – это совсем недавно, потому что в каждой семье прослеживают историю своего рода и страны. Адыги передают в устной традиции древние предания и песни. Даже автопробег в Крым оформили в стиле древнего похода, взяв с собой традиционную походную пищу – сухую баранину, которая обычно клали под седло и адыгейсий сыр. Чтобы все как в древней эпической песне «Поход на Бахчисарай», в которой о том, как черкешенки попросили мужей поехать в Крым за хорошей тканью для нарядов.
Мало кто знает, что очень много крымских названий напрямую связано с черкесами, они же адыги. Например, до 1945-года село Голубинка называлось Фоти Сала, что с черкесского переводится как «село, дающее мед». А нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-тюс. И еще более 20 географических названий имеет приставку «черкес». В том числе и известное поселение Черкес-Кермен.
Если заглянуть в историю, то полуостров с адыками связывает 400 лет. После падения княжества Феодоро и захвата Крыма турецко-османской империей, в конце 15 века черкесы продолжали влиять на местную политику, в том числе и на Крымское ханство – молодые крымские татары воспитывались на Кавказе в черкесских семьях. По одной из версий, даже присягали своей стране на адыгском языке. А «Крым» с черкесского переводится как «скалистый берег».
Зов истории. Гости с Кавказа посетили крепости и места поселения своих предков. Фото: Ю. Постникова
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ. В Карачаево-Черкесии крымчанки вместе с черкешенками готовили кавказскую кухню (изобилует бараниной, кукурузой, сыр, зеленью и множеством соусов) и танцевали национальные танцы. И захотели стать черкешенками, потому что женщины горцев полны достоинства: спина ровная, юбки длинные, косметики немного. Они искренне уважают своих мужей. И говорят, мол, почему мужчины так испортились в мире? Потому что женщины перестали их уважать.
Тамошние жены не спорят с мужьями, не влезают в их дела, но, по словам черкешенок, ни одно решение не принимается без учета их мнения: дамы показывают свой характер, оставшись с благоверным наедине. Секрет прост: чтобы он считал себя джигитом, она не должна показывать, что на него как-то давит, дать чувствовать себя князем, который и в спальню жены без стука не войдет.
«Там очень много заботы на эмоциональном уровне, например, зять не встречается с тещей, такое общение считается эмоционально неблагоприятным для обоих, даже нет такого слова «теща», - рассказывают журналистки. - Со свекровью невестка начинает общаться только через два-три года после свадьбы». Муж и жена вместе на людях не показываются, а если уж пришлось, то держатся как незнакомцы – чувства на людях проявлять не принято. Как и рассказывать о своей семье.
Зато можно гордиться количеством детей – чем больше их, тем лучше. На людях родители никогда не берут детей на руки. А если ребенок упал, то поднимает его посторонний человек. Почему? Во-первых, чтобы не баловать. Во-вторых, окружающие должны привыкнуть к мысли, что чужих детей не бывает. Там важно мнение соседей и пожилых людей, если ребенку они делают замечание – это позор для семьи.
«Вообще, черкесы заражают красотой своей культуры. И уже не второй день хочется найти в своей крови кровь черкесскую», - признается Настя.
КАВКАЗСКИЙ ЭТИКЕТ. Правильное кавказское застолье чинно и длится очень долго. Никто не спешит, не суетится, никто никого не перебивает. Назначается старший стола и младший – старший садится в торце стола, напротив входа, чтобы все контролировать, а младший заботится о том, чтобы у всех гостей в тарелках была еда, а в бокалах – вино. И любой гость, который хочет покинуть стол, за чем-то там отойти, должен спросить позволения у старшего. «Адыги говорят: «чача пьешь - орел летаешь, водка пьешь - свинья лежишь…».
Женщины вместе с мужчинами за стол не садятся, исключение делают для некоторых, особо уважаемых. Этот факт дам не расстраивает, они мудро считают: нам, чтобы повеселиться, мужики не нужны. У них свои разговоры, а у нас – свои.
«Там всячески выказывается уважение к женщине: если компания идет по улице, то дама должна идти в центре, все мужчины, даже старики, встают, когда в комнату входит любое существо женского пола, - рассказывает Ольга. – А культура гостеприимства у этого народа на генетическом уровне: официант, водитель или работник гостиницы относится к приезжему как к гостю. Если вы в гостях, то даже вопросы оплаты гостиничного номера решает принимающая сторона. И хочется сказать: девочки не надо бояться: если женщина сама не захочет, кавказец не проявит к ней интереса. Едешь на Кавказ – одевайся поскромнее. Они уважают женщину, которая уважает себя».
ШКУРА КАВКАЗА. По словам крымчанок, адыги не хотят отделяться от России и воевать со славянами. Им обидно, что к ним, таким мирным, не хотят ехать. Они ностальгируют по СССР, где позиционировалась культура Кавказа, культивировался положительный его образ.
«Они сами над собой шутят и это – защитная реакция, потому что неприятно чувствовать себя лицом кавказской национальности, не просто неблагонадежными, а смертельно опасным. И только в личном общении все эти страхи и недоверие рушатся как карточный домик, - убеждена Ольга. – Нам удалось побывать в шкуре кавказцев на паромной переправе: мы-то знаем, что находимся в компании людей интеллигентных, а мамаши, хватая детей, с теплой палубы спускались вниз, на холод, только чтобы не стоять рядом с кавказцами. И мы, находясь в их среде, на себе ощутили, насколько это неприятно. Когда мы отправлялись на Кавказ, у нас тоже был страх, но, возвращаясь, мы были готовы защищать их от славян».
Ну а идея автопробега стала, чуть ли не единственной возможностью вернуться домой. «Оказывается, река Бельбек раньше называлась Кабарда, - продолжает Ольга. - И на ней стояли крепости черкесских князей. Родоначальник одной из ведущей княжеской династии – родился в Крыму, когда вернулся на Кавказ, облюбованную территорию назвал Кабардой, в честь крымской реки».
Поэтому крымчанки всех, с кем встречались, приглашали в Крым, посетить Черкес-Кермен и другие места, где жили предки горцев. Желающих оказалось немало, поэтому возникла идея автопробега «А иначе было нельзя, - с улыбкой вспоминают журналистки. - Мы понимали, что беспощадное кавказское гостеприимство и сказочный этот мир, очень непохожий на наш своим размеренным течением времени, поглощает и возникает желание остаться».
«ТОЛЬКО ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ МОЖЕТ РАЗРУШИТЬ СТЕРЕОТИПЫ»
«Кавказцы не дикие и не дремучие: даже торговцы и таксисты свободно рассуждают о древней истории и цитируют русскую классику, — рассказывают путешественницы. — Они признают, что уже сроднились с русскими и не пристают они к славянкам без их на то желания. А если и воруют женщин, то только своих будущих невест. Древний этикет-кодекс «Адыге Хабзе» диктует черкесам правила поведения, не позволяя быть бестактными. Почему-то принято думать, что кавказские женщины ограничены в правах и забиты, но черкешенки очень горды и самодостаточны, мужчины их уважают. А то, что застолья проводятся отдельно, так это только для того, чтобы стороны отдохнули друг от друга и спокойно повеселились. Регион Северного Кавказа ничем не криминальнее любого другого, просто каждое событие там широко муссируется прессой. Черкесы — не сепаратисты: требуют признания геноцида своего народа в Кавказской войне, но не хотят отделяться от РФ. И хочется им, чтобы их перестали воспринимать как дикарей и признали за ними право на древнюю историю и культуру, сохраненные до сих пор. И еще: кавказские аулы — это не бедные и грязные поселения, а пример чистоты и ухоженности».
Комментариев нет :
Отправить комментарий