Добро пожаловать на наш блог!

20.08.2013

Край родной. Гора Жемси



Жемси – это горный хребет в Лазаревском районе Краснодарского края, расположен в правобережье реки Псезуапсе. В основе перевода топонима – Шамси – «зонт». 
Шамский (Жемси) с бжедукского диалекта переводится, как «зонт» - гора зонтик. Прогулка на гору Жемси начинается от поселка Солоники, расположенного за Лазаревским. Идя по тропинке, идущей вдоль правого берега небольшой речушки Цухсвадж, вы сможете лицезреть красивый водопад и таинственный древний дольмен. После водопада тропа, петляя между буками и дубами, выведет вас к вершине горы. На вершине откроется великолепная панорама окрестных гор. Всего высота Жемси составляет 1109м. – это превосходное место для панорамного осмотра Черноморского побережья и гор.

Гора Жемси

Расстояние от побережья Лазаревского района до вершины Жемси ориентировочно 13 километров. По дороге к вершине можно осмотреть еще несколько дольменов, расположенных на склоне горы Монашки рядом с Виноградным ущельем, некоторые дольмены повреждены во время прокладки ЛЭП, но часть из них, более 6-ти дольменов цела. На краю леса возвышается огромная скала желтоватого песчаника неправильной формы. В западной части скалы высечена камера дольмена высотой около двух метров. Перекрывающая дольмен каменная плита была сброшена. Обратной дорогой можно пройти среди чайных плантаций и садов. Затем шоссе спускается к морю и пересекает поселки Каткова Щель, Чемитоквадже, Зубова Щель, Глубокая Щель, можно добраться до Головинки.
В 7 км от Головинки раскинулся адыгейский аул Большой Кичмай. Здесь у местной школы установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза Айдамира Ачмизова, земляка кичмайцев. В декабре 1942 года под Моздоком тяжело раненый Ачмизов уничтожил шесть фашистских танков. Высокое звание присвоено ему посмертно.
Вдоль реки Шахе до самых её верховьев проходит хорошая тропа. По легенде, это тропа бога – покровителя скотоводов и пастухов Ахына, точнее Ахыновой коровы. Предание гласит, что бог Ахын намечал себе жертвенную корову, обязательно белую, нетельную, и такая корова своим особым мычанием извещала людей о том, что её пора идти к своему покровителю. Тогда жители аула обмывали её молоком и выпускали за ограду. Идущую корову никто не смел останавливать и трогать – это была уже священная корова. Шла корова по тропе легко и быстро, аульчане следовали за ней на почтительном расстоянии. Перепрыгивая через ущелья и реки, священная корова шла до священной рощи в верховьях Шахе (Ахынтам), где ложилась на траву в тени священных деревьев и спокойно ожидала своего конца.

Комментариев нет :

Отправить комментарий