Добро пожаловать на наш блог!

12.08.2013

Абазинский путь в «черкесском вопросе»


Даже между родными братьями случаются недопонимания … И судьбы народов — это как жизнь отдельных людей: бывают и взлеты, и падения, периоды полного взаимопонимания и выяснения отношений, и хочется напомнить, что нормальные отношения с близкими людьми — это такие отношения, которые не нужно выяснять…

Абазины (самоназвание абаза) — автохтонный народ Северного Кавказа, один из пяти субъектобразующих народов Карачаево-Черкесской республики, обладатель уникального и одного из самых сложных языков мира, имеющий свои прекрасные устои и традиции, сохранившиеся на протяжении многих веков.

За последнее десятилетие  абазинское общество как будто проснулось — закончился казавшийся вечным анабиоз. Этнические интересы трансформировались, и если раньше народ не интересовали ни история, ни земли, ни свой  район, ни паритет во властных структурах, то сейчас мы наблюдаем совершенно другую картину.

Чем вызвано данное пробуждение, можно только предполагать. С моей точки зрения, абазинский народ подошел к той самой «точке невозврата» — если не сейчас, то уже никогда.

Численность некогда многочисленного народа (цифра варьируется от 700 до 1 млн человек) чуть более 30 тысяч человек, проживающих в России. Срабатывает, хоть и с запозданием, инстинкт самосохранения.

И на подъеме, всплеске, национального самосознания возникли проблемы с родственным народом черкесов.

Хочется верить, что это временная болезнь, вызванная этим самым всплеском, но усугубление отношений рисуют неблагоприятную картину.

Надо отметить, что абазины, хоть и составляют с абхазами единый этнос – абаза, но этнографически и в силу огромного количества смешанных браков, схожих традицией, ближе к адыгам.

И тут мне становится непонятным, почему столь родственные народы все таки находят точки столкновения? Всем интересующимся реалиями абаза — адыгского мира, известны несколько национальных интернет ресурсов, где мы можем бесконечно наблюдать распри обеих сторон.

И если адыги (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) на сегодняшний день решили уйти в сторону от абазин и тема абаза — адыгских отношений для них не актуальна, то абазины, в свою очередь, эту тему считают достаточно актуальной и четко высказывают свои претензии и притязания.

«Взаимные претензии»

Безусловно, камнем преткновения является термин «черкес», и говорим мы не о этимологии. Существует большое количество версий происхождения: греческая, иранская, тюркская, собственно адыгская и, конечно же, переводы слова — «перерезающие дорогу», «отрезающие голову», «живущие наверху», «военный человек».

В Турции черкесами стали называть всех горцев (подобно тому, как все выходцы из СССР в США «русские»). Сохранение таких дефиниций помогает туркам в ассимиляции всех этих народов и, прежде всего, самих черкесов. Абазы это поняли и отпрыгнули, создав эксклюзивную федерацию.

Современная путаница во многом связана с тем, что на 1-ом и 2-ом Всемирных Черкесских Конгрессах, в работе которых участвовали и абазины и абхазы, с одной стороны, постановили всем адыгейцам, кабардинцам, черкесам и шапсугам в паспортах указывать свою национальность на черкесском языке, как «адыгэ», а на русском, как «черкес», а с другой стороны, взяли курс на построение единой политической черкесской нации, включающей всех западнокавказцев.

На сегодняшний день термин «черкес» в Российской Федерации официально используется, как национальность у части адыгов, что не исключает прямого отношения к Абазинам.

И как это принято у всех народов, все самое хорошее, все достижения, связанные с этим термином, каждый пытается приписать себе.

Вторым пунктом является, безусловно, история. Как говорится, хочешь поссорить народы, рассорь их историю.

Перетягивания одеяла продолжается давно, и претензии обеих сторон обоснованы, каждый как хочет так и перекраивает карты, переписывает историю, и тут либо мы подчеркиваем хорошее и берем уроки из прошлого, смотрим вперед, либо тема бесконечных упреков не закроется никогда.

Историю будет переписывать каждое поколение, лишь бы оно это делало корректно: подходы и трактовки могут меняться всегда, но когда передергивают факты — это уже иная тема.

К сожалению, этим сейчас грешат все. Фактически ни на Кавказе, в частности, ни в России вообще, не существует системы верификации исторических исследований на предмет соответствия их имеющимся источникам, а также ссылочному аппарату, в них же приводимому. Это позволяет писать черти что кому угодно.

Давней претензией абазин является то, что черкесы переписали два абазинских аула. Тут все исторически подтверждается. Действительно, Всесоюзная перепись населения 1926 года стала еще одним ударом по численности абазинского народа: два аула Абазакт и Псаучье — дахе стали черкесскими, на сегодняшний день лишь старики этих аулов помнят абазинский язык и считают себя абазинами.

Но настоящее противостояние началось  в феврале 2011 года после акции «Потомки коренного населения Красной поляны за Олимпиаду в Сочи — 2014», организованной союзом абазинской молодежи «Шарпны». Участники акции поддержали проведение Олимпиады в городе-курорте.

Это вызвало негодование у большей части  черкесского общества, с 2007 года которое не раз заявляло свою принципиальную позицию против Олимпиады в Сочи.

Но надо подчеркнуть, что свою позицию адыги готовы изменить,  при условии признания  геноцида черкесского народа, но основным и самым главным требованием, которое касается и абазин, является включение черкесов в список соотечественников, проживающих за рубежом, для беспрепятственного получения гражданства РФ и возможности проживать на своей исторической Родине.

Особенно остро этот вопрос встал после начала боевых действий в Сирии, где проживает большое количество черкесских семей и, как заявил один из адыгских лидеров, «Если Россия не протянет руку помощи оказавшимся в трудном положении соотечественникам,  могут погибнуть сотни ни в чем не повинных людей».

Масло в огонь подлила Грузия, признав геноцид черкесского народа. Учитывая тот факт, что Грузия не имела никакой политики в отношении Северного Кавказа, столь щедрый шаг в отношении черкесов вызывают вопросы …

Черкесы воевали на стороне Абхазии во время абхазо-грузинского конфликта, и «внезапная любовь» со стороны Грузии настораживает самих черкесов, но как выразился один из черкесских активистов, «в игре Грузии против России черкесы могут получить выгоду».

«Ответы на все претензии просты»

- Термин «черкес» не делим, он общий, и надо это признать.
- Взаимные попытки переписать ОБЩУЮ историю будут всегда, и надо перевести споры из разряда «взаимной грызни» в научное обсуждение, круглые столы, научные конференции. Это позволит не только выяснять исторические факты, но и образовывать молодежь.
- Мы живем в свободной стране и каждый гражданин, даже жители двух абазинских аулов, которые были переписаны в черкесские, могут обратиться в суд с заявлением о признании их абазинами.

Прецеденты уже есть, и на суде задают лишь 3 вопроса: «кем были по национальности ваши родители?», «кем считаете себя вы?» и «на каком языке вы говорите дома?» Никто насильно не может заставить человека считать себя другой национальности и говорить на чужом языке. Жители этих аулов в третьем поколении считают себя черкесами, и это их выбор. Те же, кто не согласен, могут обратиться в суд.

Раньше все это не имело значение, до подъема национального самосознания у наших народов. Сегодня, это смотрится также как если бы шапсуги с абадзехами стали записываться абазинами примерно на тех же основаниях. А так, у нас в стране можно записаться и эльфом.

- МО «Шарпны» — лишь часть абазинской молодежи, и их заявление не является мнением всего абазинского народа, но и оно имеет право быть. Но поднятие национального самосознания у абазин  на четком противопоставлении черкесам не является выходом.

Черкесы и абазины,  решившие получить выгоду в игре Грузии, должны знать, что участвуя в грязной игре, можно и самим испачкаться не на шутку, но за поддержку, чем бы она и не была вызвана, безусловно надо поблагодарить.

Самое главное, на мой взгляд, что на бытовом уровне адыги и абазы дружат, нет ни споров, ни взаимных обвинений, ни вражды,  есть только дружба и огромное количество смешанных браков.

Сегодня в каждой абазинской семье есть черкесская родня и наоборот …вот эти связи ни чем не вытравить, даже попытками рассорить два братских народа и искусственным нагнетанием проблем!

Мадина Казанокова // "Кавказская политика"

Комментариев нет :

Отправить комментарий