Добро пожаловать на наш блог!

20.08.2013

Госпрограмма для бедных


А люди строятся и со страхом ждут переселенияВластям Кабардино-Балкарии предстоит переселить из аварийных домов десятки семей. В КБР не выполнена программа переселения людей из аварийного жилья. Счетная палата дала властям республики месячный срок для устранения выявленных нарушений. 

Сроки уже близятся к концу, а республиканским властям предстоит переселить из аварийных домов десятки семей.


Государственные обязательства не выполнены
Счетная палата России проверила ход исполнения представленных ранее властям Кабардино-Балкарии нарушений, выявленных при проверке исполнения бюджета республики.
Аудиторы Счетной палаты утверждают, что с 2009 года до настоящего времени в Кабардино-Балкарии ни одна семья из аварийного жилья переселена не была. Люди живут «…в жилых домах аварийного фонда, опасного для эксплуатации. Государственные обязательства по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Правительством КБР не выполнены», — сказано в документе.
Кроме того, в КБР остается достаточно высоким уровень дотационности консолидированного бюджета — 63%. Выявлены нарушения при расходовании средств Инвестиционного фонда РФ, допущенные инвестором и Правительством Кабардино-Балкарии, которые ставят под угрозу исполнение в срок проекта по строительству завода «ЭТАНА» по производству полиэтилентерефталата в Майском районе.
Госпрограмма для бедныхВыявлены многочисленные нарушения законодательства о размещении государственных заказов при исполнении государственных контрактов на строительство объектов республиканской собственности. Проверкой установлен ряд мероприятий Стратегии по развитию СКФО. Эти мероприятия должны были способствовать увеличению роста экономики республики. ***
Дом Антонины Хресковец по улице Братьев Кушховых. Фото автора
*** Таким образом, общий объем выявленных финансовых и иных нарушений составил в Кабардино-Балкарской Республике 5 377 056,9 тысяч рублей.
Давайте работать как положено
На исправление предписаний властям республики дали месяц. Власти КБР намерены уложиться в срок. Об этом говорил глава КБР Арсен Каноков  на  заседании Правительства 30 июля, на том самом, где из-за нарушений во время поведения ЕГЭ была уволена вице премьер-министр Галина Портова.
После предупреждения, что никто из чиновников ответственности не избежит, глава КБР отметил: «…в течение месяца разберем все замечания, которые были по Счетной палате. Все виновные будут наказаны, вплоть до снятия с должности. Никто из-за вас подставлять имидж республики,  руководства республики не позволит. Есть месяц. Наведите мне порядок! Давайте каждый будет выполнять обязанности на своем месте и работать как положено», — сказал он.
На встрече с журналистами, после заседания, Арсен Каноков отметил, что ничего страшного не произошло, что речь не идет о хищении денег из бюджета: «Это не хищение, просто 2012 год был очень сложным в финансовом плане. Мы получили федеральные деньги, но не смогли в полной мере профинансировать. Все указания можно устранить в течении месяца-двух.
Я соберу ответственных министров, дам им столько времени, сколько нужно на выполнение обязанностей.
Через месяц с каждого спрошу. Если они не исправят, точно такое же решение (об увольнении — прим.автора) коснется и их. Четыре поручения — это несколько недофинасированных федеральных целевых программ, которые мы не смогли вовремя выполнить», — сказал Каноков.
И тут же продолжил, что республика больше не будет брать на себя обязанности, которые не сможет выполнить. «Если мы не можем софинансировать, тогда отказываемся от того, что делаем. Каждый год будут приезжать, проверять, а я буду ответственность нести. Сколько денег есть, столько и будем софинансировать», — сказал он и обещал, что через  месяц он вернется к этому разговору.
А люди строятся и со страхом ждут переселения
Поручения Счетной палаты Арсен Каноков обсудил на следующий день с членами правительства республики. Заседание прошло без журналистов. О чем там говорилось, можно судить только по информации на официальном сайте главы КБР. Но интересна последняя фраза отчета: «Арсен Каноков в очередной раз дал понять членам Правительства: если ситуация не будет исправлена, последуют жесткие оргвыводы».
«Карта» разработана
Да, конечно, оргвыводы можно сделать: с формулировкой «за невыполнение поручений»  освободить от занимаемой должности профильного министра, может, вице-премьера, курирующего вопрос, и даже председателя правительства. Но вопрос в том, как в результате оргвыводов появятся новые дома для жителей аварийных бараков?
Вообще, ремонтмногоквартирных домов и переселение людей из аварийных домов -  любимая тема республиканских СМИ. В статьях называются большие суммы, якобы израсходованные на решение вопроса. На днях пресс-служба профильного министерства сообщила, что Кабардино-Балкария для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в малоэтажные дома получит 224,80 млн рублей.
А на заседании республиканского правительства, 6 августа, министр энергетики, ЖКХ и тарифной политики Тахир Кучменов говорил, что в этом году республика получила 259,9 миллионов рублей из фонда реформирования ЖКХ на реализацию программы переселения людей из ветхого жилья. «Эта сумма позволит ликвидировать 10 тысяч квадратных метров аварийного жилья», — сказал он.
Но Нальчик в этом году в программе не участвует, поскольку еще не завершены мероприятия прошлых лет, а конкретнее с 2009 года. Однако со слов министра, «…разработана «дорожная карта» по устранению выявленных нарушений. Ликвидация аварийного фонда является поручением президента РФ, в соответствии с которым весь жилищный фонд республики, а именно 49 тысяч квадратных метров, должен быть ликвидирован до 1 января 2016 года. Общая сумма, необходимая на это, составляет 1,136 миллиардов», — отметил на совещании Кучменов.
А барак и ныне там…
Дома на улице Братьев Кушховых подлежали расселению по республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда КБР в 2008 — 2011 годах».
Многие обустроились в надежде остаться здесь навсегда, но некоторые поверили в скорое переселение и так и живут в старых домах до сих пор.
Бараки по улице Эльбрусской не так легко найти
Бараки по улице Эльбрусской не так легко найти
«К нам никогда никто не заходит из властей, мы не голосуем, нас просто нет, а в каждом доме живут люди. Нас сняли с балласта города, мы не платим за квартиры», — провожает меня жительница одного из бараков по улице братьев Кушховых Антонина Хресковец.
Женщина разменяла восьмой десяток, треть своей жизни она прожила в своем бараке. «Живу здесь 30 лет, я инвалид. В доме нет никаких удобств, уборной тоже нет.  Обещали дать квартиру на Дубках, еще  дом на Горной показывали. Ходила,  смотрела, но нам там ничего не досталось», — рассказывает она.
Живет женщина  одна в двух маленьких комнатках. Отопления нет, греется зимой форсункой.
«Прихожая маленькая, разуться и все, больше ничего. Много лет назад мне дали бумагу, что нас будут расселять, я ее берегу. Хотела в архив идти, искать бумаги, но мне говорят: бабушка, вас нет…  Вот так и живу, еле-еле хожу, я инвалид», — говорит Антонина Родионовна.
Полвека в бараке
Дома по улице Эльбрусской найти с первого раза не так уж и легко. Вход к ним через узкий длинный коридор, обнесенный с двух сторон железными листами.
По словам жительницы одного из бараков по улице Эльбрусской Елены Сауфутдиновой, она сама родилась здесь, а сейчас ее внучке уже 9 лет. «У меня дочка с внуками снимает квартиру, платит 11 тысяч, а как с ней, она останется на улице? Живем как бомжи, у нас и прихожая, и столовая, и кухня — все вместе.  Если дадут полноценную квартиру, зачем бы я жалела эти сараи?
Этим домам уже 58 лет, тут уже четвертое поколение растет. Здесь у каждой семьи по 2-3 детей, хотелось чтобы и они тоже были пристроены», — говорит Елена.
Мама Елены, Евдокия Головенко,  сама строила эти бараки -  работала ночью на мясокомбинате, а утром на стройке. В ее домике невозможно находится больше 20 минут от духоты, из трех маленьких комнатушек — в двух нет окон.
Потолки в доме Евдокии Головенко сыпятся от сырости
Потолки в доме Евдокии Головенко сыпятся  от сырости
«Все лето сижу с открытой дверью. Ослепла уже, свет горит днем и ночью. Мне уже 79 лет, я сама строила эти дома, начинали с фундамента – копали траншеи, стены ставили. Ванну сын обещал отремонтировать, но не успел, умер недавно. А сама я не могу. Вот, смотри что делается, — говорит Евдокия Тихоновна, проводя «экскурсию» по своему дому.
Ванная в доме Евдоки Головенко по улице Эльбрусской
Ванная в доме Евдоки  Головенко по улице Эльбрусской
По ее словам, жильцам бараков обещали выдать квартиры в одной из новостроек,  но дальше слов  дело не пошло. «Я вот труженик тыла, в концлагере была. Только перед Днем Победы нас и вспоминают. В прошлом году говорили, что на Горной дадут дом, ездили смотреть. Линолеум уже лежал на полу, показывали и двухкомнатные, и трехкомнатные квартиры. А где он сейчас? Там уже люди живут, все квартиры проданы. А говорили, что для нас построили», — недоумевает она.
Вся жизнь на чемоданах
Но уезжать из своих домов готовы не все. Многие за полвека успели обустроиться, создать условия. По словам жительницы одного из домов по улице Братьев Кушховых Риты Кишевой,  администрация города судится с ними. «Всех отдала под суд, нас хотели в коммуналки расселить. Представьте, в наше время в коммуналке жить», — говорит Рита.
По словам Риты Кишевой, из 100 квадратных метров жилья узаконить удалось только половину.
Такая же ситуации и у соседей. «Тогда главой администрации города был Бердов, мы ходили к нему, чтобы разрешили пристраиваться. Он сказал,  архитектуру города вы не нарушаете, если не скандалите между собой (с соседями — прим. автора), пристраивайтесь. Это были его слова, все соседи подтвердят.
Я могу рассчитывать только на две комнаты. А зачем мне это надо? Мне говорят, что по программе метр на метр будут менять. Нас семеро дома, у сына трое детей. Куда мы пойдем в коммуналку? Сейчас  у меня четыре комнаты, сарай, гараж. Я тут уже 40 лет живу, вложилась в этот барак – строила, ремонтировала. А мне дадут какую-то комнату на 10 этаже. Конечно, мы упираемся, не хотим съезжать», — возмущается она.
С ее слов, съезжали люди в домики из двух маленьких комнат без удобств. Но люди не сидели сложа рук, работали, расширялись. «Здесь ничего не было, только форсунка, две комнатки по 10-12 квадратных метров и кухня 2 на 1,5 метров. Мы, как только переселились, сделали ванну, уборную. Я всю жизнь строюсь. Это, наверное, кому-то земля нужна. Здесь живут 15 семей, и только пять готовы уехать, кто не смог обустроиться. А  как же я?
Говорят,  землю уже кто-то выкупил. Что делать, если к нам придут с экскаватором и снесут все? Вся жизнь прошло как на чемоданах. Мы не можем ничего сделать, все время ждали, что снесут.
Эту программу придумали для таких  бедных, как мы – будут давать по количеству квадратных метров,  а не по количеству людей.  Люди тут живут 30-50 лет, вырастили  детей, женили их, уже внуки родились. А теперь, видите ли, у нас 25 квадратных метров всего. Вспомнили о нас», — говорит Рита Кишева.
Властям Кабардино-Балкарии предстоит решить непростую задачу. Во всех районах республики в десятках аварийных домов живут несколько поколений людей. Если учесть, что социальное жилье в КБР не строится, а цены на квартиры на вторичном рынке жилья довольно высокие, невольно приходит сомнение, что в месячный срок властям удастся выполнить предписание Счетной палаты РФ.
Залина Арсланова // "Кавказская политика"
Фото автора

Комментариев нет :

Отправить комментарий