Когда-то приветствие мужчины с женщиной рукопожатием казалось мне мировым явлением. Я поняла, что это чисто осетинская манера, когда начала разделять быт с народами других регионов. У русских среди молодежи устное «привет» на расстоянии между девушкой и парнем встречается чаще, чем у осетин. Но если уж хочется украсить приветствие как-нибудь телесно, то подставляют друг другу щеки. Не сказать, что это очень распространено, но имеет место. И на фоне этой легкомысленной привычки наш братский обмен рук казался мне даже целомудренным. Но за размышлениями пришло осознание.
Рукопожатие издревле прерогатива чисто мужская. В свое время римляне, приловчившись прятать кинжал в рукаве, при встрече щупали друг другу кисть, чтобы убедиться в собственной безопасности и спокойно вести диалог. Со временем римский жест модифицировался и стал рукопожатием и во все времена подразумевал одно: я безоружен, я пришел с миром, можешь мне доверять.
К женщинам это, естественно, не относилось, потому что во времена настоящих мужчин оружие в обиходе против женщин не использовалось, война с ними не велась, и повода для убеждения в их безопасности у мужчин не было. Конечно, в разные эпохи и в разных культурах были свои причины не протягивать даме руку. У религиозных народов прикасаться к чужой женщине запрещено, чтобы максимально сохранить ее чистоту и непорочность. А во времена галантного рыцарства почтенной даме скорее бы поцеловали ручку, подчеркивая ее женственность, чем оскорбили грубым мужским рукобитьем.
А вот объективных причин для рукопожатия с женщиной я не нахожу ни в истории, ни сегодня. Это хорошо, что мужчины сохранили между собой этот жест мира с древности. В нём действительно есть что-то особенно завораживающее, изящно-мужественное, величественно-историческое. Но приветствие — это один из элементов межчеловеческих формальностей. И ни одна здоровая женщина на свете не захочет, чтобы эти формальности стали равными как между мужчинами, так между женщинами и мужчинами. Не захочет, чтобы её грубо хлопали по плечу, например, или просили помочь ремонтом машины, а выходные предлагали провести на рыбалке. Так же как ни один здоровый мужчина не захочет, чтобы друг дарил ему цветы и называл своей половинкой. Эта разница в общении, не смотря на почти смытую грань гендерной субординации современного мира, все-таки существует и соблюдается. И я думаю, что по этой причине жест рукопожатия между мужчинами и женщинами отсутствует в повседневном обиходе даже у русских.
Но осетины любят принимать «новое». Грустно, когда это новое смещает старое и портит всю картину красоты национальной культуры. Не знаю, когда появился этот обычай приветствия, до моего рождения или после, не знаю, откуда и кто его привез, но знаю, что он нам со всех сторон чужд. Мои родители не помнят в своей молодости такого способа приветствовать друг друга. Бабушки и дедушки — тем более. Мы ведь не можем с вами представить, чтобы хетагуровский Дзамболат потряс Фатиме руку, встретив ее по дороге к ручью. Потому что женственность горянки, так же как и само отношение горца к женщине, не клеится с этим жестом. На это нехитро указывает нам и длина рукавов национальных костюмов, и гонор танца, и отношение к невесте во время свадьбы и многие другие обычаи осетин.
Братское саламканье настолько утвердилось и стало неотъемлемой частью осетинской вежливости, что на задний план отошло даже, характерное осетинкам, женское чванство — девушка не ждет, чтобы за ее драгоценной ручкой потянулись, а щедро и смело тянется сама. Нередко уже можно встретить и, завершенное поцелуем, рукопожатие. Все это укоренилось так, что на самом деле тяжело иной раз оставить руку хорошего знакомого не пожатой, потому что это его совершенно искренне оскорбит и возмутит ровно так же, как если бы ты была мужчиной, как будто хочешь унизить его или сомневаешься в чистоте его кистей.
Да подумаешь, это же мимолетный, безобидный жест, зачем на нем зацикливаться, скажете вы, но как раз такие вот «безобидные» привычки, на самом деле, шестерни мощного бульдозера, рушащего стены народной морали. «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
Попробуйте хоть на один день ограничить себя в рукопожатиях, и вы заметите, насколько милее развязного потряхивания рук выглядит молчаливое мужское кивание головой. Сразу бросится в глаза разница между благородной мужской скованностью и современным приевшимся панибратством. И из глубин средневековья эхом откликнется давно утраченное, прекрасное чувство женской недосягаемости.
Автор // Элина Есиева
Комментариев нет :
Отправить комментарий