Президент Российского Конгресса народов Кавказа (РКНК) Алий Тоторкулов в своем выступлении на круглом столе, посвященном 150-летию со дня окончания Кавказской войны, высказал несколько реплик касательно войны, памятников, исторической памяти и депортации народов Северного Кавказа.
Безусловно, в нашем обществе есть война памятников. Вследствие этого можно вспомнить тот факт, что буквально несколько лет назад в стенах Общественной палаты Максим Шевченко проводил круглый стол, где я выразил свое мнение относительно установки памятника Ермолову в Пятигорске.
Тогда я сказал, что если хотят построить памятник Ермолову, то пусть ставят у него на родине в Санкт-Петербурге, но никак не в Грозном, и не в каком другом городе Северного Кавказа. Предпринимая подобные действия, не стоит забывать, что тем самым сыплют соль на наши раны.
На круглом столе, посвященном исторической памяти Кавказской войны 19 века, вспомнили также и Архипа Осипова, памятник которому собираются установить в Северной Осетии-Алании.
В этой связи мне вспоминается один случай, когда несколько лет тому назад я вместе со своей семьей поехали отдыхать на море, а именно в Архипо-Осиповку. На территории ее располагался крупный дельфинарий. Среди нас, отдыхающих, была одна русская женщина, которая рассказывала туристам о том, что Архип Осипов был героем войны. Ценой своей жизни он спас мирное население от врагов, а потому его именем назвали этот городок.
Все присутствовавшие аплодировали. А под врагами она подразумевала местных, живущих ныне, и в те времена адыгов. Честно говоря, на тот момент стало обидно за адыгский народ и стыдно за русский.
С тех пор прошло больше ста лет, а мы все еще продолжаем кичиться тем, кто кому тогда отомстил, и чья расправа над кем была жестче. Не надо сыпать кавказцам соль на рану. Эти имперские замашки русских относительно установок памятников их героям никому не нужны, и они являются своего рода раздражителями.
Мы не племена пигмеев, чтобы нам поставили памятник Зассу или Ермолову, после чего мы еще столетиями жили и боялись шелохнуться. Мне кажется, что нужно отходить от такой практики.
Я сам родом из Карачаево-Черкесии, этнический карачаевец. И на шутки дагестанцев относительно того, что мой народ не участвовал в Кавказской войне, я скажу, что «да, не участвовал». Мы не участвовали, потому что нас было очень мало.
В 1828 Карачай был завоеван героем войны с Наполеоном, генералом Эммануэлем. В исторической памяти карачаевцев генерал Эммануэль по сей день является положительным героем. Безусловно, он войну выиграл, но выжигать и разорять целые села, как это делал Ермолов, Эммануэль не стал.
На Кавказе очень разная историческая память. В Карачае был пристав — генерал Петрусевич, который открыл первую светскую школу. На сегодняшний день она приобрела статус музея.
После того, как его отправили в Туркменистан, где впоследствии его убили, карачаевцы, снарядив делегацию, поехали туда, забальзамировали Петрусевича и привезли обратно в Батапашинск (ныне Черкесск), где его и похоронили.
Сегодня в Черкесске есть площадь Петрусевича, по республике есть несколько улиц, названных его именем. И это говорит о том, что у каждого народа по-разному выражается историческая память. Так же как и хорошие моменты в истории, мы помним и плохие. Разумеется, если нам будут ставить памятники, как некий раздражитель, то мы будем помнить исключительно плохое.
По поводу депортации народов Северного Кавказа хотелось бы отметить, что Карачай был завоеван 2 ноября 1828 года. Нельзя назвать случайностью тот факт, что именно 2 ноября, спустя больше века мой народ бы депортирован в Среднюю Азию. Наших братьев — балкарцев выселяли 8 марта, соседей наших — вайнахов высеяли 23 февраля.
На сегодняшний день мы не можем поздравлять ни балкарских женщин с их праздником, ни вайнахских мужчин с Днем защитников Отечества, потому что эти даты являются траурными в истории этих народов. Получается, что к нам подходили не только грубо изощряясь, но оставляя и на будущее много проблем.
Что касается письменности на Северном Кавказе, то несомненным является тот факт, что ее нам дали русские. Но тут же хочу отметить и попросить не говорить более о том, что до этого там жили дикие племена, не имеющие ни своей письменности, ни своего языка.
Единицы русских могли обучаться в духовно-прикладной школе, все остальные оставались неграмотными, так же как и у кавказских народов в медресе имели возможность ходить немногие горцы, все остальные оставались необразованными.
Я согласен и поддерживаю идею того, что в конечном итоге нужно поставить общий памятник жертвам Кавказской войны. Все существующие на сегодняшний день проблемы мы могли бы преодолеть вместе, не будь у нас кавказского экстремизма и российских имперских замашек.
Стоит помнить то, что именно через Россиию и русский язык мы приобщаемся и выходим на мировой уровень.
Конечно же, общий памятник может нас соединить, но только в том случае, если у нас будет понимание общего будущего, к которому мы стремимся. Итог таков: нам надо выработать общее будущее, и тогда мы сможем вернуться к прошлому.
Комментариев нет :
Отправить комментарий