Жизнь человека можно сравнить со звездой. Некоторые люди живут и светятся всю свою жизнь, а умирая, оставляют свой след - след кометы. Одни кометы сгорают чуть успев войти в земную атмосферу, не оставляя после себя почти никакого следа, другие вспыхивают, проносятся яркой полосой по небосклону, и даже погибнув оставляют после себя следы. Следы могут быть в виде обожженных метеоритных осколков-разных по размеру и по качеству.
Так же и люди: некоторые живут тихо, незаметно, не оставив после себя ничего ценного. Некоторые живут шумно, весело - оставляют после себя золото, дома, машины - но этим никого не удивишь. А есть люди, которые оставляют после себя в наследство потомкам бесценные вещи, совершенно уникальные, которые могут оставить только талантливый, трудолюбивый человек.
Вот к таким людям я отношу Мадина Камболетовича Тешева - археолога, историка, этнографа. У него много научных открытий, самым главным, пожалуй, является открытие кургана Храм Солнца в 1974 году, имеющее мировое значение. В 1983 году начались археологические раскопки мегалитического комплекса Псынако-1 и изучение этого загадочного места в 1983-1986 годах экспедицией под руководством первооткрывателя, старшего научного сотрудника Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева Мадина Камболетовича Тешева.
Самый загадочный в мире уникальный мегалитический комплекс – курган Псынако-1 находится в 23 километрах от Туапсе в окрестностях села Анастасиевки. В полукилометре от села, слева по ходу за рекой, через которую ведет неглубокий брод и мостик из бревна, располагается древний культово-погребальный комплекс Псынако 1. Внешне курган Псынако-1 – это каменный холм диаметром 70 метров. Изначально камни лежали ровно, камешек к камешку, как чешуя у рыбы, на холме не росло ни травинки, ни кустика. Оказалось, что этот курган скрывал замечательный по исполнению каменный дольмен, окруженный каменными кольцами. Самое интересное было то, что еще в III тысячелетии до н. э. находилось святилище на том месте, где позже построили дольмен. Святилище было окружено особыми каменными кольцами - «кромлехами». Обычно «кромлехами» окружались могильные сооружения, но в Псынако следов погребения не было. Могильные ямы были, но они оказались забиты камнями. Главное дольмен был окружен круговой постройкой со стенами, достигающими толщины 1,8 метра, а высоты 3 метра, и помещен в некое сооружение, напоминающее сферу. Лаз в дольмен имел не круглую, а арочную форму, и в него была задвинута каменная втулка. Внутри кургана был найден подземный ход, по которому люди пробирались к дольмену, исполняли там свои обряды и затем выбирались наружу. Такого в мире нет более нигде.
Как известно, в середине 60-х годов профессор Дж. Хокинс доказал, что загадочное каменное сооружение на юге Англии - Стоунхендж - является не только древним святилищем, но и обсерваторией, точно отмечающей множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд[1]. Открытие Дж.Хокинса вызвало развитие науки – археоастрономии. В Западной Европе и в бассейнах Средиземного и Черного морей, начиная с 4-го тысячелетия до н.э., возводятся мегалитические сооружения, часть из которых ученые считают древними обсерваториями. Наиболее известными памятниками, имеющими археоастрономическое значение являются: пирамиды инков и вавилонские зиккураты, святилища индейцев из штата Нью-Мексика, обсерватория Мецамор в Армении. Курган Псынако очень похож на знаменитый английский мегалитический комплекс Стоунхендж. Мадин Тешев с учетом очевидной связи мегалитических культур Западной Европы с дольменной культурой Кавказа впервые поднял проблему изучения дольменов в этом направлении[2].
М. К. Тешев обратил внимание на большую прослойку угля у входа в дромос. Здесь часто зажигали огонь, возможно, благовониями окуривая дольмен с его содержимым. Образцы угля, сданные на анализ по 14С, дали дату 2340*40 лет до нашей эры, следовательно, примерно в это время дольмен уже мог быть построен и здесь горели костры. В.И.Марковин отмечает, что: «Я не знаю курганов до деталей напоминающих Псынако. Пока это единственный в своем роде памятник. В этом его уникальность, хотя четыре подкурганные мегалитические постройки, известные мне по литературе, немного напоминают Псынако. Одна находится в Нью-Грейндж в Ирландии, другая — в Ёрдхой в Дании, третья — в Алька-ларе в Португалии и четвертая — это Лос-Милларес в Испании. Всех их объединяет коридорный ход, который ведет в погребальную камеру, сложенную из плит по принципу ложного свода. Но ни в одной из этих построек не было дольмена, хотя бы отдаленно напоминающего западно-кавказские. Сооружения кургана Псынако I по сравнению с ними, я бы сказал, сделаны более небрежно, словно на скорую руку»[3].
Мадин Тешев на собственные деньги, на зарплату сотрудника ННИ сумел доказать, что этот археологический ансамбль не культовое сооружение, а «Храм Солнца», как позже его назвали, и люди, жившие в этих местах наблюдали за звездами в 3 тыс. д.н.э.
Мадин Тешев выдвинул теорию, что Псынако-1, который конструктивно напоминает неолитический могильник Нью-Грейдж в Ирландии, - это древнейшая солярная обсерватория. Также он заметил, что если дромос неолитического могильника Нью-Грейдж отмечает восход Солнца во время зимнего солнцестояния[4], то дромос Псынако-1 направлен на заход Солнца в этот день.
М.К.Тешев отметил: «в дни солнцестояний и равноденствий восходы и заходы Солнца и Луны (на высоких и низких дугах) поразительно совпадают с отдельными высокими пиками или распадками окружающих долину гор и хребтов, а также азимутами направлений восхода и захода Солнца относительно Псынако-1»[5]. От площадки на вершине кургана к его основанию расходились радиальные каменные ребра-лучи, выложенные крупными валунами, которые Мадин Тешев изначально при реконструкции системы, считал, как 18-лучевую, но впоследствии уменьшил число лучей до двенадцати, считая, что лучи могли соответствовать лунным месяцам. Интересно отметить, местные жители говорят, что на вершине кургана имелась площадка, огражденная правильным кругом из особым образом положенных камней, от которой отходили лучи к самому низу — подошве кургана, которая была очерчена большими валунами. Мадин Тешев доказал, что дольмены, расположенные на Западном Кавказе, своей фасадной частью обращены в одну точку, а это - Псынако-1. Этому открытию была посвящена всесоюзная передача «Клуб кинопутешественников», где всемирно известный путешественник Юрий Сенкевич обсуждал эту сенсационную находку с М.Тешевым.
Многие годы археолог Мадин Тешев посвятил изучению храма и дольменов адыгских погребальных сооружений в развитом и позднем средневековье в Туапсинском районе, где было выявлено и обследовано 217 курганных могильников и 20 одиночных курганов. Всего - 10210 курганов. Мадин Тешев только лишь в верхнем течении Пшиша (по его притокам Гунайки и Сеже) и, отчасти, Псекупса зафиксировал 49 курганных могильников X-XVI вв. Мадин считал, что в условиях исторической Черкесии «их было гораздо больше»[6]. Мадин Тешев писал, что Туапсинский район в XIII-XVI вв. представлен весьма значительной картой курганных некрополей, обряды захоронения и инвентарь которых представляют нам культурный облик этого региона как важного, многолюдного и развитого центра этнической и культурной истории адыгского народа[7]. Археологические исследования Мадина Тешева доказывают, что территория исторической Абадзехии, которая была заселена адыго – зихами в средние века была отправной точкой адыгского роста в эти века, миграционный вектор исходил из Абадзехии в Убыхию и в причерноморскую Абазу, но никак не наоборот.
Кроме того, хотелось бы отметить и еще одно направление в деятельности Мадина Тешева – это изучение древних топонимов родного края. Так, известно около 10 толкований топонима Туапсе, в числе которых и версия Мадина Тешева. Он дает такое определение топониму «Туапсе»: т`у- «две», а- аффикс множественного числа и «псэ» - «душа», «душа двух». Как известно, река Туапсе состоит из двух крупных притоков Челепси и Пшенако.
Название одного из самого загадочного озера на Западном Кавказе - озеро Хуко – Мадин Тешев переводит как «сын моря». Озеро расположено на водоразделе Главного Кавказского хребта между бассейнами рек Пшехашха и Шахе. До сих пор неизвестно происхождение этого озера и почему в нем нет жизни. Озеро расположено на территории, которая раньше принадлежала шапсугскому племени, а другой склон принадлежал Абадзехам (абадза). Мадин Тешев ввел впервые в научный оборот данные о размерах и глубине озера Хуко, а так же данные древнем обряде вызывания дождя.
Любопытную версию выдвинул Мадин Тешев в отношении названия горы и одноименного села Индюк. По версии Мадина слово «индюк» является искажением адыгского слова «хиникушх», образованного из двух слов: «хинд» и «кушх». «Хинд» в переводе означает индусы, а «кушх» переводится, как гора. В результате получаем словосочетание «гора хиндов» или «гора индов». Для сравнения можно привести название горного хребта Гиндукуш.
Археологические исследования Мадина Тешева увеличили информативный фонд адыгской материальной культуры. Семнадцать лет Мадин Тешев проработал в музее старшим научным сотрудником Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева. В истории российской археологии он остался как открыватель Храма Солнца - мегалитического архитектурного комплекса конца первой половины III тысячелетия до н.э. Все открытия Мадина Тешева, при желании можно найти в энциклопедии или в специальной литературе. Эта сторона жизни Мадина известна более или менее.
Но многие не знают, что он был еще и общественным деятелем, что благодаря его знанию истории, принципиальности и чувству справедливости, в свое время он смог доказать неправомочность празднования 125-летие городов черноморского побережья: Сочи, Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Джубга, Новороссийск, Анапа. В том, далеком,1963 г. еще могли прислушаться к убедительным, научно обоснованным доводам, и праздник был отменен.
Юрий Устинов посвятил борьбе за восстановление исторической справедливости Мадина Камболетовича Тешева стихотворение: «Сто пятьдесят».
Сто пятьдесят
По ночам в переулках колышутся тени.
Лица мертвых адыгов слагают растенья,
А по лицам ночные такси колесят.
Что мы нынче отпразднуем? - Сто пятьдесят.
Это вовсе не кровь. Это - пятна заката,
Если сверху назначена круглая дата,
Если сверху историю брать на "авось",
Если даты едины, а, правда - поврозь.
Вы пойдите, спросите, узнайте, найдите, проверьте:
От рождения надо бы годы считать, не от смерти.
Лучше младшим остаться в семье городов,
Чем от горя чужого добавить годов.
Только совесть едина, и память едина
Над садами Ивана, над могилой Мадина.
И в каких кабинетах родился от праздной любви
Юбилей - на - крови, юбилей - на - крови...
***
В 1988 году, ровно через 25 лет, эта возня повторилась. И опять Мадину Камбулатовичу Тешеву пришлось бороться, доказывать ошибочность очередной попытки исказить историю. Лично я видел документы, где начальник отдела пропаганды при ЦК КПСС (не помню ее фамилии) прислала ответ на обращение Тешева М.К., где она подтверждала его доводы, считала их обоснованными и попытки празднования основания городов черноморских городов ошибочной датой, в связи с чем их следует отменить. Но средства были уже вложены. Праздник состоялся, но не как день основания этих городов, а как "день города". Но, к этому моменту, Мадина уже не было в живых. Вероятнее всего, у него не выдержало сердце постоянной, напряженной борьбы.
В небольшой заметке архитектор - краевед М.Осичев «Тешебс - «Золотая струя», склоняется к тому, что названия реки и села Тешебс восходит к старинному адыгскому роду Тешевых. Но предварительно дадим небольшую справку о реке Тешебс. Река Тешебс впадает в море в пределах курорта Архипо-Осиповка, в бухту Вулан. Истоки этой небольшой речки (длина около 13 км) находятся на склонах двуглавой горы Гебеус, в верховьях которых находятся известные Гебеусские водопады. М.Осичев пишет: «Что касается названий реки и села Тешебс, то специалисты по топонимике тоже переводят эти названия с адыгейского языка как «золотая струя» или «золотая вода». Но ими же предлагается и другая версия, на мой взгляд, более убедительная. Многие местные названия доныне сохранили имена прежних обитателей. Например, щель Юшкова, поляна Шендерова в окрестностях Михайловского перевала. Исходя из этой исторической традиции, убедительна версия названия Тешебс как «река Тешевых» - старинного адыгейского рода, потомки которого и доныне живут в Туапсинском районе. Для многих краеведов эта родовая фамилия связана с памятью замечательного ученого-археолога Мадина Тешева, сотрудника Туапсинского историко-краеведческого музея»[8].
Мадин Тешев был настоящий мужчина, истинный сын своего народа, о котором мы не имеем права забывать. И тысячу прав М.Осичев, когда написал, что «нетленным памятником ему остаются открытые им памятники древностей Кавказа, а также название небольшой горной речки Тешебс»[9].
P.S. Если у кого-то сохранилась видеозапись передачи об открытии Псынако-1 "Клуба кинопутешественников", то напишите мне по адресу:
Алий Хакуз
hazret.hakuz@mail.ru
// Фонд черкесской культуры "Адыги" (fond-adygi.ru)
// Фонд черкесской культуры "Адыги" (fond-adygi.ru)
****
ЛИТЕРАТУРА
[1] Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.,1973. С.256
[2] Тешев М.К. Отчет "Раскопки мегалитического архитектурного комплекса Псынако-1 в 1985 г." (Архив ИА РАН.Р-1 №11097).
[3] Марковин В. И. Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. Рисунки автора. Краснодар: Кн. изд.-во, 1985. — 112 с. ил.
[4] Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М.,1981.
[5] Тешев М.К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако-1 в Туапсинском районе. (Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп,1988.С.147
[6] Тешев М. К. Адыгские погребальные сооружения в развитом и позднем средневековье в Туапсинском районе на Черноморском побережье Кавказа // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1985. С. 142-165
[7] Тешев М. К. Адыгские погребальные сооружения в развитом и позднем средневековье в Туапсинском районе на Черноморском побережье Кавказа // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1985. С. 142-165
[8] М.Осичев. Тешебс – золотая струя. Электронный доступ: http://gelmore.ru/v/teshebs-zolotaya-struya/6533
[9] М.Осичев. Тешебс – золотая струя. Электронный доступ: http://gelmore.ru/v/teshebs-zolotaya-struya/6533
Комментариев нет :
Отправить комментарий