Дерево гордится плодами, а пень – корнями.
(пословица)
Если сам вид притесняется или находится под угрозой полного уничтожения – то вопрос законности сводится к необязательной рекомендации.
Крепко сказано… И кто же это у нас так крепко сказал? Ах, да… Это же – Адольф Гитлер. Величайший мастер манипуляций массовым сознанием. Чем же так опасна эта, на первый взгляд, совершенно правильная фраза?
Обратимся к истории германского нацизма. И увидим, как под этим и подобными ему лозунгами «выживания германской нации», «потребности жизненного пространства», «борьбы с оккупацией», «возрождения национальной гордости», «необходимостью объединения всех немцев», «арийского культурного превосходства» и прочих красивых внешне, как разноцветный тропический аспид, идей – было в высшей степени успешно создано совершенно извращённое государство.
В чём же заключалась самая суть его извращённости? В том, что исторически сложившееся понятие «государство» – по сути, для того и предназначено, как система общественной организации, чтобы всегда и везде в его пределах именно, что торжествовал закон. А государство гитлеровское, нацистское – наоборот, отрицало и нарушало все без исключения законы, кроме одного, самого главного. Заключённого в вышеприведённой цитате. Закона целесообразности происходящего для самих немцев. Причём, что именно сегодня для них целесообразно, и, следовательно, законно – определял не весь германский народ. Это делала за него кучка нацистских вождей.
Дело народа было – бодро орать «хайль!» и радостно умирать за «великую идею». И любое другое государство, включая и то, в котором начиналось, и благодаря демократичной конституции которого вообще было возможным их движение – они готовы были разрушить без малейших рассуждений. Хоть своё собственное, хоть соседнее. «Дойчланд юбер аллес!». Безупречно патриотичный лозунг германского гимна из инструмента духовного единения народа превратился их стараниями в инструмент физического уничтожения всего и вся изнутри и вовне, что не соответствует «великой германской идее». Включая и собственный народ. Именно трезвому фюреру германского народа Адольфу, а не пьяному сапожнику Гансу, принадлежит такое высказывание: «Если германский народ проиграет эту войну – о нём не стоит сожалеть, ибо он в таком случае не заслуживает права на существование».
Вот так вот, друзья, круто забрано. Сказано вождём этого народа, и никто из его соратников ничуть тому не возражал. Вот так заботились нацисты «о благе народа». До такого, признаться, даже большевики в самые лютые их времена не докатились. Вот это и называется – извратить абсолютно все понятия о добре и зле. Вот это и называется – фашизм.
Однако – фашисты хотя бы искренне считали, что действуют ради блага собственного народа. В их собственном, конечно, понимании этого самого «блага». За ними не стояли чьи-то сторонние геополитические, государственные либо национальные интересы, кроме их собственных. Их ошибки и заблуждения – были только их ошибками, и ничьими больше, сколь бы чудовищны они ни были.
Как же и кем же нам следует назвать тех наших соплеменников, гордо величающих себя «черкесами», кто заведомо готов действовать в интересах чужого дяди, на деньги чужого дяди, по подсказке чужого дяди, в согласовании с чужим дядей – во имя никогда прежде в истории не существовавшей, в отличие от германского первого и второго рейха, «Великой Черкесии»? Или они хотят, подобно Ленину, «использовавшему» немцев, или Троцкому, «одурачившему» англичан, использовать и одурачить этого самого дядю – американского, турецкого, арабского, грузинского? Так Лениных с Троцкими – пока (и к нашему счастью!) среди нас не видно. А вот заинтересованных во всенародной смуте на всём без исключения Кавказе разнообразных «дядь» - хоть отбавляй. Как и доморощенных Геббельсов с Гиммлерами из сельского кружка художественной самодеятельности…
Появилось вот время побродить не только по улицам и книжным магазинам родного Нальчика, но и по необъятным просторам Интернета. Который сейчас в информационном плане стал для большинства людей важнее и сильнее всех библиотек, печатных газет, телевыпусков новостей и разносимых соседками слухов, вместе взятых.
И что приходится там видеть? Чтобы не употребить крепких слов (в отличие от тех, кто на национальных сетевых ресурсах одновременно умудряется звать себя «черкесами», «горцами», «кавказцами» – и не стыдится при этом сквернословить, как ни попадя, даже порою угрожая оппонентам в полемиках гомосексуальными расправами(!) – употреблю слова нейтральные. Вот такие: странное что-то творится. Противоречивое, непонятное, лежащее за пределами и формальной логики, и самого обычного здравого смысла. Ну, а заодно – и за пределами как исторической, так и вообще какой-бы то ни было правды.
Об общем тоне увы, очень и очень многих происходящих на национальных кавказских ресурсах словесных баталий (а испытание анонимностью с безнаказанностью – едва ли не самое сложное для людей, воспринимающих Хабзэ как что-то важное, нужное, но отдельное от себя, как некую одежду, которую можно снять-надеть по необходимости) – коротко и прямо скажу парой очень точных к данному случаю, на мой взгляд, пословиц:
Кхъуэр зыщышынэн щымыэмэ, 1уащхэм док1…
Акъылыр лэндыщэщ, гэсэныгъэр дыщэ жыгыщ…
Оставлю это без русского перевода. Кому надо – поймёт, а для кого это тёмный лес – тому и нечего пускаться в рассуждения о «черкесских интересах» от имени тех, чью речь (а следовательно, и суть образа мыслить) они сами не в состоянии понять даже на уровне пословиц.
Ну, это – так, в общем порядке. К вопросу о культуре тех, кто, помимо прочих истинных и мнимых превосходств, кичится и превосходством своей национальной культуры.
А вот самому главному, из-за чего и возникает весь сыр-бор – декларируемой многочисленными «агитаторами-активистами-пропагандистами» конкретике – остаётся только поражаться.
«Ложь должна быть примитивной, тогда люди непременно в неё поверят…» - говорил когда-то министр пропаганды третьего рейха Йозеф Геббельс. Вот по его, видимо, колченогим следам и маршируют в дебри ненаучной фантастики современные мифотворцы – к счастью, не столь вдохновенные и даровитые, как вдохновляющий их своими былыми успехами (и страдавший, кстати, официально диагностированной логореей!) приснопамятный рейхсминистр.
Вот мифы наиболее распространённые, с наибольшей старательностью вбиваемые «на будущее» в молодые умы:
1. Миф о загубленном «Великочеркесском государстве» российским (русским) царизмом.
Обширнейший полигон для словесных упражнений как доморощенных, так и числящихся профессиональными, конъюнктурных историков. Тут простор для их фантазии оказывается просто фантастически же широк: от никем и никогда не виданной и толком исторически ничем и никак не подтверждённой, прямо-таки доисторической какой-то в своей древности Синдики (причём, от любого существовавшего в истории государства, как его ни стирай с лица земли, остаются хотя бы письменные памятники, так как без письменности и само государственное управление невозможно, будь основная масса управляемого населения хоть трижды неграмотной – это и монголам было известно - а тут и самой письменности ни малейших следов найти не удаётся, не то, что памятников!)… - и до выведения «сильнейшего черкесского влияния» в Золотой Орде (интересно, где оно было, когда Тохтамыш с Тамерланом выясняли отношения своих степных империй не где-нибудь, а у нас на Тереке, и вряд ли спросили при этом «влиятельных черкесов», нужна ли им эта кровавая баня двух многотысячных армий нахлебников с насильниками на их собственной земле?!)…
Для чего нужен этот миф? Для формирования в массовом сознании неких устойчивых «моральных прав» на возрождение своего собственного утраченного рейха? Странная какая-то просится параллель. Но – упрямо просится. Особенно, когда тайные мечты и смутные предположения вполне явно и открыто пробирается в официальные исторические работы и учебники. Ну… Об этом мы ещё потолкуем поподробнее.
2. Миф о том, что «черкесы всегда были мусульманами».
Особенно расцвёл на волне уродующей и отнимающей жизни наших молодых людей радикальной исламистской пропаганды. Хотя и некоторые «правильные националисты» вроде небезызвестного в Кабардино-Балкарии Суфьяна Жемухова готовы отмечать едва ли не «тысячелетие»… простите, чего? Да уж понятно, что не крещения Руси. Быть может, обрезания Кабарды, да простит мне читатель горькую шутку? Вот как же жалко, что не знал этого в 16 веке знаменитый (и весьма печально знаменитый) турецкий султан Мехмед II, утопивший в крови «язычников-черкесов», без преувеличения, всё Черноморское побережье Кавказа. Вот бы оконфузился исламский владыка, если бы ему сообщили, что взахлёб воспетые для истории его придворными летописцами «подвиги джихада» в виде тотальных и повсеместных резни, грабежей, насилий и угона в рабство черкесов – совершены были, оказывается, по отношению к единоверцам…
Для чего и кому нужен этот миф? Вероятно, для отрыва народов черкесского корня от их истинных ментальных и культурных корней. Для поглощения их интереснейшего и неповторимого духовного лица всепожирающей и обезличенной «мусульманской общностью». И, что удивительно – так это то, с какою лёгкостью иные маргиналы духа идут на отречение от своего Хабзэ во имя чужого Шариата на своей собственной земле, с какою бездумностью готовы заменить свою культуру (которую сами же в первом из мифов декларируют как древнейшую и уникальнейшую) на универсальную для всех арабскую духовную модель.
Хабзэ хьэху тхъэмахуэщи, хэущие махуищщ…
Как же несовместимое легко совмещается, когда и пока совпадают цели! И вот уже интернационал-ваххабиты, убившие как «язычника» ярого патриота исконного адыгского духа, этнографа Аслана Ципинова – подкрепляют свои обвинения ссылками на направленные против него статьи с теми же обвинениями в исполнении усульманского националиста Суфьяна Жемухова. Смешно бы, но… заплакать хочется. Особенно, когда наш «маститый» историк Барасби Бгажноков открыто пускает слезу на закрытых форумах, заявляя, что все разборки упирались всего лишь в место и кресло директора исторического института, и вот он лично – не ожидал таких пагубных последствий…
У нас вообще очень быстро меняют политическую окраску в зависимости от… занимаемых должностей! Вот и новоявленный «отец адыгской шашки», Феликс Наков, чьи ученики заполоняли ещё недавно форумы недоброй памяти Интернет сайты «Элот» и «КавказВэб» националистическими высказываниями и прямыми провокациями… вдруг «успокоился», став, наконец, директором национального музей Кабардино-Балкарии. Про приезды лично к нему японских мастеров боевых искусств изучать «черкесское фехтовальное мастерство» - правда, сказки рассказывать всё так же не стесняется… ну да ладно. Как говорят «угнетённые русскими» украинцы – «Чем бы дитятко не тешилось…» Но всё же странно, когда дело раз за разом оказывается замешанным, по истинной сути, не на убеждения, а на креслах!
И снова – устойчивый запах германского нацизма. Как сильно это напоминает, в миниатюре и карикатуре, поведение германского генералитета, открыто презиравшего «этих выскочек», «это быдло» - до тех пор, пока не начиналась раздача нацистами… командных должностей! И тут – всех сразу словно подменили… и выскочки – стали радетелями за германский народ, и быдло – истинными ветеранами из простых солдат… Такое впечатление создаётся, глядя на ряд наших «деятелей» - что оппозиционерство у них является простой и эффективной формой шантажа государственных структур, а если завтра министерские должности начнут раздавать, к примеру, ваххабиты – то все амбициозно-страждущие «патриоты» будут полутайно-полуявно молиться Тхъэ и Псыхо Гуащъэ, но став министрами – немедленно и искренне пересядут на коврик, истошно возопив «Аллах акбар!!!»…
3. Миф о «русско-кавказской войне».
Война-то была. И ещё какая! Да вот только русско-кавказской «в чистом виде» её называть – информированный и объективный человек любой национальности, как бы ему ни было горько это признать, вряд ли сможет, не расставшись при этом с объективностью. Отчего-то никто не пользуется при описании колониальных войн и территориальных приращений Испании, Америки, Англии, той же России – терминами «испано-ацтекская», «американо-индейская», «англо-индийская», «русско-сибирская» война. А говорят в таких случаях - о периодах конкисты, фронтира и т.д. Но у нас упорно культивируется принципиально иная постановка вопроса. «Русско-Кавказская» - и всё тут, либо в другой интерпретации «Русско-Черкесская (Адыгская) война», антиколониальная борьба за независимость, народно-освободительное движение. И этим, порой глубоко не задумываясь, авторы таких эпитетов фактически культивируют среди подрастающей молодежи «колониальный» образ северокавказских республик и «военно-оккупационный режим» действующей государственной власти (данная фактура является постоянным изречением националистов и сторонников радикального ислама).
Поддержанию на актуальном уровне данных терминов и их «правомерному» использованию способствуют принятые под влиянием различной самостийности и «развалов» Советского Союза и стремительно шедшему к этому же России различных доморощенных историков, политиканов. Последствия до нас доходят в виде архивов различных общественных конференций того времени и популистского постановления Верховного Совета КБССР.
Хотя, если взглянуть хоть немного глубже звучных обличительных деклараций – картина получается, увы, существенно иная…
Злая Россия напала на добрый Кавказ? На какой именно Кавказ? На единоверную Грузию, поставлявшую русской армии во время этой войны офицерские кадры, проводников и фураж, а потом с радостью заполонившую своими переселенцами «очищенное от шапсугов» побережье? Ради которой, стонавшей под напором турок, и заваривалась, собственно, вся эта «русско-кавказская» каша? На единоверную Армению, с радостью шедшую под единоверное же русское крыло, способное прикрыть её от многовековых кровавых притязаний всё той же Османской Порты? На адыгов, значительная часть которых находилась с русскими в союзе и дружбе, уже не одно столетие поставляя «злой империи» добровольных и великолепных воинов любой квалификации, от всадника-рубаки до генералиссимуса? Может, стоит говорить о внутрикавказской междоусобной борьбе на волне и под шумок русской экспансии, в свою очередь, имевшей своею целью противостоять такой же экспансии, но – турецкой? Тот, в ком эти слова оскорбят и возмутят самые праведные чувства – пусть вспомнит хотя бы о таком событии, как Бзиюкская битва, когда бжедуги, темиргоевцы, адыги, казаки и регулярные русские войска дружной интернациональной бригадой «усмиряли» единокровных первым трём шапсугов – каждый в своих собственных, и на данный момент – полностью совпавших интересах. А ведь это не единичный, а лишь наиболее яркий и обширный в части «представительства» случай! И это, значит, русско-кавказская война? А может – русская империя не «разделяла и властвовала», а брала «по праву сильного» власть над заведомо и изначально разделённым – пока части этого несоединимого разделённого искали, в поразительно «дружно» и легко начавшейся общей драке, каждый - свой кусок пирога? Или мы не знаем из устной народной истории, чего стоили и сколько длились наши всевозможные княжеские «перемирия»?
Разумеется, происходившее тогда на Кавказе обернулось неисчислимыми трагедиями всевозможного масштаба – от индивидуальной трагедии человека до трагедии целых народов как адыгского корня, так и других, населяющих Северный Кавказ. Но экспансия, не «единственная в своём роде», а лишь звено в цепи наступившего периода имперских экспансий по всему миру (и, кстати, по последствиям, - далеко и отнюдь не худшая из возможных, если сравнивать!) – она была причиной этого всеобщего побоища, или лишь катализатором для давно уже созревшего процесса?
Для чего нужен этот миф? О, он преследует сразу целый ряд далеко идущих целей. Например – морально «вычленить» Кавказ из нынешнего состава России, внушить целому поколению роль «детей побеждённых героев-отцов», обязанных восстановить статус-кво во что бы то ни стало. Иными словами, возвращаясь к истории зарождения фашизма – полтора столетия спустя посеять в умах и сердцах некий «веймарский синдром» наподобие того, что так мучил сознание немцев перед тем, как национал-социалисты предложили им «радикальный выход».
Например – посеять ненависть к «русским оккупантам» (о которых создан, на этой «русско-кавказской» основе, отдельный и весьма устойчивый миф, который мы рассмотрим ниже), представить Россию в виде извечного и старинного врага, напрочь отнявшего у народов Кавказа их весьма невнятное, если смотреть исторической правде прямо в глаза, «светлое будущее».
Постоянным муссированием этой темы во всех видах и ипостасях, создать у самих русских устойчивый комплекс национальной вины… Гитлер в своё время успешно проделал это с евреями. Он обрушил на них такую идеологическую цунами обвинений во всех моральных и материальных проблемах и бедах «приютившей их» немецкой нации, что они, в массе своей, не только едва ли не сами уже были готовы «сдавать валюту и катиться ко всем чертям», но и считали невероятным доверием, если им дозволялось в виде исключения «кровью искупить национальный грех беспорочной службой рейху»! Снизу доверху, от безымянных расстрельно-похоронных команд в концлагерях до офицеров-героев германского фашизма (!) вроде Рейнгарда Гейдриха, Пауля Ашера или Эрхарда Мильха. Напомню: первый – один из самых выдающихся эсэсовских палачей собственного народа, создатель и первый глава службы имперской службы безопасности РСХА, убит партизанами. Второй – выдающийся артиллерийский офицер германского флота, который, даже оказавшись за океаном на положении «вольного стрелка» после гибели своего корабля, предпочёл с великим трудом вернуться в рейх, продолжить службу, вновь отличиться в бою и погибнуть с честью на печально знаменитом линкоре «Бисмарк». Третий – «правая рука» Германа Геринга в командовании Люфтваффе.
Каково?! И «бесценный психологический опыт» фашистов, надо сказать, в наши дни без применения не остаётся. Раскачку маятника национальной вины американские евреи теперь десятилетиями, вполне успешно и планомерно, возвращают немцам… Результат – как разгул (трудно найти иного словосочетания в данном случае) деструктивной толерантности в самой Германии, так и рост ответной неонацистской реакции (в конечном счёте однозначно работающей, в какие эсэсовские тряпки не рядись, всё на тех же, кто её провоцирует!) Гитлер умер, но дело его, как водится, живёт – в том числе и в успешном исполнении тех, против кого оно изначально было направлено.
Так почему бы этим не воспользоваться и нам – рассуждают иные любители превратить многоликий и местечковый северокавказский национализм в некий «великодержавный шовинизм», увы, безнадёжно отсутствующей на картах мировой истории «великой кавказской державы». Поэтому одной рукой вселять в сознательных русских интеллигентов чувство стыда за то, чего они не совершали, а другой – возбуждать в несознательных русских маргиналах скинхэдские настроения – безусловно, высший пилотаж дирижирования общественным сознанием целого народа по уже изрядно засаленным и успешно испытанным партитурам оберфюреров всех мастей.
В соответствие с этим, безусловно, нельзя обойтись без растущего из этого единого корешка крепенького кустика мифов – закономерного «продолжения банкета», как-то:
4. Миф о «геноциде черкесов».
Используется по всем возможным направлениям подковёрной вокруг-да-околополитической возни – от антиолимпийской риторики и шантажа устроить протестные акции, так как спортивные мероприятия будут проходить на местах «массовых захоронений» («пляски на костях предков»), до требований экстренной и массовой репатриации представителей диаспор адыгских народов (без малейшего о том ведома, как правило, самих «потенциальных репатриантов»).
Над этим мифом в своё время, в смутные 90-е, ухитрилось «потрудиться» даже правительство КБР, в 1992 году приняв «местечковое популистское» решение о его «признании» - на основании решений научных конференций 1990-1992 годов, когда деятельность сепаратистов как с кабардинской, так и с балкарской сторон едва не разорвала эту самую КБР в клочья.
Миф муссируется интернетскими агитаторами-пропагандистами всех мастей с настойчивостью барана, в упор не признающего новые ворота. Используется марионеточными «карманными сверхдержавами» вроде самостийных Грузии и Украины и в более глобальных целях. Что особенно поразительно – серьёзной критики, по сути, основные позиции этого мифа не выдерживают совершенно никакой – но это совершенно никого из его творцов и не смущает как-то… Да и с чего бы той же Грузии, к примеру, вдруг воспылать столь нездоровой любовью к столь давно и устойчиво ненавидимым – особенно после абхазского «урока» - соседям? Угадывать будем – со скольки раз?
Впрочем – остаётся в подобном случае опять вспоминать Йозефа Геббельса: «Ложь должна быть примитивной, тогда люди непременно в неё поверят!» Или, может быть, и поспорить с ним, сказав: «А вы киньте в корыто сложной и грязной лжи щепотку дрожжей простой и чистой правды – и тесто раздора поднимется выше небес!».
А правда в данном случае – безусловно, в том, что мира на Кавказе со времён Средневековья (дальше, вопреки беспочвенным заявлениям ряда «самостийных историков» - не отслеживается в объёмах, достаточных для однозначного суждения) – не было никогда. До самого окончания того, что называют «русско-кавказской войной». А там – были бы только боевые действия…
Мне могут возразить, что «геноцид» также слагается из составляющих массового исхода наших соплеменников в Турцию. Но и здесь наши доморощенные националисты, активисты общественных организаций и интеллигенция практически ничего не говорят либо совсем умалчивают о другой стороне этого процесса – о пропагандистской роли и месте владетельных князей и религиозных деятелей, которые организовано увлекали за собой подвластных, зазывали о целесообразности переселения в единоверную Турцию, вносили сумятицу в умы людей и рисовали ожидаемые их блага. Кроме того, не последнюю роль в переселении в Османскую Порту сыграла и её коварная политика (до настоящего времени полностью не афишируемая) о практической заинтересованности получить в большом количестве отличных воинов, так необходимых ей на многочисленных театрах боевых действий, как с Россией, так и на окраинах своей империи в Европе, на Ближнем Востоке и для создания там буферных зон. А по факту соорганизовавшегося процесса Турция не обеспечила необходимых безопасных условий по транспортировке людей, их приему и размещению, что привело к большим человеческим потерям. В этих условиях постоянное обращение внимания на то, что только Россия является виновником этого «геноцида» – лишний раз показывает об избирательности, то ли от большого ума либо об отсутствии такового, ну на худой конец от трусости (в конечном итоге за тех кто проживает в Турции – ведь там не забалуешь как у нас).
О массовых захоронений на Черноморском побережье - тоже как-то зыбко. До настоящего времени ни один из маститых националистов и наших «видных» историков не указал конкретное место где оно находится, представителей фамилий и родов, которые там покоятся. Вот вам и ответ на квалификацию последних!
Когда давным-давно нет уже в живых ни победителей, ни побеждённых – говорить и писать можно что угодно. Опровергать или подтверждать ответственно и компетентно – уже некому. Бои были? Были. Лилась кровь? Лилась. Так что ж теперь теряться – вот оно… самое главное! А кто с кем бился, сколько чьей крови пролито, и, главное – во имя чего – да какая теперь разница… был бы только вполне правдивый и законно эмоциональный повод лгать.
Поэтому как завелись «вдруг» семь лет назад, так и не стихают безответственные разговоры об «уничтожении 150 000 черкесов на Красной поляне» - не думая даже о том, как физически собрать и уничтожить такое количество людей (кстати, весьма воинственных, и в значительной части своей отнюдь не безоружных!) – в XIX веке оружием и методами той эпохи, в одном-единственном не слишком-то обширном месте, а потом ещё и захоронить их всех так, чтобы ничего не осталось и не находилось впоследствие… Русский царизм явно владел технологиями уничтожения, превосходящими германских нацистов во всех возможных отношениях, за сотню лет до начала их кровавой деятельности. Ведь со своей «производительностью», к примеру, концлагеря Бухенвальд в 5 000 трупов в день (при использовании для умерщвления автоматического оружия, газа, медпрепаратов смертельного действия, тотальном контроле, жесточайшем голоде, изнурительной работе и уничтожении тел в крематориях) – фашисты предстают просто какими-то жалкими недотёпами, понятия не имевшими о том, как делается настоящий геноцид…
Не смутясь тем, что начиная от количества крови, пролитой в самой древней Элладе, любые Олимпийские игры – в таком ключе всегда будут «плясками на костях», если только не проводить их летнюю версию где-нибудь в пустыне Гоби, а зимнюю – в Антарктиде. Не озадачиваясь и тем, что как-то не вскрываются при работах по строительству олимпийских объектов «десятки тысяч могил», а сами националисты – за полторы с гаком сотни лет не утрудились даже попытаться на этой злосчастной Красной поляне хотя бы монумент какой-нибудь поставить!
Какие могут быть сомнения, когда Олимпиаду проводит столь ненавистная им Россия, и это – прекрасный повод для очередного «пиара угнетённых и ограбленных»?
А вот интересно – если бы Красная Поляна была территорией столь любимых ими демократичных и либеральных США и Великобритании, или дружественной им с недавних пор Грузии – что бы они запели тогда? И, что ещё интереснее – какой бы получили ответ на эту заунывную песню с их стороны? Остаётся только догадываться…
Но тема «правильных штатов» и «неправильной рашки» - это для националистов нечто едва ли не более святое, чем все могилы, существующие, и не очень, вместе взятые. Поэтому у них стало модное «двойное передёргивание» - сравнивать «геноцид черкесов» с «геноцидом» американских индейцев. То есть – они заявляют, что черкесов травили, как индейцев – безусловно же да, но Америка, дескать, одумалась и исправилась, а Россия – безусловно же нет! При этом для нашего националиста дурным тоном будет задаваться вопросом: отчего да почему это первые в результате «геноцида» получили межнациональный и межконфессиональный мир, систему образования и здравоохранения, письменность и современную науку? А вторые – принудительную христианизацию, «миссионерское образование для детишек дикарей», роль неких балаганных клоунов для туристов с кинематографистами и массовое вынужденное безделье с неизбежным для него массовым же алкоголизмом в своих резервациях, за пределами которых они – вроде бы, и полноправные граждане США, но… что им там, в этих США, делать? Сравнимо ли это как с положением народов черкесского корня в России в целом, так и отдельных наиболее выдающихся его представителей – во всём мире? Не трогая уж историю прошлую (в которой в американской версии просто физически не будет, в отличие от российской, великих полководцев, государственных и культурных деятелей и просто полноценной родовой аристократии из числа «жертв геноцида») - сравним в нынешней – Михаила Шемякина-Карданова, Александра Сокурова, Юрия Темирканова с нашей стороны и Чака Норриса со Стивеном Сигалом – с индейской… да и то – полукровок. И что в итоге?!
Поэтому – чтобы хоть что-то было в этом самом итоге – с мифом о геноциде вплотную смыкается следующий миф:
5. Миф о «белых овечках и исчезнувших народах».
Тут главное – выдавить из обрабатываемого мифологией контингента слезу в максимальных количествах – если это кавказцы, или придавить на совесть так, чтобы сами до Урала бегом подались – если это русские… Кто же у нас оказывается в роли «белых овечек»? Убыхи, например? Что ж… Не сами ли их соседи просили у «злого русского царизма» помощи от их ежегодных, отлично организованных и освящённых вековой традицией набегов с неизменными грабежом и резнёй ближних соседей, как показателями некоей выдающейся доблести? Вот уж действительно, яркий пример «кровавого беспредела русских» в «просвещённом» XIX веке – дать соседям убыхов то, чего они просили, и чего совершенно не могли столетиями сделать сами – остановить народ, ведущий себя по отношению к «единокровным» хуже, чем какая-нибудь зондеркоманда СС – по отношению к белоруссам или полякам. Или абадзехи? Воистину, личный приезд к ним на переговоры Александра II в 1864 году, «призывать к покорности, здравомыслию и согласию» - безусловный акт подготовки к вопиющему геноциду и «исчезновению народа»?… Ко многим ли народам на переговоры являлись русские цари? Или им просто было интересно сперва посмотреть лично на тех, кого они «60 лет уничтожали» - отчего же те никак не уничтожатся? Или – что-то ещё? И многие ли после этого «исчезли»? И – стоило бы нашим националистам, так любящим сравнивать себя с североамериканскими индейцами, задаться простым вопросам: к кому из «кандидатов» на уничтожение, либо в резервацию, приезжал ну хотя бы госсекретарь США? Круче полковника Кастора, как правило – к ним никого не посылали…
И опять вся заваруха – выходит с неизменным нацистским душком. Не Гитлер ли вопил об «угнетении, ассимиляции и уничтожении» германских диаспор в Эльзасе, Лотарингии, Судетах? Нужны б ему были эти диаспоры, жителей которых он потом величал небрежно-покровительственным словцом «фольксдойче», и отправлял в концлагеря «на проверку расовой чистоты» едва ли не каждого третьего. Ему были нужны не «исчезающие этнические немцы». Ему нужна была война.
А в зарубежных диаспорах тем временем – предостаточно представителей всех «исчезнувших» без какого-либо исключения. Если считать, кстати, потомков печально знаменитого Сафарби Зануко (Сефер-бея, в турецкой версии), о котором речь ещё впереди – то даже от хейгаков, уничтоженных не русским царизмом, а беспристрастной и международной эпидемией чумы – кто-то всё-таки остался. И, что очень странно – пока они абсолютно полноценно влились в жизнь стран пребывания, - людям, весьма от них генетически и архетипически далёким, прямо-таки неймётся на предмет сделать их невинными жертвами неслыханных злодеяний… С чего бы, и к чему бы, спрашивается? С чего вдруг так озабочен «судьбой черкесов» удивительно широкий круг многоликих лиц? Тут и бывший примерный советский активист-комсомолец, а ныне – исправный же патриот государства Израиль и организатор туров для черкесов по музеям истории сионизма и создания независимого государства Виктор Лихтман… Тут и его соплеменник-«черкесовед» Авраам Шмулевич, заваливший Интернет болванками своих «ценных соображений и экспертных мнений»…
И вот так, начиная с мелких бизнес-прилипал от политики и среднего разбора «зицпредседателей», подметающих чужие тексты своей личной бородой, добираемся аж до заслуженного ветерана ЦРУ, и уже действительного (ноблесс облидж!) эксперта по кавказским вопросам Пола Гобла, который иной раз не только родному Госдепу США, но и далёкому Михаилу Саакашвили открыто высказывал «бо-бо!» за топорность работы в вопросах отторжения Северного Кавказа от России…
Откуда их столько повылупилось – таких разных по форме и масштабу, но абсолютно одинаковых по сути? И почему наши националисты так готовы их привечать, всех и каждого, не взирая на лица, следуя универсальной формуле скорее, не черкесов, а бандеровцев: «Хучь пэс, хучь бис – абы яйца нис!» А потому, наверное, что в каждом из них воплощена она самая… чудо-страна, которая зовётся таким простым и сладким словом – Заграница…
…и с этою волшебною страной непуганых друзей, незваных братьев и непрошеных помощников связан…
(Продолжение следует)
Комментариев нет :
Отправить комментарий