Добро пожаловать на наш блог!

16.08.2013

О родстве украинских черкас и адыгейских черкес


Русские летописцы уделяют нашим предкам не так уж много внимания, но и те данные, которые о черных клобуках сохранились в летописных записях, дают возможность восстановить образ первоначальной их связи со славянской Русью, а попутно и осветить некоторые моменты из их жизни, их внешние и духовные черты и особенности.

Первая короткая заметка о людях, пришедших на Днепр с Дона, говорит о том, что среди киевлян-язычников были дружинники христиане. Их называли Козаре и в 944 году они присягали в церкви Св. Ильи. Козарами здесь называются анане или приазовские славяне (будущие бродники и черкасы). Кроме них в Хозарии христиан не было. Остальные подданные и сама власть были иудейской, магометанской или языческой веры. На Руси в это время княжил один из первых варягов Игорь – Ингвар. Его сын Святослав в 965 году отобрал от хозар северо-западный Кавказ, основал здесь Томаторканское княжество, а пленных ясов и касагов привел с собой под Киев. По всей видимости он их поселил на левом берегу Днепра, основав здесь город Переяслав (на Дунае он вскоре после этого построил Переяславец). Ясы это ирано-скандинавский народ, одна из ветвей ананской группы. Их потомки называются осетинами. Касаги же или касоги, это жители кавказских предгорий – Касаюн, т. е. великие сагины. Их вспоминает Прокопий Кесаритский в VI-м веке. Это предки нынешних кабардинцев и частично казачьи. Кабардинцев осетины и теперь называют касагон (второе «а» короткое).

Представители этих племен, вероятно, были в большом числе в дружине Святослава и он от них перенял кавказский, ананский обычай оставлять на бритой голове клок волос — оселедец. Ясы и касаги, по понятиям киевлян, были черкасами. Они отличались своеобразной внешностью, особенными костюмами, они всегда носили черные меховые папахи. От головного убора и произошло первое их славянское прозвище – черные клобуки, черные шапки. Сами они, вероятно, себя так не называли, а в первые века различались по племенам: чиги, торпеи, ковуи, ольберы и т. п. Крестивший Русь Владимир Святославович призывал к себе на помощь с Донца конницу торков. В 985 году он ходил с ними в поход на Камских болгар. Однако, города, построенные им вдоль киевской границы, он заселял кривичами, новгородцами и чудью (финнами). Зато его сын Мстислав Храбрый создал целую эпоху в деле переселения черкасов с Кавказа и с Дона. Ему от отца пришелся степной удел, где население еще почти целиком состояло из кочевников.
Торки, проживавшие по берегам Дона и Донца, были тоже только частично оседлыми. В распоряжении князя не оказалось ни одного славянского города на Днепре. Он принужден был обосновать свою столицу на Кубани в городе Томаторкани. Его держава была небогата, торговлей и ремеслами население занималось мало, но зато степи доставляли ему отряды природных воинов. С ними он окончательно разгромил Хазарию и, усилив свою дружину касагами, в 1024 году принудил старшего брата Ярослава отдать себе весь левый берег Днепра. В битве под Лиственом кавказская дружина Мстислава на голову разбила Ярослава с его варягами, киевлянами и новгородцами. Храбрый князь торжествовал. Но ликовал он не так от победы, как от малых потерь в своем кавказском войске: «Кто этому не был бы рад» — воскликнул он, проходя по полю битвы, — «вот лежит северянин, а это варяг, а своя дружина цела». «Любяше дружину по целику», Мстислав ничего не жалел для своих воинов. Из них, их родов и их племен он образовал в княжестве особую касту. После него вдоль p.p. Десны и Сейма оказалось значительное количество поселений бывших кавказцев. Они доставляли черниговским князьям опытных воинов и составляли род военного класса — былей. При Мстиславе границы его княжества охватывали все пространство между Днепром и Доном.
Водная связь бассейнов этих рек способствовала беспрепятственным перемещениям населения с одной реки на другую. В 1064 году в готовую черкасскую оседлую среду пришли торки-берендеи, вытесненные с Донца половцами. Торки по тому времени были очень многочисленным народом. Они вселились в длинную пограничную полосу лесо-степи, начиная от р. Ю. Буг на северо-восток до Дона. На р. Роси появились их города Торческ и Канев, по р. Суле — Воинь, Браны, Баруч, за р. Сеймом — Берендеево и Ижва, наконец, где-то на р. В. Ворона оказались вторые Торческ и Воинь. От этого времени между славянским оседлым лесом и кочевой степью выросла живая преграда из черных клобуков. Она постоянно впитывала все новых и новых выходцев из степи. Часть торков, временно задержавшихся среди половцев, жители подонских городов, ясы, пришедшие от половцев с Ярополком Владимировичем («Приведе с собою Ясы и жену полони собе Ясыню»), все, кто не смог наладить добрых отношений с новыми владельцами степи, находили здесь приют среди оседлых однородцев. Тылы их обороны опирались на Русь, и потому началось военное сотрудничество с русскими князьями, началось близкое общение с соседями-славянами. Но, судя по летописям, такое сожительство, принесло черным клобукам мало радости. Им пришлось много терпеть от вероломства князей, от сделок их и родственных связей с половцами, от постоянных княжеских междоусобиц. Детям степи трудно было переносить постоянное давление на их волю, поползновения сделать из них орудие княжеских доходов. На действия соседних властей они отвечали протестами, вооруженными выступлениями.
В 1080 году «заратишася Торки Переяелавсции на Русь». В 1120 г, часть их и совсем ушла с мест куда-то в степи. Может быть на сев. Дон, куда еще не простиралась фактическая власть русских князей и где уже были их одноплеменники торки. В 1184 году жители города Торческа северного выступали против русских с камскими болгарами. В положении непрерывных переселений и постоянной войны рост культурный был немыслим. К тому же их поселения были растянуты на сотни километров в длину, очевидно, применительно к удобствам степного скотоводства. По этому поводу им не удавалось создать глубину оборонной линии. Каждый их хутор мог быть объектом нападения хищных степняков и должен был быть подготовлен к обороне непрерывно. Но, несмотря на это, общие беды буферного образования, сродный для всех них быт и общественные навыки, наконец, разная степень племенной близости, результат кочевого соседства на протяжении веков, способствовали росту среди них крепкого сознания национального единства. Оно, в конце концов, выразилось в усвоении ими всеми одного общего имени. Это произошло в связи с отмиранием родового быта, когда постепенно исчезли племенные названия, а на их место от части к целому пришло объединяющее имя Касаг.
На протяжении веков оно незначительно трансформировалось в более удобное для произношения — Казак. Это так просто и так очевидно, что совершенно непонятны постоянные старания произвести наше имя от косы, козы, козявки, касахи, кожуха, бездомного бродяги и прочей дребедени (см. Карамзина и Болтина). Двухвековое сожительство, несмотря на усвоение славянских наречий, не создало крепких уз со славянским миром.
Как только пришли татары в 1237 году все Черные клобуки вслед за подонскими бродниками оказались на их стороне. Их земли на всем своем протяжении от р. Ю. Буг до Хопра создали теперь окраинную и охранную полосу Монгольской империи. Население этой окраины, уже называвшееся Черкассами и казаками получило особое церковное управление с центром в Сарае, выполняло в степном государстве назначенную ему роль и пользовалось гражданскими правами наравне с другими подданными. Больше чем полтора века казаки оказались оторванными от славян. Русь оставалась за границами империи со своим прежним управлением в качестве данника.
Татарская эпоха, вопрос о Пятой орде, недавно вызвавший столь нервические выступления, это особая тема. Но нужно признать, что факт пребывания всех казаков гражданами Золотой Орды находит подтверждение в сообщениях русских и иностранных источников. Одно из многих свидетельств об этом приводится Ригельманом в «Повествовании о Донских Казаках». Там находим, что «Примечание к родословной татарской истории» сообщает «о казаках, живущих в стране, как татары именуют Кипчякской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаш и Бористен, ныне именуемые Доном и Днепром». Кипчакская страна или Дешт-и-Кипчак это тюркское название владений Золотой Орды.

Г. В.  Губарев // «Донская целина» (США) № 7, октябрь 1953 года

Комментариев нет :

Отправить комментарий