Добро пожаловать на наш блог!

12.08.2013

Новые страницы истории Черноморского флота


Члены клуба истории флота Валентин Шикин и Владимир Тихоновский написали «Историю Черноморского флота», в которой охвачен период от времени выхода славянских мореплавателей на Черное море до послевоенных дней.
 
Как пишет Евгений Лапин в газете "Новороссийский рабочий", авторам удалось установить названия всех кораблей, катеров, буксиров, сейнеров, тральщиков, канонерских лодок, ботов, барж, шхун и прочих плавсредств, которые участвовали в военных действиях во время Великой Отечественной войны в районе Новороссийска, начиная с высадки десантов в феврале 1943 года и заканчивая десантной операцией по освобождению Новороссийска.

Сентябрьский штурм

Наиболее внушительные силы так называемого тюлькиного флота были собраны для сентябрьского 1943 года штурма города, всего 144 боевые единицы.
 
В их число входили:
– отряд капитан-лейтенанта П.Державина (50 катеров);
– отряд капитана 3 ранга Д.Глухова (18 катеров);
– отряд капитана 3 ранга Н.Масалкина (36 катеров);
– отряд обеспечения капитана 2 ранга В.Проценко (34 катера);
– отряд эвакуации раненых полковника медицинской службы Н.Коваленко (6 катеров).
 
Большинство транспортных средств в каждом своем походе к Новороссийску и к Малой земле рисковали оказаться на дне, получить пробоину или повреждение. Однако сражались моряки героически. Так, моторное судно «Рица» за несколько месяцев совершило 102 рейса на Малую землю, доставив 2 тысячи тонн военных грузов и эвакуировав 10 тысяч раненых. В начале июня 1943 года «Рица» была торпедирована в районе Архипо-Осиповки. При этом погибла большая часть экипажа. Трое уцелевших моряков «Рицы» после этого пошли добровольцами на Малую землю мстить за погибших товарищей.
 
Клипер на кортике

Во время боев за Новороссийск на бывшем сейнере «Скумбрия», переоборудованном в ракетный катер, находился капитан-лейтенант Георгий Терновский. Еще до войны его имя стало известно всем морским офицерам страны. Осенью 1938 года в стране проводился конкурс по оформлению вновь вводимых морских кортиков. Первое место в этом конкурсе занял эскиз Терновского. С того времени на бронзовой оправе оружия появился выгравированный парусный клипер, несущийся под всеми парусами. 
 
Сталинская премия сражалась

Любопытна была судьба морского охотника МО-4. Свое название – «Морская душа» – он получил благодаря сборнику рассказов писателя Леонида Соболева. Книга была опубликована в 1942 году, а в следующем 1943 году за эту книжку он был удостоен Сталинской премии второй степени.
 
В годы Великой Отечественной войны Соболев работал корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления ВМФ. Всю свою премию он передал в Фонд обороны с просьбой построить на эти средства катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота.    
 
«Морская душа» – это шутливое прозвище тельняшки, давно бытовавшее на флоте. В годы войны оно приобрело новый глубокий и героический смысл.
 
Кают-компания на суше

Легендарной личностью военно-морского флота стал капитан-механик «Скумбрии» Владимир Жолудов. Все, кто несли с ним службу, до войны были обычными рыбаками.
 
Сам капитан прослужил на военно-морском флоте после войны еще почти 10 лет. Когда вернулся с войны, то оборудовал в своем доме в Геленджике музейный уголок – «Кают-компанию» с библиотекой, альбомами, географическими картами и моделями кораблей. В его доме было все как в судовом кубрике – иллюминаторы, откидные стул и койка. К нему часто приходили местные мальчишки, которые слушали рассказы бывалого моряка.
 
Искали золото – получили судоподъем

Отличительной приметой времени в 1920-х годах стало создание Экспедиции подводных работ особого назначения, знаменитого ЭПРОНА. Само рождение такой организации было связано с исторической авантюрой.
 
Первым, чем пришлось заниматься водолазам ЭПРОНА – поиском английского парового фрегата «Черный принц», якобы затонувшего с грузом золота в районе Балаклавской бухты во время осады Севастополя в период Крымской войны в 1854 году.
 
Ранее многочисленные поиски золота, проведенные до революции иностранными фирмами, ни к чему не привели. А вот специалистам ЭПРОНА найти «Черный принц» удалось. Однако, кроме семи монет, которые принадлежали команде погибшего корабля, обнаружить ничего не удалось. 
 
Работы ЭПРОНА по поискам «Черного принца» не пропали даром. Специалисты получили богатый опыт, который затем использовали при подъеме кораблей, затопленных в Цемесской бухте.  
 
Цемесская бухта – кладбище кораблей

В 1925 году, как пишут авторы «Истории Черноморского флота», эпроновцы начали эпопею в Новороссийске. После поднятия бельгийского танкера «Эльбрус» стартовали работы по подъему эсминца «Калиакрия», лежавшего на глубине 28 метров. Для поднятия корабля под его корпус были заведены стропы в проделанные тоннели. Эсминец привели после подъема в порядок и передали Черноморскому флоту, где он прослужил еще 17 лет.
 
А вот оказавшиеся на поверхности на следующий год миноносцы «Сметливый» и «Стремительный» уже не представляли особой ценности, их сдали на слом.
 
Любопытно было поднятие эсминца «Пронзительный», лежавшего на глубине 31 метр вверх килем. Однако использовать технологию, примененную при подъеме «Калиакрии», не удалось. Узкие стропы прорезали корпус эсминца почти до половины, после чего о нормальном подъеме не могло быть и речи.Поднятие «Пронзительного» затянулось до 1965 года.  
 
Когда море стреляет
Сложная работа была проделана при обследовании линкора «Свободная Россия». Речь о подъеме отпала – корабль был сильно разрушен посланными с «Керчи» торпедами в июне 1918 года при затоплении флота в Цемесской бухте. Пробоины были такие, что в них мог пройти катер. Решено было снять с линкора механизмы и разгрузить погреба боезапаса. Во время одной из операций боезапас сдетонировал.
 
Роль ЭПРОНА оказалась исключительно велика. За первые десять лет своего существования были подняты 110 судов, из которых 76 восстановили. Стоимость этих кораблей превышала 50 миллионов рублей.
 
До 1940 года в Цемесской бухте были подняты суда «Женороза», «Сербия», пароход «Фредерик».
 
В экспозиции Новороссийского исторического музея-заповедника есть детали и механизмы кораблей, эсминцев «Фидониси» и «Пронзительный», поднятых со дна Цемесской бухты.
 
По водным магистралям

В 1942 году Новороссийский порт был лидером по грузообороту на Черном море. За первые 8 месяцев 1942 года через Новороссийск прошло 500 тысяч тонн, что превышало грузооборот всех остальных портов вместе взятых.
 
Через порт морем в Поти и Батуми были эвакуированы многие предприятия Ростова-на-Дону, Краснодара, Ейска и Новороссийска (заводы «Красный двигатель», «Абрау-Дюрсо», «Пролетарий», «Октябрь», «Первомайский»).
 
Под носом у фашистов

В начале сентября из Цемесской бухты ледокол «Торос» с помощью катера «Вежилов» под артиллерийским огнем врага вывел 6000-тонный плавдок, который отбуксировали в Сухуми. За этот и другие подвиги 19 октября 1942 года 41 член экипажа ледокола был награжден правительственными наградами.
 
В середине лета 1943 года Черноморский флот пополнился шестью катерами, получившими наименование «артиллерийских». В конце мая первая группа таких катеров под прикрытием дымовой завесы произвела ракетный залп по вражескому аэродрому близ Анапы, выпустив 68 снарядов. Эта атака положила начало развитию мощного оружия ВМФ и новой тактике быстроходных ракетных катеров.

Комментариев нет :

Отправить комментарий