Добро пожаловать на наш блог!

07.08.2013

Черкесский тыл иорданского короля

Уже четыре поколения правителей Иордании доверяют свою личную охрану нашим бывшим соотечественникам – черкесам. 

Во время визита президента Путина в Иорданию в феврале 2007 года в объективы фото- и видеокамер попали люди, которым лишняя «засветка» не нужна: личная охрана главы государства – короля Абдаллы II. Только это были не привычные плечистые охранники западного образца, а черкесы в самом что ни есть их традиционном кавказском облачении.


Абдалла II – король, ломающий стереотипы. Этот нестандартный арабский правитель учился в Оксфорде и Джорджтауне, ведет светский образ жизни, в свободное от управления королевством время он еще водолаз, парашютист, пилот, гонщик и муж королевы Рании с топ-модельной внешностью. Но есть нечто, в чем модный иорданский монарх четко следует старой традиции – как его прадед, дед и отец, нынешний правитель Иордании доверяет свою личную охрану только черкесам.

Правителям Иордании традиционно приходится думать о своей безопасности вдвойне. Они всегда стараются совмещать в своей политике восточные и западные черты, и поэтому ни арабы, ни западники не считают их до конца «своими». А значит, угроза им идет как с Востока, так и с Запада. Иорданские короли всегда хранили имидж исламского государства, давали приют чеченцам и палестинцам, но при этом любили гонять на американских машинах, пить французское вино и жениться на английских женщинах. Абдалла II во всех этих смыслах – настоящий представитель династии Хашимитов. На молодого, активного, хорошо образованного монарха косо поглядывают ведущие мировые державы, а лидеры «Аль-Каиды» прямо угрожают расправой. У такого короля должна быть достойная охрана.

– Мы, конечно, знаем, кто из наших служит в личной охране короля, но расспрашивать на эту тему у нас не принято, – говорит член совета Черкесского благотворительного общества Вивар Бакир. Его близкий родственник охранял предыдущего иорданского короля, Хусейна, но даже много лет спустя после выхода в отставку 75-летний воин не соглашается нарушить верность уже покойному правителю и уходит от общения с журналистом «Собеседника».

– Думаю, самое тяжелое в их работе – это то, что весь рабочий день приходится проводить на ногах, – отшучивается Вивар Бакир.

Сами черкесы говорят, что их «фирменная» национальная верность и преданность позволяют им уже больше века бессменно оставаться на службе у иорданской монархии. За это время сильно поменялась техническая сторона охраны первых лиц мира, но осталось в цене то, чего не может купить даже самый богатый и могущественный монарх – 100-процентная надежность своих приближенных. Предательство со стороны самых близких людей – это слишком частый финал в биографии правителей всего мира.

Черкесами здесь называют и кабардинцев с адыгейцами

Неписаный «контракт» между черкесами и монархами Иордании династии Хашимитов был заключен еще в начале прошлого века. Королевство тогда еще не существовало на карте мира – Иордания была всего лишь бедным захолустным районом Османской империи, куда в большом количестве заселились бежавшие от русско-кавказских войн черкесы – так одним общим словом здесь называют кабардинцев, адыгейцев и самих черкесов [а также абхазов. – ИРП]. Будущие короли жили тогда ненамного лучше своих будущих подданных – в таких же палатках, как и простые смертные, только «дворцовые апартаменты» стояли не на четырех, а на шести ножках – чтобы выдержать скопление народа при проведении общих собраний. Когда Османская империя распалась, иорданцы при поддержке Великобритании решили построить свое государство. Первый король – Абдалла I сам выбрал, с кем ввязаться в большую историческую драку.

– Сначала это были 40 черкесов, которые все первое время окружали короля, охраняли его от воюющих бедуинских племен и других врагов, – рассказала Любовь Балагова-Кандур, автор монографии по истории черкесов. – Черкесы поклялись иорданскому королю в верности, и это обещание ни разу не нарушили. Абдалла I даже столицу перенес в Амман, где компактно жили его новые союзники и охранники.

Об их работе немногое известно – только по редким кадрам, которые попадают в мировые новости. После смерти предыдущего короля Иордании, Хусейна, у его тела во время прощания постоянно стояли четыре черкеса. Говорят, это было специальное распоряжение умирающего монарха.

Король знает всех в лицо и по именам

Абдалла II унаследовал своих стражников. До восшествия на престол он был главой иорданского спецназа и, став королем, решил не менять тело­хранителей. Значит, свое дело они делают хорошо. Несмотря на немного театральный внешний вид – нарядные черкески и кинжалы за поясом.

– Все понимают, что в XXI веке главу государства охраняют не только кинжалами, – говорит Любовь Балагова-Кандур. – Красиво одетые люди – это только видимая часть и в каком-то смысле ритуал. На самом деле реальную охрану короля обеспечивают не только они, но и другие военные и сотрудники спецслужб, в рядах которых – тоже черкесы. Представители этой кавказской национальности традиционно находятся и на ключевых военных постах в Иордании. Все иорданские спортсмены с победами на мировом уровне – черкесы. И почти все они после окончания спортивной карьеры попадают в охрану короля.

– Эта служба всегда была почетна для черкесов, – говорит Вивар Бакир. – В самом начале туда попадали в основном сыновья и внуки самых первых стражников короля. Сейчас это не всегда так. Но отбор по-прежнему жесткий. Его ведет брат короля, принц Али. Он же руководит и личной охраной Абдаллы II. Текучки на этой работе, можно сказать, никакой – в охране постоянный состав, и уходят с этой службы только по возрасту. При отборе смотрят на все, начиная с внешности – ведь эти люди становятся в какой-то степени визитной карточкой королевской семьи – и заканчивая физическими и профессиональными данными.

Королевские стражники могут не шевельнувшись отстоять 8 часов у дворцовых дверей, но это не истуканы. Король знает их всех в лицо и по именам, интересуется их жизнью. Телохранители тоже волей-неволей узнают какие-то дворцовые тайны, но еще никогда не выносили сор из королевского дома. Говорят, что черкесские телохранители получают не такое уж огромное жалованье, но по торжественным поводам (вроде женитьбы) монарх обязательно одаривает их истинно королевскими подарками. Ведь всё могут короли. Особенно если их надежно охраняют.


P.S.:

Прадед нынешнего короля Иордании Абдалла I был единственным правителем из династии Хашимитов, умершим насильственной смертью. В 1951 году он погиб от рук палестинского фанатика у входа в мечеть Аль-Акса.

Зато внук Абдаллы I – Хусейн I может считаться самым неуязвимым из всех мировых монархов. Он успешно пережил рекордное количество покушений. Широко известны только 20 из них. В Хусейна I метали бомбы, сыпали отраву в еду и капли для носа, присылали кислоту во флаконе, пытались сбить его самолет... Вышедший из всех этих приключений без единой царапины, Хусейн I умер своей смертью на 49-м году своего правления.

Римма Ахмирова // "Собеседник"

На фото с сайта kremlin.ru – Владимир Путин с королем Иордании Абдаллой II (Амман, 13 февраля 2007 г.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий