Добро пожаловать на наш блог!

07.08.2013

Черкесское меньшинство Иордании

Черкесская колония в Аммане была создана по инициативе турецкого султана Абдул Хамида с целью отвоевания Трансиордании от бедуинов. 

Первая группа поселенцев, прибывшая в Амман, насчитывала около 50 шапсугских семей, которые потеряли семьсот членов своей группы, переплывая море, когда на их корабле возник пожар. Их путешествие продолжалось около года. В 1880 году еще две волны черкесских эмигрантов достигли Трансиордании: большая группа из Кабарды прибыла в Амман и другая группа бжедугов поселилась в восьми милях западнее города около чистых источников Уадисира. Через два года колония в Аммане была усилена второй группой кабардинцев. В 1901 году еще больше черкесов прибыло из Турции и основало село Нахур.


Черкесы принесли с собой большое количество технологических и культурных особенностей. Они имели небольшие огороды вокруг своих домов и культивировали фруктовые деревья и овощи, чечевицу и горох. Содержали коров и, в отличие от арабов, использовали коровье молоко. У них были пахотные волы, куры, овцы, козы и лошади.Главным фактором размещения ранних черкесских поселений была близость к воде. Это сразу же породило противостояние с местными бедуинскими племенами...
Колонисты были первыми во многих смыслах. Они применили плуг там, где арабы умели лишь пасти. В 1880-х годах черкесы основали свое административное управление и полицию. До этого турецкое имперское правительство не могло организовать постоянную администрацию или гарнизон ни в Джоланах, ни в Балке. Все меры государственного порядка взяли на себя черкесы.
С самого начала проблема безопасности приобрела важнейшее значение для черкесов. Напряженность между черкесами и бедуинами в конце концов вылилась в открытую войну в 1900 году, которая известна как «Балкавинская война». Черкесская девушка из Аммана была похищена несколькими арабами из племени Балкави. Подготовленное сражение разгорелось в местечке Квейсмех между черкесами и племенем Балкави. У черкесов с племенем Бани Сахр был военный союз о взаимопомощи, и последние выступили на стороне черкесов. Союзники выиграли битву, и с тех пор начался период относительного мира и безопасности. Этого было достаточно для миграции торговцев и ремесленников из Сирии и Палестины...

В ноябре 1920 года в регион прибыл принц Абдулла, главной задачей которого было создание местной армии и марш в Дамаск с целью свержения профранцузского режима и восстановления своего брата Фейсала на сирийском троне.
Амир Абдулла был встречен большой делегацией из Аммана и окрестных деревень. Среди них были Мирза Паша и Осман Хикмат – два главных черкесских лидера послевоенного времени. Амир Абдулла и черкесы были политически очень привлекательны друг для друга. Амир Абдулла поставил целью основание местного правительства в Трансиордании, финансируемого британским правительством. Черкесы были стабильным меньшинством с традицией успешной военной активности против местных арабских племен. Они владели большой частью земель в Аммане и прилегающей местности. Но их будущее не было стабильным из-за растущих националистических настроений арабов в регионе. 

Для черкесов амир Абдулла был идеальным с точки зрения финансовой поддержки. Он подходил одновременно и политически и культурно как лидер, которому черкесы традиционно следовали. Абдулла был искренним мусульманином с незапятнанной генеалогией. Был знаком с черкесами со времен своей службы в Константинополе. Он нуждался в местной верной военной силе, и у него самого были крупные военные возможности. Мирза Паша и Осман Хикмат сразу же вызвались поддержать Абдуллу. Они также выделили личную охрану для амира, состоявшую из черкесов в их традиционной военной одежде, которая существует и по сей день. Черкесы предложили себя в союзники Абдулле твердо и открыто в то время, когда его будущее еще было неясно. Абдулла этого никогда не забывал и впоследствии несколько раз открыто подчеркивал.

Амир Абдулла провозгласил Амман столицей в 1928 году, что явилось большой выгодой для черкесов. Вторым предприятием амира Абдуллы было основание Совета министров. Совет не представлял местное население и состоял преимущественно из сирийских последователей Фейсала, который все еще надеялся, что амир Абдулла сможет освободить Сирию от французов.
Формирование правительства из неместных арабов послужило причиной того, что один из черкесских лидеров Саид Муфти открыто отошел от Абдуллы. Он представлял кабардинцев – самую большую часть черкесов в Иордании...
Очень важным для черкесов явилось разделение Иордании на четыре округа и одну автономную территорию. Автономная территория включала наряду с Амманом черкесские села Наур, Уадисир, Сувейли и Русейфа. Это эффективно вывело большинство черкесских горожан из включения в арабские межплеменные политические проблемы и напрямую подчинило их трону. Эта мера одинаково устраивала как черкесов внутри столичной автономии, так и амира. Это также исключало возможность, что черкесы как могущественная военная группа могли войти в союз с каким-нибудь племенем с целью свержения режима.
Следующая мера по установлению конституционной монархии также напрямую улучшила положение черкесов. Избирательный закон, принятый 15 августа 1928 года, содержал специальный пункт, вводивший одно специальное место для черкеса. Для выборов одного депутата в представительный орган государства требовалось 5 тысяч избирателей в округе для меньшинств, в то время как в остальных округах необходимо было 27 тысяч избирателей.
Так эти три государственные меры стали ключевыми для черкесов: перепись земли, установление в Конституции «столичной территории» и закон о выборах 1928 г. с его специальным пунктом о черкесском участии в представительном органе. Эти три меры конституционно закрепили статус черкесов в иорданском обществе и установили для них стабильное политическое положение на все время, пока существует Хашимитское правление...
Саид Муфти был первым черкесом, назначенным на пост премьер-министра.
Образование Израиля и захват западного берега Иордана повлияли на экономическое положение черкесов. Большая часть рынка сельхозкультур была потеряна вследствие войны с Израилем. Однако этот экономический удар был более чем компенсирован резким ростом цены на землю. Большинство некультивируемых земель, которые черкесы получили в Аммане, сильно подорожали. Наплыв палестинских беженцев послужил причиной астрономического скачка цен.

К чести черкесских землевладельцев, не получивших никакой компенсации, на их землях был организован и размещался в течение нескольких лет ряд палаточных городков для беженцев. Но в целом экономический эффект был такой, что он поднял благосостояние черкесов. Это послужило причиной того, что последующие поколения черкесской молодежи более стремились в экономику, нежели в политику.
Впоследствии наметилась тенденция к ассимиляции черкесов с арабами. Это особенно проявилось в языке (до этого черкесы говорили между собой только на родном языке) и в стиле жизни. В то же время ярко выражена и тенденция принятия черкесами европейских традиций. Молодежь, например, меняют черкеску на европейский костюм. В то же время ассимиляция слабо проявляется в браке. Почти все мужчины женятся на черкешенках...
В критический для Хашимитской династии период между убийством Абдуллы 20 июля 1951 года и провозглашением Хусейна королем 2 мая 1952 года Саид Муфти работал одновременно вице-премьером и министром внутренних дел. Считается, что он внес огромный личный вклад в сохранение режима...
В результате земельного бума в 1948 году многие черкесские семьи (большинство – кабардинские) сильно разбогатели и получили крупные финансовые возможности. Эксперты по Иордании обычно характеризуют черкесов как крупных землевладельцев. Это богатство вместе со склонностью зажиточных черкесских семей посылать своих детей на учебу в американские и английские вузы породило среди черкесов новый класс технологов и финансистов. Четыре самые крупные семьи землевладельцев – это Муфти, Таш, Мирза и Хурма.

В экономической сфере семья Муфти приняла участие в основании Центрального Банка Иордании и продолжает владеть крупным пакетом его акций. Иззалдин Муфти, младший брат Саида Муфти, был директором банка со времени его основания в начале 1960-х годов. Он также трижды был министром финансов между 1962 и 1966 годами. Третий брат Шаукат Муфти является выдающимся деятелем в культурной сфере, неоднократно занимал пост президента Черкесской Благотворительной Ассоциации. Он доктор медицины и автор книги «Герои и Императоры в Черкесской истории». Шаукат Муфти является известным авторитетом в черкесской истории и обычаях.
Семейство Таш тоже ведет банковский бизнес, занимая позицию директора в совете директоров национального (Ахли) банка Иордании. Семейство Таш никогда не участвовало в избирательных кампаниях, но неоднократно занимало назначаемые должности. Один из представителей Таш был иорданским послом в Канаде. Их меньше, чем членов семей Мирза и Муфти. И хотя они очень уважаемы в черкесской общине, имеют небольшое политическое влияние.

Во второй половине двадцатого века черкесская община резко трансформировалась от традиционного, аграрного, этнического меньшинства в современный, урбанизированный, арабизированный ключевой элемент в Иордании. Все взрослые черкесы – двуязычны (черкесский и арабский), а образованная молодежь почти вся триязычна (черкесский, арабский и английский). Многие окончили университеты Ливана, Египта, Великобритании и США. С тех пор, как наплыв палестинских беженцев превратил Амман из спящей черкесской деревни в бурлящий арабский город, многие черкесы забыли язык своих предков...

История черкесов в Иордании во многих отношениях типична для иммигрантов по всему свету. Держаться и продолжать быть, быть вовлеченными и в то же время оставаться вовне. Но для нации, которая изначально борется за то, чтобы определить, что же такое иорданец, черкесская тема имеет особый резонанс. Те иорданцы, которые не являются черкесами, негативно воспринимают любое упоминание о том, что некоторые из их соседей не совсем свои в этой стране. Возможно, это воспринимается как вызов нации, которая говорит миру, что наконец-то состоялась. «Никогда не слышал, - отвечает Рауф Абу Джабер, иорданский бизнесмен и историк, когда ему сказали, что некоторые черкесы готовы уехать на родину предков. - Лично я удивлен».
Конечно, не все черкесы, численность которых в Иордании оценивается более чем в 100 тысяч, стремятся репатриироваться. Судя по интервью с дюжиной представителей этой общины различных возрастов, уехало бы меньшинство. Но это не преуменьшает значения борьбы за идентичность тех, кто среди арабского окружения пытается держаться за очень отличающуюся культуру. В простом виде это стремление проявляется в национальных танцах, совершенно иных, чем арабские, в тяге к родному языку в условиях, когда, по словам многих черкесских юношей, они на нем не говорят.
«Большинство молодых людей здесь ничего не знают о своей истории, - говорит Инал Тхагапсо, год проживший на Кавказе, но вернувшийся в Иорданию после того, как убедился, как тяжело строить на родине предков новую жизнь. - Они не знают языка. Но скажи им, что они не черкесы, и они убьют тебя»...
Но с самого начала Иордания была скорее искусственным, чем естественным образованием. Понятие иорданец было в большей мере абстракцией. Эта страна до сих пор остается амальгамой ближневосточной мозаики народов, сект и религий: палестинцев, армян, сирийцев, чеченцев, выходцев с Аравийского полуострова, называемых хиджази, а также друзов и христиан. И черкесов.
Извне иорданским лидерам твердили, что само существование их государства не имеет смысла. А лишенное родины черкесское меньшинство делало все, чтобы доказать несправедливость таких утверждений. Король Абдалла в благодарность и из уважения к верности и национальным традициям черкесов сделал их почетной стражей Королевского дворца. И сегодня посетители королевской резиденции встречают стальные взгляды людей в костюмах, ставших основой для старой униформы казаков.

Годами черкесы занимали самые высокие посты в государстве, включая должность премьер-министра и ряд важных постов в спецслужбах. Но сегодня многие черкесы говорят о том, что одним из признаков утери ими позиций и перспектив в Иордании для них является отсутствие соплеменников на ключевых постах в государственном аппарате. Внимание теперь переключено на другую важную этническую общность в Иордании - палестинцев...


// ForumKavkaz

Комментариев нет :

Отправить комментарий