Добро пожаловать на наш блог!

07.08.2013

Черкесы и Израиль

Черкесы появились в этих краях задолго до провозглашения Государства Израиль, боролись за его создание, полностью приняли его и служат в армии наравне с другими его гражданами. 

В середине XVIII века начинается русско-кавказская война, формально завершившаяся в 1864 году. После этого Черкесия, бывшая когда-то союзницей России и заключавшая династические браки с русскими царями, фактически перестала существовать. Большинство предпочли изгнание – и отправились к единоверцам – в Османскую империю. 

Так черкесы появились в Эрец Исраэль, которых турецкий султан, принял как беженцев. Еще в 1869 году недалеко от Цфата появилась деревушка Рейхания, а в 1876-м в Нижней Галилее – Кафр-Кама. Сегодня в Рейхании живут 1200 человек, в Кафр-Каме – 2400. Кстати, черкесы из Кафр-Камы охраняли еврейские поселения эпохи первой и второй алии. 

Все черкесы – мусульмане-сунниты, но в период Войны за независимость они встали на сторону евреев, сформировав отдельный черкесский кавалерийский эскадрон, который принимал участие в боевых действиях. 

Тем не менее, на регулярную военную службу их поначалу не призывали. В 1957 году лидеры общины обратились к правительству с просьбой разрешить молодежи служить в Армии обороны Израиля. Служить черкесов пустили, но только юношей, девушек-черкешенок по-прежнему не призывают. Потомки кавказских переселенцев считаются отличными солдатами, недаром в Иордании, например, личная охрана короля Хусейна всегда состояла из черкесов, да и многие генералы в турецкой армии также черкесского происхождения. В Израиле черкесы служат, в основном, в погранвойсках, а многие впоследствии становятся кадровыми военными. 

Кафр-Кама – удивительное место и если бы не возвышающийся в центре деревни минарет, Каму вполне можно было бы принять за типичное еврейское поселение – настолько ухожена черкесская деревня в сравнении с соседними арабскими поселками. Здесь не увидишь мусора по обочинам, в постройках нет никакого хаоса, кроны аккуратно подстрижены, газоны и лужайки разбиты по всем правилам ландшафтной архитектуры. 

В 1980-х годах Кафр-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении есть поликлиника и больница, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. Школа, медицинский и культурный центры были открыты и в Рейхании. 

Экономическое положение в черкесских семьях оставляет желать лучшего, поскольку зарабатывают в основном мужчины, а женщины заняты по дому. Хотя многие из них работают воспитательницами и учителями, а до того как местную текстильную фабрику перевели в другое место, составляли ее основной штат. Сегодня своей промышленности в Каме нет, каждый ее житель ищет себе работу за пределами деревни. Собственно это и стало одной из причин столь несвойственного черкесам акции протеста. 

Жители Кафр-Камы и Рейхании свободно владеют родным адыгейским языком (который был введен в школьную программу в 1976 г.), а также арабским и ивритом. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея, где местные учителя проходили стажировку. 

В 1965-м в Кафр-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке, позднее была создан ансамбль черкесского народного танца. В 1993 году по решению израильского правительства, в Рейхании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кафр-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, на его базе повышают квалификацию учителя адыгейского языка и т.п. 

По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах. Это высокая оценка, ведь черкесская диаспора представлена сегодня в более чем 45 странах. В Турции насчитывается четыре миллиона черкесов, в Ливии – 350 тысяч, Сирии – 90 тысяч, Иордании – 120 тысяч, Германии – 20 тысяч, по пять тысяч в Египте, Израиле и США. 

Кстати, израильские черкесы имеют право решать вопросы, возникающие в общине, по канонам «Кхабзе» (свод негласных законов, регламентирующих повседневное поведение адыгейцев). 

Черкесские женщины держатся не то, чтобы в строгости, а в скромности – так они воспитаны. И именно по этой причине не работают за пределами деревни. И совсем уж невероятное дело, чтобы черкесская женщина позволила себе выехать на прогулку одна – без мужа или его родственников. Разводов среди черкесских семей почти нет, но и религиозный диктат отсутствует. Например, никого не шокирует, что незамужние девушки ходят в облегающих джинсах: платья до пят они наденут после того, как выйдут замуж. 

Черкесы никогда не были склонны к фанатизму или экстремизму, а в современном Израиле постоянно пытаются наладить диалог между евреями и арабами. Оставаясь при этом мусульманами – лояльными гражданами Израиля. 

Михаил Дор // JewishNews

Комментариев нет :

Отправить комментарий