Гость в студии "Голоса России" - Леонид Владимирович Савин, главный редактор журнала и информационно-аналитического издания "Геополитика.ру". Интервью ведет Андрей Ильяшенко.

Ильяшенко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Мы вновь обращаемся к теме Кавказской войны и вновь в контексте зимней Олимпиады в Сочи. Увы, память о жертвах этой войны стремятся использовать для дискредитации Олимпиады. О Кавказской войне и о том, какое значение она имеет сегодня, мы побеседуем с нашим гостем Леонидом Владимировичем Савиным, главным редактором информационно-аналитического издания "Геополитика" (автор монографий "К геополитике", "Сетевая и сетецентричная война. Введение в концепцию", "От шерифа до террориста. Очерки о геполитике США").
Здравствуйте, Леонид Владимирович!
Савин: Здравствуйте!

Ильяшенко: Политика Российской империи тех лет во многом определялась и, скажем так, импульсом, который был направлен на восток, на юг Евразии, но встречал также контрполитику со стороны крупнейших мировых держав того времени, прежде всего Османской империи, Турции, Британской империи, Ирана. Во многом конфликты XVIII, XIX и XX веков предопределялись именно конкуренцией этих крупнейших держав в центре Евразии. Как обстояло дело с балансом интересов в период, предшествующий Кавказской войне?
Савин: Я думаю, что судьба Кавказа и кавказских народов была уже давно предопределена. Это показывает история и те сражения, которые проходили на этом пространстве в эпоху, предшествующую Кавказской войне. Достаточно вспомнить противостояние Византийской империи и сасанидского Ирана. Например, одной зоной боевых действий был Южный Кавказ и частично Северный Кавказ, второй зоной была Месопотамия.
Но до этого, мы знаем, эллины пытались установить свое господство на Кавказе путем распространения своего влияния. Происходили достаточно жесткие сражения с иранским государством, с персами. И когда Кавказ был втянут в геополитическое противостояние новых держав, необходимо было его взять под свой контроль либо Османской империи, либо Ирану, либо Российской империи.
В этой позиции Британия следовала своим интересам и пыталась сталкивать эти супердержавы между собой, получая таким образом свои геополитические дивиденды.

Ильяшенко: Как развивались события в начале XIX века на Кавказе?
Савин: Понятно, что часть племен (на тот момент нельзя было сказать, что это было политически единое целое) выступала на стороне Османской империи. Османская империя всячески их поддерживала. А другая часть черкесов выступала на стороне Российской империи. Это было вполне нормально для того времени.
Происходили междоусобные стычки, и нужно было определиться, пойти под покровительство какой-то одной из сторон. Одни выбрали Османскую империю, другие - Российскую империю. С этим было все понятно.
Поэтому, когда некоторые политики говорят о том, что Россия проводила карательную политику на Кавказе, это неуместно. Есть определенные исторические свидетельства и документы, когда главы племен, объединений, черкесские князья добровольно приходили к российскому императору и просили принять их, защитить от порабощения Османской империей.

Ильяшенко: Насколько я понимаю, политика Российской империи в тот период и на Кавказе, и в других регионах не сводилась только к военному давлению, военным операциям. Были и мирные договоры, и какие-то соглашения об ассоциации, и сотрудничество, и прием в подданство - огромный набор политических средств, которые позволяли России удерживать свое влияние в этом регионе. В чем была особенность Кавказа в этом случае?..

Полная версия интервью доступна в аудиоформате на сайте радио "Голос России".
АУДИО-ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ "Война на Кавказе была выгодна Британской империи"



Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_10_09/Leonid-Savin-Vojna-na-Kavkaze-bila-vigodna-Britanskoj-imperii-0983/