Добро пожаловать на наш блог!

08.10.2013

КТО СТОИТ ЗА ДВИЖЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ ЧЕРКЕССКИХ АКТИВИСТОВ ПРОТИВ ОЛИМПИАДЫ В СОЧИ?


С приближением Олимпиады в Сочи увеличилось и количество демонстраций, направленных против проведения спортивных игр в данном регионе. Однако среди участников протестов преобладающее большинство не является этническими черкесами, права которых отстаивает митингующие, да и сами акции нередко проходят в странах, не имеющих многочисленных черкесских диаспор. Так кто на самом деле стоит за движением черкесских активистов против Олимпиады в Сочи и преследует ли он цели черкесского народа?
Действительно, о геноциде черкесского народа совсем не говорили в западной прессе до 2007 года, когда Международный Олимпийский комитет принял решение о проведении зимней Олимпиады - 2014 в Сочи. С решением комитета практически сразу зазвучали призывы отмены мероприятия в месте, где полтора века назад черкесы потерпели поражение в войне с Российской Империей, и началось массовое жестокое выселение черкесского народа с этих земель. В связи с этим сегодня некоторые представители  черкесской диаспоры пытаются увязать требования о признании геноцида своего народа с проведением Олимпиады в Сочи. 


Наиболее часто акции протеста происходят в Соединенных Штатах, где их количество сильно возросло с зимы прошлого года. Так, в стране прошли демонстрации протеста группы черкесских активистов у здания ООН в Нью-Йорке, на которых присутствующие высказались против геноцида и против Олимпиады. Несколько позднее американские черкесы провели акцию протеста, посвященную помимо несогласия с проведением зимней Олимпиады в Сочи, требованиям эвакуации черкесов Сирии на их историческую родину. Акция была приурочена к тематической выставке по истории спортивных игр, которая проводилась в этот же день в Нью-Йорке. Черкесы, держа в руках национальные флаги и лозунги, собрались у входа здания, где была организована эта выставка.
 Большой митинг американские демонстранты провели в Нью-Йорке 21 мая, приурочив ее к 149-й годовщине геноцида черкесского народа. Главным лозунгом демонстрантов стало требование к России признать геноцид черкесов и обеспечить черкесам диаспоры беспрепятственное возвращение на Родину. Так же был выражен и протест против Олимпиады в Сочи.
Как утверждают эксперты, довольно большую роль в подпитке антироссийский настроений в черкесском национальном движении играла и Грузия времён Михаила Саакашвили. В частности, в Тбилиси проводились семинары по «черкесскому вопросу», на которых гостей из России обучали организации протестных мероприятий. Ежегодно на акциях 21 мая звучали антироссийские заявления, а также происходили прямые провокации и митинги. Однако в Нальчике, где одно из таких потенциально провокационных мероприятий собрало несколько тысяч человек, антироссийских выпадов не наблюдалось. Причиной такой смены настроений стало то, что на этот раз тон на митинге задавали не зарубежные «защитники» черкесов, а представители Международной черкесской ассоциации – наиболее крупной структуры, выражающей интересы российских черкесов.
Между тем, со сменой политического руководства в Грузии и готовности к возобновлению русско-грузинских отношений со стороны нового правительства сразу исчезли и активные сторонники признания «геноцида черкесов». Не стоит забывать и о том, что Россия выступает в качестве главного гаранта независимости абхазов, которые являются частью черкесского мира, что, в свою очередь, как минимум отодвигает на задний план многие досужие разговоры. 
Тем ни менее, на поднявшейся волне протестов против Олимпиады в Сочи, поддержанной Михаилом Саакашвили и США, активизировались и радикально настроенные черкесские активисты. Нередко среди радикалов раздаются угрозы в адрес Москвы начать вооруженное сопротивление в случае отказа от решения черкесских проблем (в их максималистском понимании). Но даже среди угрожающих фактически нет тех, кто готов был бы воплотить данные угрозы в жизнь. Не имеют реальной поддержки в стране и активные исламисты. Даже большинство национально-озабоченных черкесов к исламу относятся довольно равнодушно, воспринимая его как часть исторического наследия. Небольшая группа черкесов, разделяющих идеи Анзора Астемирова, не видят выхода из создавшегося положения ни в криминале, ни в создании «единой Черкесии». Именно поэтому среди них и нашли поддержку идеи радикального исламизма. 

Фактически же придать массовому черкесскому движению религиозный оттенок практически невозможно. Напомним, что с IV-V веков н.э. черкесы исповедовали христианство, а ислам начали принимать только в XVIII-XIX веках. Тому есть множество документальных свидетельств в виде сочинений путешественников и картин художников. Множество черкесов сегодня придерживается мнения, что нация и религия между собой не связаны. Быть черкесом – не означает автоматически быть мусульманином, как и обратно: быть мусульманином – еще не значит быть черкесом. Есть свобода вероисповедания, где каждый имеет выбор, и есть народы черкесского мира. Простые жители часто говорят: «моя религия это Черкессия свободная от барыг, лицемеров и аферистов». Другие также обращают внимание на то, что никто никогда не слышал о собственно «черкесских» террористах (что касается вакхабитов, то у них нет нации). 
Таким образом, исламизм и сепаратизм для черкесов не характерны. Напротив, среди адыгских народов всегда были сильны патриотические настроения. Так, во Второй мировой войне они потеряли на фронтах значительное количество людей по отношению к общей численности:  так маленький абазинский народ из 25 тыс. отправил на фронт 13 тыс. человек, из которых не вернулась 7,5 тыс. солдат. И сегодня конечная цель черкесов это сохранение, структуризация и модернизация черкесского этноса в границах РФ. Россия – это такое же черкесское государство, как и русское. Адыгам в России принадлежит не только Сочи и республики Северо-Западного Кавказа, но и, как и гражданам, – вся страна от Тихого океана до западных границ.
Что же касается репатриации на историческую родину зарубежных черкесов, то тут существует целый ряд нюансов. Прежде всего, уже в середине 80-х гг. ХХ века для всей зарубежной черкесской диаспоры остро встала проблема ассимиляции и, в первую очередь, постепенная утрата родного языка. В связи с нехваткой свободного времени у проживающих в городах черкесов возникают также и осложнения в организации и проведении культурных мероприятий. В свою очередь, представители старшего и среднего поколений черкесского населения Турции и Сирии полагают, что для сохранения этнической культуры, помимо изучения родного языка, необходимо также наладить и знакомство с народными обычаями в школах. Что касается репатриации, то ее представители сирийской и турецкой диаспоры всегда воспринимали как утопию, не видя реальной возможности её практического осуществления. 
Необходимо также отметить, что большинство аналитиков придерживается мнения, согласно которому  все зарубежные черкесы постепенно утрачивают свою этническую идентичность и во многом уже ассимилированы с окружающим населением страны своего проживания. Главной причиной этого процесса в первую очередь является то, что преобладающая часть зарубежных черкесов более не проживают компактно, в своих моноэтнических анклавах. Большинство их живет рассеянно в разных городах, среди коренного населения новой родины. Примером этого процесса сегодня являются потомки черкесов в странах Северной Африки, практически утратившие этнокультурные особенности своего народа. 

Между тем, возвращение на историческую родину с целью избежать полной ассимиляции также имеет ряд существенных проблем. Прежде всего, для репатриантов довольно сложно проходит сам процесс адаптации к условиям покинутой ими более ста пятидесяти лет назад родины. С самого начала своего приезда они неминуемо сталкиваются с такими проблемами, как поиск жилья и работы. Но, как справедливо отмечает А.В. Кушхабиев в своей работе «Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры», в условиях сложной экономической ситуации в северокавказских республиках, данные проблемы приобретают острый характер. Необходимо также отметить, что адаптация репатриантов к российским условиям сильно осложнена и тем, что большинство их не владеет русским языком, не знает законов РФ, а также не знакомо с укладом местного населения страны. Столкнувшись с вышеуказанными проблемами, многие репатрианты оказываются в состоянии культурного стресса и стремятся вернуться назад в страну своего проживания. 
Кроме того, тот факт, что даже сирийские черкесы, неоднократно заявлявшие о своём желании возвратиться на историческую родину, не предпринимали попыток воспользоваться такой возможностью до войны в стране, подтверждает то, что население не стремится к массовой миграции по причине патриотических настроений. Только острые социально-экономические и политические причины (войны, дискриминационные меры, репрессии), а также природные и техногенные катастрофы могут вынудить к переселению весь народ. 

В качестве примера можно привести и массовую реиммиграцию черкесов из-за рубежа на свою историческую родину после развала СССР. Как справедливо отмечает Ю.Б.Щегловин, в условиях общего беспорядка в стране, этот процесс приобрел фарсовый характер. Российское гражданство приобреталась представителями зарубежной горской диаспоры на основании справок непонятных «левых фондов» о том, что «прапрадед такого-то когда-то жил в таком-то селе». При этом в своей общей массе зарубежные черкесы, получая российское гражданство, возвращаться на историческую родину совсем не спешили. Отсюда фактически «нулевой» уровень инвестиций зарубежных черкесов в экономику своей исторической родины. По мнению Ю.Б.Щегловина, в большей части и якобы существующая «обида» небольшой части шапсугов по поводу строительства олимпийских объектов «на могилах их предков» мотивируется именно экономическими интересами. 
Именно поэтому все репатриационные настроения черкесов всегда будут зависеть  от внутриполитической ситуации в странах их проживания. Если правительства этих стран будут придерживаться сегодняшнего курса равноправия по отношению к черкесским общинам, то численность зарубежных черкесов, стремящихся к репатриации, даже на волне искусственно поднятых настроений о единстве народа, будет очень незначительной. 

Таким образом, становится очевидно, что стремление сирийских черкесов вернуться на свою историческую родину во многом исходит из источников, имеющих весьма отдаленное отношение к этнической части народа, желающего скорейшего прекращения военных действий, а не переселения в страну, где перед ними неминуемо остро встанут сложные экономические и социальные вопросы. В разжигании репатриационных настроений среди черкесских диаспор и воспоминаниях народа о погибших во время Кавказской войны убитых в первую очередь заинтересованы силы, преследующие сугубо личные экономические интересы, а также те, кто выиграет от внутренней дестабилизации России и ослабления позиций Москвы на международной арене. И тех и других реальные интересы черкесского народа волнуют, по всей видимости, в последнюю очередь. 

Юлия Чмеленко // kavkazoved.info

Комментариев нет :

Отправить комментарий