Добро пожаловать на наш блог!

15.07.2013

Абхазия и "Черкесский мир": единство и противоречия

28 июня 2013 года в стенах Европейского парламента должен был пройти очередной черкесский день. Начиная с 2006 года, он отмечается в рамках программы поддержки малочисленных народов. Представители «единой Европы» предоставляют возможность черкесским (адыгским) объединениям возможность заявлять о своих целях, задачах и социально-политических интересах. Однако в нынешнем году с подачи головной организации европейских адыгов Евро-Хасэ черкесский день был передан Абхазии. В итоге в Европарламенте состоялась конференция «Абхазия и Европа - пути к взаимопониманию и сближению». 

Абхазско-черкесские отношения – крайне важный сюжет и для динамики грузино-абхазского конфликта, и для ситуации на Большом Кавказе в целом. На протяжении двух десятков лет он оставался в тени других этнополитических проблем. Между тем, его значение не стоит недооценивать. В ходе грузино-абхазской войны представители адыгских движений поддержали родственных им абхазов (народ абхазо-адыгской группы кавказской семьи языков). За 14 месяцев вооруженного конфликта через Абхазию прошло около 2,5 тысяч адыгских добровольцев. Начальником штаба, а затем министром обороны Абхазии во время военных действий (а потом и в мирное время – в 2005–2007 гг.) был кабардинец Султан Сосналиев. Именно кабардинский отряд во главе с Муаедом Шоровым сыграл решающую роль в штурме здания Совмина Абхазии, где в годы конфликта располагалась прогрузинская администрация. После этого образ адыго-абхазской дружбы и военного братства долгие годы определял отношения между де-факто республикой и черкесскими объединениями. Однако даже самые близкие союзники проходят испытание новыми вызовами и разночтениями в трактовках национальных интересов.

Сегодня о «черкесской проблеме» пишут, главным образом, в связи с Олимпиадой в Сочи и решением Грузии о признании «геноцида адыгов» в Российской империи. 
Действительно, известный курорт и одна из российских столиц (именно там любят проводить свои отпуска президент и премьер-министр России) имеет для черкесов, как внутри России, так и в диаспоре большое символическое значение. Здесь произошла последняя битва Кавказской войны (1864), был избран сочинский Меджлис, ставший попыткой политической консолидации адыгов в борьбе против территориальной экспансии Российской империи (1861). Однако понятие «геноцид» применительно к истории черкесов (адыгов) прежде уже было использовано в законодательстве субъектов РФ. В феврале 1992 года соответствующая оценка была дана в Кабардино-Балкарии и в апреле 1996 года в Адыгее (обращение президента и Госсовета республики в российскую Госдуму).

Показательно, что 15 октября 1997 года Народное собрание (парламент) Абхазии принял постановление «Об акте депортации абхазов (абаза) в XIX веке». В нем, в частности, говорилось, что «колониальная политика Российской империи в годы русско-кавказской войны (1817–1867 гг.) и в последующие периоды нанесла абхазскому (абаза) народу, его генофонду непоправимый урон». После того, как в середине-конце 1990-х гг. остроту проблемы удалось значительно ослабить, новый ее всплеск произошел после того, как стали известны планы по объединению Адыгеи и Краснодарского края (2004-2005 гг.). Когда же и эта попытка была свернута, новый интерес обозначился после решения Международного олимпийского комитета в Гватемале (2007) о проведении зимних Олимпийских игр в Сочи. Вслед за этим грянула «пятидневная война», независимость Абхазии была признана Россией, что также, среди прочего, вызвало оживление и в черкесской среде.

Этой ситуацией с выгодой для себя попыталась воспользоваться Грузия, сначала обозначив свою позицию в качестве «магнита» для Северного Кавказа и выразителя чаяний национальных движений региона, а затем признав «геноцид черкесов» в Российской империи (май 2011 года). «Кавказофильство» Грузии не могло не вызвать разночтений в среде черкесских активистов. И многие из них, даже те, кто участвовал в войне с Грузией на абхазской стороне (Ибрагим Яганов) или поддерживал Абхазию, как участник черкесского национального движения (Руслан Кешев) высказались в новых условиях за поддержку Тбилиси.

Весьма показательна стремительная эволюция Руслана Кешева. Вот его оценка ситуации от 15 августа 2008 года: «То, что развязала Грузия в Южной Осетии, даже нельзя назвать войной - в ней использовалось все - начиная с убийств детей и стариков, и заканчивая уничтожением системами "Град" населенных пунктов. Около десяти осетинских селений стерты с лица земли, уничтожен город Цхинвал. Это была варварская операция, направленная на физическое уничтожение народа Южной Осетии». Тогда же Кешев заявлял: «С глубоким удовлетворением хочу отметить, что Российская Федерация не осталась сторонней наблюдательницей геноцида осетин, тем более, что речь идет о ее гражданах…Мы много раз говорили о том, что до тех пор, пока не будет признана независимость Южной Осетии и Абхазии, грузинское руководство всегда будет стремиться решить проблему силовым путем. А то, что Грузия никогда не остановится только на силовом пути, а будет пытаться физически уничтожать осетин и абхазов, совершать геноцид и этнические чистки, показывает вся история независимости Грузии».
Но уже в 2010 году вчерашний защитник абхазской и югоосетинской независимости приезжает в Тбилиси для участия в специальной конференции, посвященной «геноциду черкесов» и поддержанной на высшем уровне грузинской государственной власти. В январе 2012 года Кешев заявил об окончании «эпохи векового братства» абхазов и черкесов, особо подчеркнув, что «отдельные политические деятели Абхазии, в том числе и довольно влиятельные, с подачи определенных сил в РФ высказывают такие вещи, которых мы не ожидали даже от самых реакционных противников».
И подобных высказываний за последние годы прозвучало немало. Все это также не могло не сказаться на общем фоне абхазско-черкесских отношений.

Так в 2012 году многие представители адыгских движений с разочарованием узнали о позиции президента Абхазии Александра Анкваба относительно перспективы строительства дороги Черкесск-Сухуми. Однако фронтального столкновения интересов Абхазии и «черкесского мира» не произошло. Во-первых, в силу того, что сам «черкесский мир» неоднороден. И внутри России, и в диаспоре. И если Евро-Хасэ предоставило Абхазии «черкесский день» в июне 2013 года, то многие организации, как из США, европейских стран, так и из РФ выступили с жесткой критикой такого решения (см. полный текст протестного письма: http://hekupsa.com/cherkesiya/golos-cherkesii/989-protest-cherkesskikh-organizatsij).
Некоторые любители конспирологии даже увидели в решении Евро-Хасэ «руку Кремля» и российских спецслужб. Во-вторых, у самой Абхазии есть интерес к сохранению партнерства, хотя бы и в видоизмененной форме. В-третьих, интерес Грузии к Северному Кавказу и олимпийской проблематике существенно снизился после победы на прошлогодних парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили. Не так давно Национальный олимпийский комитет этой страны единогласно проголосовал за участие Грузии в сочинских играх. Тема бойкота Олимпиады и повторения сценария «Москва-1980» была сдана в архив. Как минимум, не спешит с этим сценарием и Запад. Напротив, несмотря на имеющиеся противоречия, США и ЕС выражают свою готовность оказывать содействие в организации безопасности на играх в Сочи. Помимо Грузии интерес к признанию «геноцида» черкесов на государственном уровне не кажется очевидным даже среди стран, имеющих с Россией сложные двусторонние отношения.

Как бы то ни было, а сегодня отношения между Абхазией и «черкесским миром», утвердившиеся в реалиях начала 1990-х годов, переживают серьезные трансформации. Они во многом неизбежны в открывшихся новых обстоятельствах. Все это, однако, не означает, их тотальной ревизии.
Скорее всего, речь может идти об определенной корректировке отношений не в связи с трактовками событий 1860-1870-х гг. (здесь они у абхазской и у адыгской стороны близки и сегодня), а в связи с отношениями с официальным Тбилиси. Но самой Грузии, вовлеченной во внутриполитические баталии и находящейся в преддверии президентских выборов, Северный Кавказ в целом и «черкесский вопрос» в частности уже не представляются важнейшими приоритетами.

Впрочем, тут многое будет зависеть от динамики процесса нормализации с Россией. Если таковой пойдет вспять, то возвратных движений исключать нельзя. Формирование нового статус-кво на Большом Кавказе продолжается. И Абхазия, и «черкесский мир» во всем его многообразии ищут в нем свой интерес, а также оптимальные способы его защиты и продвижения.
Сергей Маркедонов. Абхазия и "Черкесский мир": единство и противоречия
//Центр политических технологий

Комментариев нет :

Отправить комментарий