Добро пожаловать на наш блог!

16.07.2013

"Хаса" - феномен адыгской (черкесской) культуры


Одним из архаичных общественных институтов адыгов (черкесов) является хаса (сословно-представительное собрание), которая уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Она в различные исторические эпохи выполняла разные функции в общественной жизни народа. 
Например, если сравнить ее функции в эпоху нартов (эпических героев) адыгов (черкесов) с хасой феодальной Черкесии, то можно обнаружить много различий между ними. Архаичности этого общественного института адыгов (черкесов) мы находим много подтверждений, когда знакомимся с этническим нартским эпосом, который является одним из самых древних эпосов и был создан в ранний период железного века.
В нартских сказаниях мы часто встречаем слово «хаса» и видим, какое значение придавалось нартами этому древнейшему их институту. В нартском эпосе адыгов (черкесов) мы читаем, что каждый год нарты собирали большую хасу. На ней решали важные общественные дела и устраивали состязания в силе, ловкости и храбрости молодых людей. В частности, в сказании о Сосруко мы читаем:

Собрали хасу, сильные мчались туда,
И малого мужа, молодого Сосруко,
Нарты пригласили на хасу.
Сел Сосруко на коня и прибыл на хасу. 

В другом месте сказаний о Сосруко говорится, что когда он отправился на хасу нартов, встретил не менее сильного и грозного героя, чем он сам,– Тотреша. И когда Сосруко попытался поиздеваться над последним, тот, показав свою силу и храбрость, хотел снести ему голову. Этот эпизод из жизни этих двух героев нартского эпоса описывается так:

Сосруко – наш кан,
Сосруко – наш свет...
Поправив шапку, он садится (на коня).
На хасу нартов ты едешь...
И хотел снести ему голову, (Сосруко сказал):
Сегодня у нартов санопитие (винопитие.– К.У.),
Не замути им напиток.
Сегодня из нашего рода
(Людей) не убивают,
Кто убьет, того ждет возмездие.

Из этого мы видим, что хаса была не только местом, где решались самые важные дела и устраивались спортивные состязания, но, подобно законам Олимпийских игр древних греков, во время хасы нельзя было воевать друг с другом, убивать людей. Т. е. время заседания хасы считалось священным временем.
Таким образом, адыгская (черкесская) хаса имеет древнюю и интересную историю, она занимала исключительно важную роль в общественно-политической и культурной жизни народа. Наивысшего расцвета хаса, как и другие общественные традиционные институты адыгов (черкесов), достигает в период феодализма. Например, у кабардинцев к 80-м гг. XVIII в. хаса была трехпалатной. И она явилась ярким примером отражения взаимоотношений различных классов и сословий Черкесии.
Следует здесь отметить, однако, что были и общие черты между хасой нартов и феодальной хасой, но были и существенные различия между ними, ибо они функционировали в различные исторические эпохи и в различных социально-экономических, политических и культурных условиях жизни народа.
Хотя хаса представляла собой прежде всего политический институт, тем не менее, она накладывала определенный отпечаток на культурный облик адыгов (черкесов), ибо через этот влиятельный институт регулировались важнейшие стороны взаимоотношений различных слоев общества, их образ жизни и т. д. 

На хасе, как нигде, формировалась политическая культура каждого ее участника, культура поведения, культура общения людей и др., что является основными компонентами культуры любого народа. Другими словами, на хасе каждый класс показывал не только свое место в обществе, свое влияние на его жизнь, но и свое поведение, свою мораль. На хасе вырабатывался не только язык дипломатии, но и применялись на практике важнейшие ее принципы, что непременно накладывало определенный отпечаток на культурный облик народа. На хасах прослеживались не только принципы взаимоотношений между различными классами и сословиями адыгов (черкесов), но и взаимоотношения между разными княжескими фамилиями, партиями, фракциями и т. д. Адыгская (черкесская) хаса даже определяла принципы взаимоотношений с соседними народами. И в результате завоевания Россией Кавказа, в частности Кабарды, хаса теряет полностью и окончательно значение высшего законодательного и распорядительного органа и превращается в совещательный и консультативный орган, а затем полностью уходит из жизни адыгов. 

Последнее упоминание о хасе встречается в 1826 г. Так был уничтожен и этот традиционный общественный институт адыгов (черкесов), который имеет давнюю и интересную историю, который возник как собрание – совет нартов (героев) и трансформировался в феодальную эпоху в сословно-представительное собрание с различными его разновидностями и палатами.

К.У. Унежев. Феномен адыгской (черкесской) культуры


Комментариев нет :

Отправить комментарий