Добро пожаловать на наш блог!

11.07.2013

Т.А.Мешлок. Краеведение в школе (в пользу изучения родного края)


Моя песня – сестра синих гор и полей сердцу милые с детства края.

Я родился и рос в колыбели твоей, Адыгея родная моя.
Над тобою России немеркнущий свет, в небе ласковом зори струят.
Твоих рек быстротечных красивее нет, Адыгея родная моя.
Пусть, как море,  шумит золотистая степь – богатырская слава твоя.
Ты навеки верна краснокрылой звезде, Адыгея родная моя.
Я люблю гор высоких заоблачный взлёт сердцу милые с детства края.
По – сыновьи люблю я адыгский народ, Дорогая Отчизна моя!
С. Яхтуль.

Патриотизм, национальное самосознание, национальная гордость, забота о своей культуре, присущие каждой нации закладываются ещё в школе.  Она,  после семьи, основной источник  информации об исторической памяти народа, культуре, быте  является фундаментом воспитательного и образовательного процесса. Именно в школе человек приобретает знания, умения, навыки, получает путёвку в жизнь, именно там формируется как личность. И на таких уроках как история, география, родной язык и литература учащиеся знакомятся с географическим положением своего края, Отечества, с историей, культурой, духовными понятиями и человеческими качествами.
Какими станут наши дети, каким будет наше будущее, наша старость, зависит от нас самих, от того, как мы воспитаем своих детей, на какие ориентиры мы будем обращать больше внимания. Человек как можно больше должен знать о своём народе, должен быть всесторонне развит, высоко интеллектуален.  Нас этому учили, и учит жизнь каждый день. Мы можем иметь несколько дипломов о высшем образовании, можем заслужить звания в той или иной сфере, но образование и воспитание будут нам сопутствовать всю нашу сознательную жизнь. Да, всё невозможно знать, все книги  никогда никто не сможет прочесть, но  пока человек жив, он совершенствуется и учится,  пополняет свой запас знаний.
Каждый день приносит нам новую информацию и это счастье, ведь мы можем узнавать что – то новое, интересное и не только, то, что происходит вокруг нас, но и во всём мире.

***

Знаете ли вы свой край? Да – скажет большинство. Но попробуйте ответить на некоторые вопросы, касающиеся особенностей его природы или далёкого прошлого, и вы увидите, что это не всегда легко сделать.

Скажите, например, какой вид имела Адыгея  8 или  100 миллионов лет назад, и какие растения, и какие животные населяли тогда её моря и сушу? А какие полезные ископаемые имеются у нас? Величественное и страшное зрелище представляли смерчи в пустынях и на море, но бывают ли такие смерчи в нашем крае или соседних? Когда и почему возникают бора и пыльные бури? Спокоен ли наш край в сейсмическом отношении? Бывают ли у нас землетрясения? Находятся ли у нас вулканы, бывают ли подводные извержения? Сколько у нас рек  больших и малых? Незабываемое впечатление оказывают на туристов водопады. На каких реках они встречаются? Бывают ли в нашей Республике миражи и полярные сияния? А знаете ли вы, какие интересные и ценные животные обитают в Кавказском  Государственном  биосферном заповеднике  - одном из старейших заповедников России? Что такое карст?
По - своему прекрасен и полон тайн мир пещер – мир мрака и безмолвия. Знаете ли вы, где находятся  Большая Азишская пещера, Даховская пещера Монастырская и как они образовались?
Море  - источник несметных богатств, в его воде содержатся десятки различных химических элементов. Можно ли из морской воды добывать золото и серебро? И сколько серебра содержит Чёрное море?
Если любой представитель своего народа может ответить на тот или иной вопрос, поставленный вопрос, то он действительно знает и любит свою «малую родину».
Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле, к земле, на которой он родился. Это светлое чувство, лежащее в основе нашего мировоззрения. Любовь к Родине – необходимая первейшая потребность  людей. Они ищут удовлетворения этой потребности не только в созерцании знакомых с детства лесов и полей, рек и озёр, не только в общении с друзьями, близкими, соседями, но и в изъявлении патриотической гордости за историю своего края, своего аула или города, своих корней.
Краеведение всегда было приоритетным направлением в работе библиотек и средних общеобразовательных школ. И оно далеко не ново в библиотечной практике. Но от этого актуальность краеведения не ослабевает, не теряется. Сегодня оно имеет свои особенности и сложности: у нас жизнь меняется каждый день, меняется политический строй, у людей ценности другие, но любовь к малой Родине, к Отечеству никогда не угасает у сознательного человека.
Рост интереса людей к собственным корням, к традиционной культуре, её самобытности во всём региональном многообразии, осознание важности воспитания любви к своей «малой родине» у подрастающего поколения способствует  активизации  краеведческой деятельности библиотек на местах и соответственно в школах. Именно такая совместная работа даст положительные плоды. И именно краеведение является стержнем формирования гражданско – патриотического и духовно – нравственного самосознания подрастающего поколения, без чего сегодня не может существовать и развиваться, но одно общество, ни один народ.
Семья, край, малая родина, Отечество, эти слова неразрывно связаны между  собой и значат очень многое для каждого человека. Невозможно не любить то место, где ты родился, вырос, продолжаешь жить. Моя малая родина это Адыгея.  И я очень счастлива, что родилась именно здесь. 

Это очень древняя земля с богатейшей историей, культурой, традициями, обычаями, которые передаются и  из поколения в поколение. Мало кто не слышал об Адыгее.  Многие известные русские и зарубежные писатели обращались в своих произведениях к  древней истории народов Северного Кавказа,  к их традициям,  и обычаям.  Это А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. Из европейских  авторов, такие как Ж.Ш. Бесс,  Г.Ю.Клапрот,  Дж. Белл,  Дж. А. Лонгворт,  И.Ф. Бларамберг и многие другие. Доброжелательность, приветливость, гостеприимство оставили в их сердцах неизгладимые впечатления. Культурные традиции народа, общечеловеческие качества выделяют землю Адыгеи в число жемчужин России.

Возвращаясь к природе Адыгеи, могу сказать с уверенностью, что она удивительна и прекрасна и не оставляет никого равнодушным. Величественные горы в белоснежных папахах вечных снегов, покрытые могучими лесами, альпийские луга, широкие степи, реки и озёра, прохладные рощи и прозрачные родники – так щедро одарила природа нашу землю. Она ждёт от нас чуткости, заботы, внимания и бережного отношения. Помочь и выполнить законы, обеспечивающие её гармонию. Знать, любить, беречь это бесценное богатство -  наш долг и наша прямая обязанность. Не ценить всё то, что тебя окружает, частью, которой ты являешься, сродни преступлению. Поэтому очень важно, чтобы «краеведение» изучали в школьной программе как предмет, а не отводили всего несколько часов, не отводили несколько часов, как это делается сейчас во многих школах.
Надо прививать любовь к родному краю ещё с младенчества, с детских лет, когда говорят; «Сгибай лозу, пока она молодая, вырастет – не согнёшь». Если с детства учить ребёнка любить и уважать свою семью, свой народ, отечество, то эти ценности, заложенные в таком раннем возрасте, останутся  навсегда.
Богата и разнообразна история народов Адыгеи. У нас проживает около 80 народностей.  И историческое наследие каждого из них выражает самобытность нации. Передача из поколения в поколение духовного наследия предков служит сохранению и возрождению национальных традиций, любви к отчему краю. Именно у детей и подростков необходимо воспитывать с раннего возраста уважительное отношение к национальной культуре, быту и обычаям. Зная и ценя духовное наследие своего народа, он будет с пониманием и  уважением относиться к культуре других  народов.  
Каждому здравомыслящему человеку понятно, что у всех народов, проживающих на нашей земле, есть общие человеческие ценности и сходные потребности. Это самосохранение, сбережение генофонда, потребность жить на своей земле, говорить на своём языке, пользоваться своими обычаями. Те, которые, признавая свои права за своим народом, отрицают их у других, в конечном счёте, выступают и против своего народа, потому что в условиях вражды с соседями ни один народ не может реализовать эти права в полной мере.

Поэтому на уроках истории надо уделят особое внимание воспитанию любви к  «малой родине», так как это в свою очередь служит стержнем, формирующим  любовь к своему Отечеству – России. Только через своё родное и близкое, можно постичь общечеловеческие принципы жизни, нормы поведения и духовные ценности.
Учащимся  школ нужно преподносить изучаемый материал, не только читая лекции на уроках, но и совершая экскурсии по Адыгее, знакомя их с достопримечательностями, памятниками природы и архитектуры. Это, несомненно, оставит неизгладимый след в памяти ребёнка или молодого человека. Он будет хранить эти впечатления не только в своей памяти, но и передаст своим детям и внукам, способствуя при этом сохранению исторической преемственности поколений.

Потому, изучение  краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Знание истории нашей республики, родного города и села, школы,  института и техникума, пробуждает гордость за свою Родину, желание сделать свою родную землю процветающей, а человека -  хозяином своей земли.
Изучение  исторического прошлого имеет огромное познавательное значение, даёт ощущение неразрывности связи времён. Без знания прошлого нельзя осознать настоящее и предвидеть будущее.

Краеведение – один из источников обогащения учащихся конкретными знаниями о родном крае, воспитание любви к нему и формирование гражданских понятий, человеколюбия. Мы должны помнить, что путь в большую историю начинается с истории малой, семейной. И даже вдали от малой родины человек с любовью и ностальгией будет вспоминать места, где необъятный мир впервые ему открылся во всех  ярчайших подробностях первых впечатлений.
Знание  истории родного края способствует повышению национального самосознания народа, интернациональному воспитанию молодого поколения, толерантности. Эти  нравственные качества должны быть вложены в каждом человеке, и каждый должен получать первые необходимые знания в семье, непосредственно в школе и обществе,  чтобы молодой человек мог гордиться званием гражданина России.

Т.А.Мешлок. 
Краеведение в школе (пользу изучения родного края)



Комментариев нет :

Отправить комментарий