Добро пожаловать на наш блог!

05.07.2013

И гордость и надежда в имени его. Прометей черкесского народа



Памяти Ю.Х.Калмыкова. Из серии "Люди и Судьбы"



Всякий раз, когда изнывает душа от тоски и отчаяния из-за неодолимого российского неустройства, непредсказуемости власти, непотопляемости олигархии, туманности будущего, с волнением вспоминаешь знаменитые строки: «Времена не  выбирают, в них живут и умирают…».
И когда я хочу вспомнить лучшее, светлое, что я в своей жизни видел, - среди тех , кто всех ближе в вображении, среди лиц самых  дорогих и прекрасных возникает перед глазами Юрий Калмыков-никогда на тускнеющий  его образ с  неповторимой доброй улыбкой, умными огромными и задумчивыми  глазами.



Он полон внимания, внимательно слушает собеседника, он медлителен в разговоре и ритме больших шагов, ходит вразвалку. Он задумчив и даже мечтателен. И заразительный смех - чистый, веселый, искренний.
Он всегда с людьми и на людях. Всегда одержимый пафосом дружбы, нежным вниманием к людям, потрясающий добротой, душевной щедростью и удивительной простотой в общении с людьми.
Какое интересное было время! И какие люди! И среди них Юрий Калмыков, не похожий на на кого в оригинальном обличии деятеля, Министра юстиции, крупного ученого и простого горца с ясной и чистой душой, как родник в горах. И  поразительная глубина мысли , что « добрые корни дадут только хороший всход, поэтому возрождение корней не должно вызывать страх , напротив, оно дает надежду на человеколюбие, терпимость и взаимопонимание. Поэтому наша цель-возрождение культуры» («Эхо Кавказа» 1994 г., № 1) Академик Дмитрий Лихачев прозорливо писал: «Память должна иметь прибежище», Не случайно я назвал Калмыкова Ю.Х. черкесским Прометеем. Как известно, в греческой мифологии Прометей - титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это он был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел  расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.
В своих воспоминаниях верная и прекрасная супруга  Октябрина пишет, что «жизнь Юры не была безоблачной . Его преследовали неприятности: кляузы, отстранение от должности, но он был очень работоспособным, сутками мог работать без сна и отдых и этим всегда доказывал своим недоброжелателям несостоятельность их обвинений».   
Необходимо особо отметить, что в ноябре 1994 года Министр юстиции России, член Совета безопасности СССР Ю.Х.Калмыков подает заявление об отставке, так как он был не согласен с решение о военных действиях в Чечне. Это был акт высокого гражданского мужества, на который далеко не каждый на его месте был бы способен. Если бы тогдашнее руководство страны прислушалось к его мнению , возможно не было бы таких бессмысленных  жертв, не было бы этих жестоких террактов и постоянного страха за жизнь людей на Северном Кавказе. 
Юрий Хамзатович был очень справедливым и абсолютно непрактичным человеком, никогда не искал для себя никаких благ и привилегий. Я в этом убеждался неоднократно за годы нашей дружбы. У дружбы нет возраста и границ. Мы с Юрием познакомились в 1972 году, когда меня, молодого ассистента Тимирязевской академии отправили в Учхоз «Муммовское» Саратовской  области руководить практикой студентов. Как–то в разговоре один из руководителей хозяйства  сказал, что в Саратовском юридическом институте , где учится его дочь, работает молодой профессор, черкес, и о нем ходят легенды, что он все лекции читает, не пользуясь конспектами и  зал всегда полон. Я попросил взять меня с собой. Два часа я стоял в аудитории, слушал его лекцию завороженно. Когда он закончил читать лекцию, я подошел  к нему и представился. Он сказал, что хорошо знает моих родственников. Что у него тоже мать абазинка, но к сожалению, языка не знает. Тут же пригласил в кабинет и сказал,  что мой приезд совпал со знаменательными событиями в его жизни: защитой докторской диссертации, присвоением звания профессора и избранием  в должности заведующего кафедрой гражданского права (в то время ему было всего 38 лет).
Потом он пригласил домой, предварительно сказав, что жена с дочерьми уехали на родину и мы будем по-холостяцки отмечать нашу встречу.
Я был поражен, с какой душевной теплотой и простотой он угощал меня, как он постоянно повторял: «Как жаль, что Оки нет дома», «Вот Ока удивилась бы, что я угощаю тебе колбасой и пельменями», «Как Ока была бы рада».
Так он ласково, с любовью называл  всю жизнь свою любимую супругу Октябрину. Я как сейчас помню , как потеплели его глаза, когда я произнес тост на черкесском языке. Потом часто я приезжал в Саратов, знакомил его со своими студентами и аспирантами и они до сих пор с глубоким уважением и любовью относятся к нему. До сих пор помню тревожную и волнующую ночь 3 февраля 1989 года. Когда мои дипломники и аспиранты из Саратова сообщали периодически как идет голосование по выборам в народные Депутаты СССР и какое было всеобщее ликование, когда Калмыков Ю.Х., опередив многих именитых кандидатов был избран Народным депутатом СССР.
Победа Юрия Хамзатовича была символична тем,  что она показывала интернационализм и святую дружбу  великого русского и маленького черкесского народов. К сожалению, в нынешней  России такие редкие случаи являются исключением.  
На Съезде народных депутатов Калмыков Ю.Х. избирается председателем Комитета Верховного Совета по законодательству, где проявил себя с лучшей стороны , четко формулировал цели и задачи, тактично погашал страсти, находил оптимальные решения  острых политических и правовых проблем.
В августе 1993 года назначен министром юстиции Российской Федерации, где активно учавствовал в разработке самого крупного законодательного акта за всю историю России-Гражданского Кодекса. Юрий Хамзатович по праву считается автором этой экономической конституции страны. В это же время он плодотворно занимается научной работой и пишет замечательные статьи: «Регулирование экономики» (1990), «Основной закон рынка» (1991), «Национальные меньшинства и государственность России» (1992), «Борьба с коррупцией» (1993), «Гуманность не бывает чрезмерной» (1994), «Путь к правовому государству тернист» (1995), «Кавказ со своими бедами и проблемами» (1996).
Многогранную деятельность на федеральном уровне Юрий Хамзатович сочетал с выполнением нелегких общественных обязанностей на посту Президента Международной Черкесской Асооциации, укреплению единства разбросанной  по всему миру  адыгской нации.  Юрий жил вместе с народом, радуясь его радостям и печалясь его печалям, своим тонким умом и добрым сердцем  вдохновлял всех нас. 
Помню как он раздовался, когда мы открыли абазинские и черкесские школы в Москве, как он рекомендовал меня на должность Председателя Совета старейшин Московской черкесской диаспоры. На вопрос одного из уважаемых аксакалов , почему именно меня, Юра  со свей неповторимой улыбкой ответил: « Да, в Москве есть много адыгов, которые старше и мудрее его. Но нам нужен мобильный, с неукротимой энергией Председатель. Он не даст ни себе, ни нам покоя, а это сейчас нам очень важно. А советы мы будем ему давать мудрые». Часто слышу его тихий родной голос и как он говорит мне по телефону: «Ты куда пропал? Ты уже не звонил 2 дня и мне стало грустно».
Скромный и простой, отзывчивый и добрый, он своей высокой культурой и порядочностью всегда поражал нас, являлся образцом для подражания. Когда по вопросам землячества я приходил к нему в Министерство юстиции, он всегда встречал меня и провожал до выхода.  А как мы скромно, тепло отмечали его 60-летие и как он был счастлив в этот вечер. До сих пор твердо убежден, что Юрий Калмыков является самым великим адыгом (черкесом) всех времен. Он с душевной теплотой отмечал, что «понимание адыгской  (черкесской) культуры сводится к 2 основных компонентам:  язык и Адыга Хабза. Нет народа без языка, язык – один из признаков нации.
Мне доставляет огромное удовольствие, когда слушаю мудрого старца, прекрасно говорящего на родном языке. Адыга Хабза-это совокупность обычных норм, правил, регулирующий поведение человека в любой ситуации – от рождения до самой смерти. Даже уход из жизни требует определенных норм, естественно и мужества. Говорят же, что умирать достойно как и жить, требует мужества». (Калмыков Ю.Х., «Повороты судьбы», Статус, Москва, 2003г., стр.252)
Трагические события в Абхазии стали проверкой мужества и дальновидности Юрия Хамзатовича. В сложившейся критической ситуации необходимо было выработать взвешенную тактику и стратегию адыгского национального движения , без экстримизма , национализма и любых крайностей. С гордостью отмечаю, что наш великий земляк справился с этой задачей успешно. Будучи в Абхазии в сентябре 2003 года на праздновании 10-летия независимости Республики, я был восхищен как абхазский народ с искренней любовью и признательностью относится к Юрию Хамзатовичу, отмечая,  что под его руководством родилось адыго-абхазское братское содружество.
Древняя история Кавказа показывает, что судьбу каждого народа решали их лучшие сыновья и в трагические времена судьба возлагала на них самые суровые испытания. Пройдут годы, десятилетия  и мы всегда с гордостью будем говорить, что у нас был свой герой: высокообразованный, эрудированный, разносторонний, гениальный, неповторимый и мужественный.
Он умер так же мужественно, как и жил. Как сейчас помню наш разговор 14 или 15 января 1997 года, когда я отговаривал его  лететь в Черкесск на исполком МЧА, так как до этого во время прогулки со своим любимым внуком Аскером он почувствовал себе плохо. Тогда в конце нашего последнего разговора он произнес: «Мне нельзя не ехать, там меня очень ждут. Ничего  страшного, я ведь на родину еду умирать».
Ошеломляющая черная весть о смерти выдающегося человека, великого сына всех адыгов, обескуражила всех нас, москвичей 16 января 1997 года.
Когда мне позвонил Борис Акбашев и сказал, что умер Юрий Калмыков и чтобы я собрал Совет старейшин и очень осторожно сказали Октябрине, что Юра тяжело болен и ей необходимо лететь в Мин-Воды, было какое–то потрясение. Самое трудное было когда через час возле дома мы не могли решить как и кто осмелиться передать эту страшную весть.
Мы хоронили его в тихий, морозный, пасмурный день в родном ауле Абазакт, и всем нам казалось, что сама природа оплакивала его смерть и скорбела вместе с нами. Осиротела адыгская земля, а вместе с ней Абхазия и весь Кавказ. Мы, адыги,  абхазы сегодня стали нравственно беднее. Говорят, время залечивает раны. Но трудно привыкнуть, что никогда больше не увидишь его доброй, светлой улыбки, не услышишть его добрых советов. Мир и достоинство озаряли это благородное, мудрое лицо. Меняются поколения, одни приходят, другие уходит им на смену.
У каждой нации есть свои герои, легенды, которых боготворят и которыми гордятся, имена которых пронесут через века. Для адыгских народов одним из них всегда будет  Юрий Калмыков. Само его имя стало симоволом борьбы и надежд, веры в справедливость и честность, светочем на самых трудных поворотах жизни и судьбы.   



Юрий Агирбов
Профессор, доктор экономических наук, Академик Международной Академии Информатики при ООН, заслуженный деятель науки Карачаево–Черкесской Республики, Председатель Совета Старейшин Московской черкессой диаспоры.
 

Комментариев нет :

Отправить комментарий