Добро пожаловать на наш блог!

30.11.2013

ЧЕРКЕСЫ В СОСТАВЕ ИРРЕГУЛЯРНЫХ ВООРУЖЁННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

После того, как черкесские мухаджиры покинули Кавказ, отказавшись стать подданными Российской империи, они стали подданными империи Оттоманской, с которой и до переселения поддерживали торгово-экономические связи, в той форме и в том масштабе, насколько это было возможно между таким мощным государственным образованием, каковым была Оттоманская Порта, и кавказскими народами, разделёнными на автономные племена. 

Зарубежный исследователь Джеймс Рейд описывает эти отношения следующим образом: «Экономика, основанная на набегах и грабеже при минимуме усилий в области сельского хозяйства или охоты, позволяла превращать с лёгкостью женщин и детей в рабов для таких крупных рынков, как Стамбул. Такая торговля процветала столетиями, но пошла на спад в XIX в….» (1)
Османы ценили военную сноровку черкесских воинов, и их опыт ведения партизанской войны, который они приобрели за годы долгого противостояния с русскими войсками. Склонность черкесов к партизанским действиям и нежелание или неумение действовать в составе регулярных военных единиц привели к тому, что черкесы вливались в иррегулярные военизированные формирования турецкой армии, в т.ч., в отряды башибузуков, где этнический состав был более чем пёстрый (турки, арабы, албанцы, курды, болгары-помаки). 
Именно иррегулярные части армии султана ответственны за большинство расправ над мирным населением покорённых турками стран. Часто турецкое командование, намереваясь предать огню какой-нибудь населённый пункт, но опасаясь международного скандала, специально отправляло туда иррегулярные отряды, предоставляя им полную свободу действий. В случае, если о чинимых зверствах узнавала мировая общественность, и это имело нежелательный для Порты пропагандистский эффект, наказанию подвергались не штатные офицеры турецкой армии, а командиры иррегулярных частей. Если же «информационная волна» не поднималась, главари башибузуков получали повышение по службе. Примером может послужить биография Ахмеда-аги Барутанлии – болгарина-помака, командовавшего ужасающей по своей жестокости расправой над жителями села Батак в 1876 г. По приказу Ахмеда-аги (часть историков полагает, что в его отряде были и черкесы) было умерщвлено самым изощрённым способом несколько тысяч мужчин, женщин, детей и стариков. Когда американский журналист Януарий Алоизий МакГахан сообщил об этом всему миру («The Turkish Atrocities in Bulgaria: Horrible Scenes at Batak»), Ахмед-ага был уже повышен в чине. 
Иррегулярные части, в составе которых воевали черкесы, доставляли порой множество хлопот турецкой власти, как только над ними ослабевал контроль. Оставаясь автономной боевой единицей, иррегулярные части действовали на свой страх и риск, иногда вопреки желаниям турецкого командования. Как указывает Д. Рейд, «...черкесы, как и члены других иррегулярных формирований Оттоманской империи, часто смотрели на солдат регулярной армии, своей или вражеской, как на объект грабежа… Черкесская мораль не содержала понятия дружбы и мирного общения с кем бы то ни было, если этот кто-то не являлся роднёй или собратом по оружию… Черкесы совершали столько же набегов, сколько и башибузуки, и принесли с собой традиционную набеговую тактику, развитую ими ещё на Кавказе… Как люди, которые потеряли родину из-за покорения её русскими… они смотрели на христиан Болгарии, Сербии и, особенно, Армении, как на протеже своего смертельного врага – России. Черкесский милитаризм принял форму вендетты, и они считали своим долгом отомстить «убийцам» своих родственников, пуская кровь союзникам русских… Будучи чужаками на новой родине, они, не колеблясь, грабили и мусульман, и христиан в тех районах, которые «защищали». Черкесские отряды совершали убийства, грабежи и акты вандализма с особенным пристрастием во время кризисного периода в истории Оттоманской империи с 1875 по 1878 гг.». Д. Рейд разделяет мнение социолога Ивана Хаджийского о том, что «причинами болгарского и других восстаний в середине 1870-х были ужасные убийства, совершаемые иррегулярными отрядами всех мастей, но черкесскими, в особенности» (2). 
В подтверждение своих слов Д. Рейд описывает жестокую расправу турецко-черкесского отряда над жителями болгарского городка Гюла-Махализ 27 июля 1877 г. Как только на улицах появилась большая колонна черкесских всадников, сразу же начались массовые казни. В местной церкви было зарублено 175 женщин и детей. «Свидетелями этих жестокостей были полковник Леннокс, лейтенант Чермсайд, м-р Мейрик, м-р Лесли и корреспондент «Tаймс». Черкесы пошли по селу, убивая всех подряд, пока англичане попытались помочь тем, кто выжил в бойне в церковном дворике. Они стали очевидцами ужасных зрелищ: горы трупов, безумные поиски выжившими своих родственников, и младенца, сосущего грудь своей мёртвой матери» (3).
Д. Рейд ссылается на английского авантюриста Валентина Бейкера, который «с уверенностью утверждал, что черкесы [и другие иррегулярные формирования] совершили множество зверств» (4). Сам В. Бейкер, больше известный как Бакер-паша, состоял на службе у турок, был участником Крымской войны и военных операций турецкой армии в Египте, Армении и на Балканах. Капитан МакКэлмонт описывал случаи грабежа черкесами курдского населения в окрестностях Баязида. 
Высоко отзываясь об индивидуальных качествах черкесских всадников, В. Бейкер отказывал им в достаточном хладнокровии в бою в составе крупных войсковых соединений: «Иногда черкесы отказывались идти в бой, взрывы артиллерийских снарядов пугали их, если раздавались в непосредственной близости, и черкесы чаще уклонялись от столкновений с регулярной армией, но были непревзойдёнными мастерами кавалерийских налётов, стычек один на один и перестрелок с вражескими иррегулярными отрядами» (5). Д. Рейд цитирует ещё одного своего соотечественника, С.Б. Нормана (S.B. Norman), писавшего о черкесах, что «эти люди не шли, лоб в лоб, на русскую кавалерию, не имели никакой дисциплины, и, если дело складывалось не в их пользу, покидали поле боя, не дожидаясь приказов, по своему разумению» (6). Черкесы «грабили, атаковали и убивали любого встречного, включая группы отступающих солдат, гражданских беженцев, крестьян-мусульман и крестьян-христиан». 
 «Ферхад паша (ген. Стейн) писал в июне 1854, что грузины ненавидят черкесов за грабежи, турок – за их отношение к башибузукам, а британцев за их использование черкесов в качестве резервных войск» (7). Об одиозности черкесских мухаджиров читаем также у польского автора Богуслава Бродецкого: «Черкесы и башибузуки традиционно убивали и грабили» (8). Это тем более странно, поскольку в XIX в. поляки, не оставляя надежды построить Речь Посполитую «от моря до моря», интенсивно трудились над ослаблением России, формировали добровольческие легионы в составе турецкой армии, и сражались с русскими и на Кавказе, и на Балканах, даже невзирая на то, что с российской армии служило множество этнических поляков, вплоть до известных генералов русско-турецкой войны (Артур Непокойчицкий, Казимир Левицкий, Дмитрий Нагловский, Адам Квецинский, Константин Бискупский). 
Сегодня отношение к раскрываемым фактам участия кавказских мухаджиров в расправах над мирным населением покорённых турками стран встречает неоднозначную реакцию со стороны части черкесских общественников. Авторов, пустившихся на подобные исследования, спешат огульно обвинить в адыгофобии. Между тем, ставить в вину современным черкесам события двухсотлетней давности никто не собирается, и обнародование данных фактов служит «противовесом» распространяемым версиям об абсолютной непричастности мухаджиров к каким бы то ни было неправомочным деяниям. Замалчивать историческую правду и подбирать факты «под себя» было бы неправильно, но, к сожалению, именно этим грешат многие «великочеркесские» информресурсы, предпочитающие смотреть только на «одну сторону Луны»...

Примечания
 
1) James Reid “Crisis of the Ottoman Empire”, Franz Steiner Verlag Stuttgart, с. 144
2) Там же, стр. 147
4) Там же, стр.149 
5) Valentine Baker «War in Bulgaria, a Narrative of Personal Experience» (London, 1879)
6) James Reid “Crisis of the Ottoman Empire”, Franz Steiner Verlag Stuttgart, с. 153
7) Там же, с. 155
8) Boguslaw Brodecki «Szypka i Plewna 1877», с.89

// Научное общество кавказоведов

Комментариев нет :

Отправить комментарий