Добро пожаловать на наш блог!

20.11.2013

Был всесилен, был всевластен

Рост богатства главного газовика Северного Кавказа Рауля Арашукова неизбежно сопровождался и усилением политического влияния в регионе. Большие деньги нужны для участия в большой политике, это аксиома.
До сих пор Рауль Арашуков играл роль «серого кардинала». Стать тем же, кем был Гуцериев для Ингушетии или Совмен для Адыгеи, он не мог – Карачаево-Черкесия не моноэтническая республика. И за руководящие должности между собой всегда бьются черкесы и карачаевцы, буфером между которыми являются русские.

Отчасти это наследие административно территориального деления советского прошлого, когда неродственные народы, да к тому же с негативной репутацией времен Великой Отечественной, объединены в одну республику. Черкесы – представители адыгского этноса и карачаевцы – представителю тюркской группы. Точно такая же ситуация и в соседней Кабардино-Балкарии: родственные черкесам кабардинцы живут с тюркоязычными же балкарцами, по сути, теми же карачаевцами.

Однако Арашуков, будучи черкесом, несколько «выламывается» из общего процесса. Он преследует исключительно личные цели, и к ним идет напролом, порождая многочисленные конфликты, которые гасились благодаря его широким связям и коррумпированности в силовых структурах КЧР.
После снятия в 2011 году Арашукова с должности появились первые публичные оценки его «деятельности». Вот что в официальной «Российской газете» по этому поводу заявил сенатор и, между прочим, земляк Арашукова, черкес Вячеслав Дерев:
- Недавно пришлось уйти в отставку двум чиновникам, связанным с торговлей энергоресурсами на Северном Кавказе. Имя одного из них, Рауля Арашукова, ничего не скажет жителям столицы, Урала или Сибири. А у нас на Кавказе эта отставка было воспринята с ликованием. Для наших бедных регионов цена топлива значит куда больше, чем для москвичей. Рыночная власть легко конвертируется в политическую, газовый олигарх Арашуков был всесилен и всевластен, делал, что хотел. В борьбе с ним были бессильны не только следователи и прокуроры - даже ставропольский губернатор Валерий Гаевский при всем искреннем старании не мог добиться отстранения влиятельного олигарха. Для снятия чиновника регионального масштаба понадобилось вмешательство высших лиц государства! […] Представляете, какие корни в регионах может пустить коррупция, если убрать с должности «менеджера» полностью утратившего доверие жителей региона способен лишь политик самого высокого уровня...
Политики уровня Дерева хорошо знают подноготную Арашукова. После внезапной смерти в июле 2006 года одной из самых ярких фигур среди черкесов и на Северном Кавказе в целом, Станислава Дерева, черкесское движение «Адыге-Хасэ» было насильственно расколото на две одноименные организации. По мнению экспертов, инициатором этого гибельного процесса стал Назир Хапсироков, стремившийся поставить под полный контроль политические процессы в республике.
Проводником его идеи стал, в частности, и Рауль Арашуков. Целью Хапсирокова был первый пост в республике – не случайно в 2004 году во время громкого дела Али Каитова, зятя тогдашнего президента КЧР Батдыева, обвиняемого в убийстве 7 человек, Хапсироков намекнул полпреду Президента России в ЮФО Дмитрию Козаку о том, что он может «решить вопрос» в обмен на некоторые кадровые уступки…
И уступки в итоге были сделаны. В апреле 2008 года за несколько месяцев до ухода в отставку Мустафа Батдыев назначает на пост министра труда и социального развития КЧР сына Арашукова – Рауфа. Ему был всего 21 год.
Новый президент Борис Эбзеев наградил молодого человека статусом своего помощника. После чего Арашуков-младший при поддержке отца решил удовлетворить свои амбиции на малой родине – занять пост главы Хабезского района.
Осенью того же года произошло формальное замирение деревского и хапсироковского течений «Адыгее-Хасэ». Однако Арашуков явно не собирался уступать ни другой стороне, ни тем, кто ставил препятствия на пути противоправной деятельности его клана, и копил силы для следующего рывка.
12 мая 2010 года в Черкесске на улице убивают советника Президента КЧР, бывшего начальника отдела по расследованию оргпреступности и бандитизма Следственного управления МВД КЧР Фраля Шебзухова. Известного, пользующегося уважением разных народов человека. Избивают битами, затем – контрольный выстрел из пистолета.

- Это политическое убийство, не бытовое и даже не межнациональное, - заявил тогда глава «Адыгее-Хасэ» Мухаммед Черкесов. Убежден, это убийство имеет под собой политическую подоплеку» - это слова Президента республики Бориса Эбзеева.

Через полтора года подозреваемых задержали, а в начале марта 2013 года вынесли обвинительный приговор. По словам адвоката Руслана Шифадугова, исполнители получили по полмиллиона рублей за «заказ», так как Шебзухов «перешел дорогу» одному из высокопоставленных чиновников.

Кому перешел дорогу возможный кандидат на пост Председателя Правительства КЧР? Еще за год(!) до приговора в адрес Генерального прокурора России Юрия Чайки ушло письмо за подписью лидера абазинской молодежи аула Псыж Амерби Хачукова. В нем, в частности говорилось: «В республике ни для кого не секрет, что Рауф Арашуков стоит за несколькими заказными убийствами. […] 13 мая 2010 г. в Черкесске убит один из самых видных местных политиков Фраль Шебзухов. Он являлся самым вероятным кандидатом (практически уже назначенным) на вакантный пост Премьер-министра республики и занимал должность советника президента Карачаево-Черкесии (КЧР) Бориса Эбзеева. По странному совпадению на эту же должность претендовал и Рауф Арашуков».

Очевидно одно – клан Арашуковых был заинтересован в этой должности. И даже если это был не Рауф (федеральные СМИ сообщали, что на пост премьера претендовал брат Рауля Туркбиевича, Мухаммед, возглавлявший, по случайному совпадению… министерство труда и социального развития КЧР), то перемена имен не меняет замыслов главного кукловода этой комбинации, пишет Общая газета.
Сегодня дело об убийстве Фраля Шебзухова вернули из архивов. Следователи все-таки намерены выйти на непосредственного заказчика. Удастся им это сделать или, перефразируя слова Хачукова, в результате полного контроля коррумпированных правоохранительных структур Карачаево-Черкесской республики олигархическим кланом Арашуковых, у нас нет никакой надежды на справедливое и беспристрастное рассмотрение этого уголовного дела?

С.Артемов // Общая газета, 2013 год.

Комментариев нет :

Отправить комментарий