Добро пожаловать на наш блог!

05.11.2013

Племена адыгов


Исторически Черкессия охватывала западную и центральную часть Северного Кавказа: от Черного моря и реки Кубань - до места соединения реки Сунжи с Тереком. Эта была обширная территория, куда входили предгорья, низины и ущелья Кавказа. Адыгский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказской языковой семьи.

Черкесы (адыги) делились на этнографические группы. Из них сравнительно многочисленными были: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, егеруковцы, темиргоевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, жанеевцы, кабардинцы, шапсуги и хатукаевцы.

Шапсуги делились на малых и больших шапсугов. Малые шапсуги располагались у берегов Черного моря, между реками Шахе и Пшада; большие шапсуги - на северных склонах Кавказского хребта, между реками Адагум, Кубань (по-адыгски - Псиж) и Суп. Численность шапсугов в 30-40 гг. XIX века достигала приблизительно 200 000 душ.

Натухайцы в первой половине XIX века проживали от реки Пшада до низовьев реки Кубань и от ее устья на восток, до реки Адагум. Их численность в 30-40 гг. XIX столетия была около 60 000 душ.

Жанеевцы в исторических источниках упоминаются с XVII века. Тогда они проживали в северо-западном Причерноморье между левыми притоками Кубани - Абин, Хабль и Иль и к северо-западу от реки Туапсе. К началу XIX века они занимали нижнее течение реки Кубань и побережье Черного моря между реками Цемес и Пшад. В начале XIX века, в связи национальной консолидацией адыгов из-за войны с русскими, они вошли в состав шапсугов и натухайцев.



Абадзехи (по-черкесски - Абазаха) были очеркесевшиеся абазины. Их название обозначает «нижние абазины». По данным 30-х гг. XIX века они делились на две ветви: на жителей низовьев рек (нижние абадзехи) и на жителей горной полосы (верхние абадзехи). Абадзехи проживали между рекой Суп, рекой Белая (по-адыгски Шхагвашв) и Главным Кавказским хребтом. Их плотные поселения были расположены у рек Курджипс, Пшиш и Белая. Верхние абадзехи проживали в верховьях рек Фарс, Белая, Курджипс, Пшеха, Пшиш. Они жили в больших деревнях (деревни кавказских горцев русские называли аулами). Слово «аул» турецкого происхождения. Этот же термин, заимствованный из русского языка, укоренился и в грузинском языке. Свои аулы абадзехи называли, в основном, по именам дворянских родов. В 30-40 гг. XIX века количество абадзехов составляло около 160 000 душ. К началу XX века абадзехи были расселены в черкесских аулах Екатеринодарского и Майкопского отделов Кубанской области. Согласно справке 1901 г. их численность сократилось до 5 тысяч, т.е. к этому времени в Росии оставалась только 1/30 часть абадзехов.

Бжедуги в первой половине XIX века проживали к северу от абадзехов, почти до самой реки Кубань. Они делились на хамышеевцев и черченеевцев. Хамышеевцы проживали между реками Суп и Псекупсе, а черченеевцы дальше к востоку, до реки Пшиш. Их численность составляла около 10 000 душ.

Бесленеевцы в XV веке отделились от кабардинцев. В первой половине XIX века они проживали между реками Ходзь и Уруп. Их численность составляла около 25 000 душ.

Махошевцы в первой половине XIX века проживали между реками Лаба и Белая. Их насчитывалось приблизительно 5 000 душ.

Темиргоевцы населяли территорию между нижним течением реки Белая и Лаба. Ответвлением темиргоевцев являются хатукаевцы, которые проживали между нижним течением реки Пшиш и Белая. 

Егеруковцы проживали между реками Лаба и Белая, мамхеги - между реками Курджипс и Белая. В первой половине XIX века их численность составляла: темиргоевцы -15 000, хатукаевцы - 8 000, мамхеги - 5 000, егеруковцы - 2 500 душ. 

Кабардинцы - их самоназвание кабартай//адыга. Они жили в центральной части Северного Кавказа. Земли, населенные кабардинцами, называли Кабардой. Это название появилось в XV веке. В XVI веке Кабарда разделилась на две части: Большая Кабарда (к западу от реки Терек) и Малая Кабарда (между реками Терек и Сунжа).



До начала XIX века граница между адыгами Западного Кавказа и кабардинцами проходила по реке Кубань. В ходе антиколониальных выступлений 18041822 гг. одна часть кабардинцев перешла через реку Кубань и поселилась вместе с бесленеевцами и абадзехами. Впоследствии их прозвали «беглыми кабардинцами». Ныне они называются черкесами. В конце 30-х годов XIX века в Большой Кабарде насчитывалось 92 населенных пункта с 2830 семьями, а в Малой Кабарде - 23 населенных пункта с 1130 семьями. В первой половинеXIX века, кабардинцев насчитывалось около 45 000 душ.

Традиционно, черкесы были склонны к миграции. Разные этнографические группы часто переселялись с одного места на другое. В XVIII и в начале XIX века интенсивно происходил процесс консолидации адыгского этноса, проявившийся в виде слияния малочисленных этнографических групп с более многочисленными. Численность хегаков (проживающих в окрестностях Анапы), вследствие войн и эпидемии чумы 1812 г., значительно уменьшилась. Часть выживших хегаков слилась с натухайцами; адемиевцы с темиргоевцами; егеруковцы с мамхегами, а гуаие (в XVIII веке проживавшие на Черноморском побережье) в начале XIX века слились с натухайцами и шапсугами. То же случилось с жанеевцами. Одной из причин этих демографических перегруппировок была российская агрессия.

Слились с черкесами и другие этнические группы. Например: бжедуги в XVIII веке были двуязычными: говорили на абазинском и адыгском языках. В начале XIX века они проживали не как единная этническая единица, а раздельно и проживали в ущельях разных рек. Этническая основа абадзехов была не адыгская, а абазинская.

Кавказские горцы, переселенные в Османскую Империю в XIX веке -адыгейцы, абхазы, осетины и другие, до сих пор называют себя черкесами.

Комментариев нет :

Отправить комментарий