Добро пожаловать на наш блог!

07.01.2014

Образцы танцевального искусства адыгов

adygi1
Танец — один из самых древних видов искусства, берущий свое начало с момента зарождения человеческого общества. Почти все народы мира тысячелетиями создавали свои хороводные шествия, танцы, игры, в которых отражались обычаи, традиции, мир их чувств, религиозные верования. В этом плане адыги являются одним из древнейших народов, имеют свою самостоятельную культуру со своей историей. До нашего времени дошли многие образцы адыгской мифо­логии и фольклора.
Традиционные танцы для адыгов были любимым развлечением наро­да. Они фигурировали на общественных праздниках (в честь природы, побед и т.д.), на свадьбах и на семейных праздниках. Танцы ведут свои истоки от ритуальных действий. У адыгов существуют танцевальные наигрыши (джэгу) до сих пор бытуют театрализованные танцевальные пантомимы-импровизации (джегуако, ажегафы). Танцевальное искусство прошло долгий путь формирования и развития, имеет богатую историю. Для эмоционального содержания адыгского танца характерно состояние готовности к действию, открытость, сочетающаяся с внутренним покоем и равновесием, вниманием к окружающему и демонстрацией внутренней свободы.

В основе адыгских танцев есть мифологические понятия. Например, солнце — «дыгъэ» — это своеобразный код адыгского танца. Многие круговые танцы образовались от этого понятия. Например, шыблэудж, удж хурей. И еще интересный факт: традиционная инструментальная музыка связана, не характеризуется психоэмоциональным раскрепощением. Танцы имеют особую магическую силу. Мы можем сказать, что танцевальная музыка более развитый пласт, чем инструментальный в музыкальной культуре адыгов.
Мы можем встретить отрывки в нартском сказании, которые описывают танцы. В одном из них, о Пэтэрезе, говорится так:
«…Собрались однажды нарты отважные на черной горе и пляску затеяли, …состязаясь в пляске с нартами, Шаботнуко вскочил на трехногий круглый столик (1энэ) и пустился в пляс, не пролив даже капли приправы и не нарушив порядок».
Нарты очень любили танцы и театрализованные игры. Многие древние стихи и песни адыгов, связанные с языческими верованиями, сопровождались танцем, к примеру, такие, как тхьэшхуэ удж, щыблэ удж, тхьэгъэлэдж, псэудж, дыгъэ удж, нэхущ удж и т.д.
Народное танцевальное искусство развивалось под влиянием исторических событий, социальных и экономических условий жизни. Оно многогранно, в нем задействовано историко-философское мышление.
На протяжении длительного исторического периода танцы адыгов выполняли комплекс жизненных функций, которые привлекают исследователей — историков, фольклористов и т. д. Они свидетельствуют о том, что у адыгов был высокий художественно-эстетический уровень танцевального исполнительства.
1333445274_0_66bad_695b7f94_xlБелл Д. (1887-1889) подтверждает, что танцевальная техника черкесов развита и ни с чем не сравнима. Описывая эту культуру, он пишет: «После ужина, за которым мы засиделись, я начал размышлять в том, как провести остаток вечера, когда я, к своему удовлетворению, увидел, что образуется круг, чтобы начать увеселение. Прежде всего началось размерное хлопанье в ладоши, затем прозвучало несколько низких нот, которые постепенно перешли в оживленный мотив. Один из них, в длинном кафтане, в охватившем его порыве смелости выступил на открытое пространство… и начал свой танец. Пение, становившееся все громче и громче, все более яростное хлопанье в ладоши, в соединении с вскриками… вскоре привели танцора в такое возбуждение, что его быстроте, ловкости и причудливым вывертам позавидовал бы самый знаменитый европейский танцор. Главное — это прыжки, стоя на самых кончиках пальцев ног, и кружение с необычной быстротой».
Рассматривая общую картину зарождения танцев адыгов, мы хотим приступить к изучению вопросов, связанных с адыгской танцевальной культурой в условиях диаспоры. В полевой работе в Турции с 2003-2005 гг. нами фиксировались разнообразные формы музыкального быта, информация об исчезнувших и восстановленных танцах и обрядах. В результате мы видим, что эта культура нуждается в комплексном исследовании и должна быть в науке. Танцевальная культура диаспоры долгое время развивалась изолированно от исторической родины. Нам необходимо рассматривать её как самостоятельную ветвь единой общеадыгской культуры и искусства. В ходе исторической катастрофы появилась новая переселенческая культура. Массовое выселение адыгов в Турцию привело к большому упадку народного художественного творчества, в том числе танцевального искусства. Проблема изучения танцевальной культуры диаспор имеет многоуровневую структуру.
Сегодня интерес к истории культуры адыгской диаспоры стал предметом исследований во многих работах историков, этнологов, литературоведов и музыковедов. Важную роль в формировании концепции работ сыграли труды известных исследователей, таких, как Чич Г., Тлехуч А., Шу Ш., Бешкок М., Нагайцева Т., Чунтыжева Т., Унарокова Р., Кагазежев Б., Ашхотов Б., Бгажноков Б.
Проблемами музыкального творчества диаспоры занимались деятели из черкесского зарубежья. Такие, как Куба Шабан, Шизему Леми, Кёк-деш Невесар, Доктор Конуральп Халит Зия, Гайтаоглу Эльбрус, Хурми Беслан, Натабже Джанкат, Чевикер Дарял, Дагыстанлы Мурат, Расим Ахмед, Абида Умар, Афешиж Эмин, Кафлы Кадыржан, Рамазан Мусса, Кушха Доган.
В предполагаемом исследовании мы делаем попытку восполнить этот пробел, с учетом их распространения среди различных субэтнических образований адыгов на территориях расселения в Турции.
Особенно в последние десятилетия развитие адыгской музыкальной культуры диаспор отмечено активизацией текстологических исследований, которые, к сожалению, все еще очень мало разработаны.
Феномен адыгской танцевальной культуры в диаспоре складывается из факторов разных уровней, исторически и социально обусловленных. Прежде чем анализировать специфику танцевальной культуры диаспор, нам надо рассмотреть исторические факты, которые испытывал народ. Сотни тысяч черкесов, пополнявших ряды эмигрантов, очень тесно столкнулись с туркизацией, но смогли выжить и сохранить своё этническое лицо на чужбине.
На территории современной Турецкой республики они проживают в семи географических зонах: Мраморная, Эгейская, Средиземноморская, Центральная Анатолия, Черноморская, Восточно-Анатолийская и Южно-Анатолийская. Из них начальными местами компактного рассе­ления с 1864 года адыгов являются первые пять зон. Объектом нашего исследования танцевальной культуры адыгов, проживающих в Турции, и являются эти регионы.
Традиционная танцевальная культура адыгов в Турции сохранила свою первичную форму и имеет свою специфику, ей свойственна наибольшая степень сохранности и чистоты.
При изучении региональных традиций важно учитывать, что каждое новое положение вносит свои коррективы в жанровую структуру фольклора, обогащая народную культуру новыми явлениями, характерными для нашего времени.
Впервые изучены и представлены в таблицу отдельные регионы танцевальной культуры субэтносов адыгов в Турции. Мы разделим её на семь регионов:
1. Узун-Яйля (Центральная Анатолия)
2. Эскишехир (Центральная Анатолия)
3. Дюздже-Адапазар (Мраморная)
4. Чанаккале-Балыкесир (Мраморная)
5. Гёнен-Маняс (Мраморная)
6. Самсун (Черноморская)
7. Кахраманмараш (Южная Анатолия).
Эти регионы, заметно различающиеся между собой по танцам, особо не отличаются в использовании музыкальных инструментов.
В результате полевой работы нам удалось составить репрезентативную коллекцию танцевальной культуры адыгов в Турции. Адыгские народные танцы в Турции имеют четыре разновидности:
1. Удж — медленный танец. Сохранились такие разновидности танца, как нысашаудж, турыту удж, удж хеш, удж пух, удж хурай.
2.  Кафа (къафэ) — умеренный танец. Сохранились такие разновидности танца, как кафа чех, кафа куанша, лирический танец кафак. Зафак очень популярен среди адыгов, особенно у таких субэтносов, как кабардинцы и абзехи.
3.  Тлеперыф (лъэпэрыфэ) — быстрый танец на пальцах. Самый популярный и распространенный среди таких субэтносов, как шапсуги, убыхи и абхазы.
4. Шешен (Мездегу) — быстрый танец. Называют его иногда по-другому — «танец Шамиля».
Здесь надо отметить, термин «шешен» означает не чеченский этнос, а темп музыки, быстрота, которые у адыгов в Турции ассоциируются с чеченскими искромётными танцами. У кабардинцев в Турции танец «шэшэн» не такой быстрый, как у других адыгских субэтносов. Это объясняется тем, что кабардинцы отличаются своей аристократичностью, а значит, величавостью и гордостью в танцевальной культуре. Западно-адыгские варианты танца «шэшэн», называемые «чечен», но являющиеся разновидностью «лъэпэрышъу», действительно характеризуются своим темпераментом, быстротой и жизнелюбием.
Выбор указанных регионов обусловлен тем, что в них наиболее ком­пактно проживают адыги.
Социально-политические и экономические условия развития общества в XIX-XX вв. привели к исчезновению из музыкального быта адыгской диаспоры и утрате обрядовых плясов и инструментов. Проблемы организации и модернизации в обществе привели к существенным изменениям традиционной танцевальной обрядности. Эти изменения за­тронули не только городское, но и сельское население. При этом танцы выполняли целый комплекс функций в жизни диаспоры. Эта культура являлась частью эстетической культуры народа на чужбине. Постепенно старые танцы сменились новыми, но выполняющими те же функции.
К примеру: вместо лъэтегьэу джэгу — обряд первого шага ребенка делают зэчир — (религиозный обряд), особенно в таких больших городах, как Анкара, Стамбул, Кахраманмаращ, Самсун, Токкат, появляются новые обычаи городского образа жизни.
Исследователь в Турции Абай А. в своей работе указывает на следу­ющее: в частности, он выделяет названия некоторых танцев и музыкаль­ных инструментов, известные в каком-либо регионе.
Основные танцы и музыкальные инструменты в адыгской диаспоре
(на материале адыгов) в Турции
Танцы
Музыкальные инструменты
KAFA (къафэ)                         PKHEPSINE (пхъэпшынэ)
HAGUFE (нэгучэ)                  CIRPMAK (чирмак)
ZEKHUGE (зэкхъучэ)           Духовые инструменты
VIG (удж)                                KAMIL (къамыл)
SESEN (шэшэн)                      NESARE (нэшарэ)
SIPSI(сипси)
PSINEPKHENJ (пшынэпхэнж)
Исследователь, по нашему мнению, даёт неполную информацию о танцах и инструментах адыгов. Это объясняется тем, что недостаток знания языка привёл к неправильному истолкованию некоторых слов. Но при этом нам непонятны только такие танцы, как HAGUFE (нэгу-чэ), ZEKHUGE (зэкхъучэ). Следует провести повторное изучение этих танцев.
adygiПоследние пять лет профессиональное танцевальное искусство адыгов в Турции с успехом развивается, благодаря специалистам, которые приехали с Кавказа и находятся в диаспоре. Они вложили немало труда, появилось очень много танцевальных коллективов, и они регулярно собираются при хасэ (адыгское общество). Молодёжь получает хореографические знания по адыгским танцам и практикуется в больших концертах и фестивалях. Исполнительское искусство на разных музыкаль­ных инструментах стало более развитым. В больших городах открылись вечерние курсы по обучению игры на пшына и шикапшина. Мы считаем, что танцевальная культура — сильнейший фактор в становлении нравственных, эстетических, морально-воспитательных качеств этноса в диаспоре, и она останется незаменимым фольклорным элементом для них на чужбине.

// adygalife.com