Добро пожаловать на наш блог!

27.01.2014

Абрау (Ечъэх) и Хумеджий (Хъумэджый)

С детства я слышала от бабушки историю про аул Хумэджый и  про тропу доброй женщины. В детстве, когда ненароком заиграюсь с хлебом, или небрежно обращалась с едой,  бабушка ругала меня и стращала участью аула Хумэджый, которого наказал Бог. И в очередной раз рассказывала о незавидной судьбе жителей аула, которые презрев все обычаи играли с адыгейским сыром как с колесом телеги или обручем.

Аюб Чемсо сказал мне, что шапсуги, воспитывая бережное отношение к еде, говорят детям: «Перестань играть с едой. Ты хочешь накликать беду, чтобы мы провалились сквозь землю как аул Абрау?». Вспомнила также, что лет тридцать назад я слышала по радио Адыгеи историю про тропу доброй женщины и про озеро Хумеджий. Предания гласили, что жителей аулов Абрау (Ечъэх) и Хумеджий (Хъумэджый) постигла та же участь, что и жителей Содома и Гоморры за их порочный образ жизни. 
 
В свете того, что в нашей стране последнее время одной из самых популярных тем является история Содома и Гоморры, то историческая аналогия пришла на ум. Мне стало любопытно узнать об истории этих аулов, я обратилась к книге Касима Хамосовича Меретукова «Адыгейский топонимический словарь», где нашла статьи, «Абрагъо» и  «Хъумэджий».

Статья про Абрау в словаре К.Х.Меретукова большая, но я приведу для удобства читателя ее полностью.
К.Х.Меретуков пишет:  
«Абрагъо (Абраго) (Абрау-Дюрсо). Название носит речка, поселок и озеро в 26 километрах к северо-западу от Новороссийска. Озеро находится на высоте 84 метров над уровнем моря, площадь его зеркала 190 гектаров, глубина местами превышает 10 метров. Некоторые исследователи этот топоним рассматривают как абхазское слово и переводят «впадина или провал четырех источников» Абрау «впадина», дюрсу «четыре источника». Другие ученые в Абрау-Дюрсо видят двуязычный и трехсложный термин, в котором слово абрау в переводе с древнеиранского означает «небо», а дюр//дур и су с тюркского соответственно переводятся «прозрачный», «вода», «река». Существует и адыгейское название Абрау-Дюрсо – Абрагъо[1]. До образования озера Абрау здесь было расположено селение Абрагъо, которое носило и другое название – ЕкIэх (Ечъэх). «Провалившееся». О судьбе этого села и образовании озера у адыгов существует интересная легенда. Когда-то, гласит предание, «на месте озера, что теперь серебрится среди виноградных плантаций, обитал богатый адыгейский аул Абрагъо. Во время праздничных игр жители аула стали швырять в реку вместо глиняных тарелок хлебные лепешки. Аллах решил покарать их за кощунство над самым святым даром земли. Единственный, кого решил он пощадить, была адыгейская целомудренная девушка. Аллах на время кары отослал ее в лес. Когда же она вернулась, на месте аула зиял провал, затопленный водой»[2]. В другой легенде говорится, что в 15 верстах от Новороссийска по направлению к Анапе в горах, на том месте, где теперь озеро, когда-то стоял большой богатый аул, горцы, похваляясь своим богатством, захотели дорогу к морю выложить золотой и серебряной монетой. В наказание за гордость их по велению бога аул провалился и стало на том месте озеро»[3]
К.Х.Меретуков считает, что "На самом деле происхождение озера Абрау связано с гигантским обвалом, который запрудил верхнюю часть реки Абрагъо"[4].


abrau
Абрау - самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края. По своим размерам оно превышает знаменитую Рицу. Его длина свыше 2600 м, максимальная ширина 600 м, площадь 1,6 км2. Главная загадка озера Абрау — происхождение его котловины. Три гипотезы происхождения озера: 1) котловина образовалась в результате карстового провала; 2) озеро является остатком древнего Киммерийского пресноводного бассейна, 3) огромные оползни.

Но ни одна из гипотез не выдерживает критики. Так, геологи выдвинули предположение, что котловина образовалась в результате карстового провала, но берега озера сложены флишем верхнемелового возраста, в обрывах просматриваются смятые в складки слои песчаников, мергелей, аргиллитов и глин, что противоречит гипотезе карстового провального происхождения озера. У озера Абрау нет ни одного из признаков, которые присущи карстовым озерам: округлая форма и воронкообразное дно. Карстовые озера, как правило, встречаются группами. 
Согласно другой гипотезе, озеро Абрау является остатком Киммерийского пресноводного бассейна, существовавшего на месте Черного моря в конце неогенового периода, более 1 млн. лет назад. Эта гипотеза хорошо объясняет состав фауны озера, но оставляет открытым вопрос о происхождении котловины.
Третья гипотеза, которая с аппелирует к тому, что озеро образовалось в результате оползней - обвалов хорошо объясняет морфологию береговой зоны моря, но на месте предполагаемого обвала, якобы перегородившего реку Абрау, нет высоких гор, с которых мог бы обрушиться столь широкий и высокий завал.
Таким образом, наличие нескольких гипотез возникновения озера свидетельствует о сложности и нерешенности этого вопроса. 

Казалось бы,  можно принять это объяснение о гигантском обвале и успокоиться, но история аула Хумеджий не давала покоя, тем более моя мама выросла в ауле Казанукай, который был недалеко от этого места. И хотелось рассеять мистический страх, который с детства засел в душу.

К.Х.Меретуков про Хумеджий написал кратко, буквально следующее: «Хъумэджий (Хумеджий). Низина на окраине бывшего аула Эдепсукай II. Вероятно, топоним с антропонимической основой: «Принадлежащий Хумеджу», то есть (Низина Хумеджа»)»[5].

Восстанавливая в памяти рассказы про Хумеджий, обратилась к старожилам, и неожиданно в книге Сафера Панеша «Был такой аул –Казанукай» встретила рассказ про Хумеджий.

Привожу его целиком: «Между Шабанохаблем и Новым Эдепсукаем, ближе к Шабанохаблю, был пруд, который называли Хумэджый. Рассказывают очень интересное предание, связанное с этим прудом. Когда-то в этом месте был расположен аул. Жители этого аула, в связи с тем, что жили с достатком, с «жиру бесились», и в разговорах, и в своих поступках ни в чем меры не знали. Дети куски хлеба бросали в собак, играли кругами сыра, раскатывая их как обруч, «лаяли» на небо. Недовольный такми поведением и зазнайством аульчан, Аллах направил к ним своего посланника. Когда посланник, одетый плохо, по-нищенски, обошел аул, говоря, что прибыл издалека, проголодался, то в ауле не нашлось ни одной семьи, которая бы его накормила и приютила на ночь, кроме одной вдовы. Когда посланник уходил от вдовы, он сказал ей, что ночью аул провалится сквозь землю, предупредил, что, несмотря ни на какие вопли и стенания аульчан, ей нельзя ни выходить, ни выглядывать, а если выглянет, то ослепнет, и даже заставил ее тряпками заложить щели и завесить окна.
Не совсем поверив в то, что он сказал ей, но находясь в большом беспокойстве от незнания, что произойдет, вдова легла спать. В полночь ее разбудили крики, раздававшиеся в ауле. Люди в ужасе кричали, взывали о помощи, рыдали в голос, собаки выли, коровы мычали. Весь аул оказался в беде. Не сдержавшись, вдова отодвинула кусок тряпки и посмотрела одним глазом в окно. В тот же миг глаз ее ослеп. Это заставило ее поверить в то, что посланник от Аллаха, сказал правду.
Когда утром вдова вышла из дома, аула уже не было, вокруг ее дома во дворе плескалась вода, только от ее дверей шла единственная пешеходная тропинка. Предание заканчивается тем, что, выйдя на эту тропинку, вдова покинула провалившийся сквозь землю аул. Эту тропу назвали «тропой доброй женщины». Увидев этот пруд, на самом деле можно подумать, что предание о Хумэджие имело место. Пруд представлял собой форму подковы, посреди нее остался участок земли примерно с большой огород. От него к реке Кубань тянулась тропа»[6]. Кстати, старожилы говорят, что по преданию вдова спаслась с сыном-подростком.


Ниже Сафер Панеш приводит свою версию о происхождении пруда. Он пишет: «Я не настаиваю на правдивости этого предания, но явно то, что пруд этот когда-то был старым руслом Кубани, затем, пробив в своем течении более короткий путь, река оставила его в забвении. Там водилось много рыбы, но в голодное время для жителей близлежащих к Хумэджию аулов хорошим подспорьем был растущий там аштрам – водяной орех (чилим)"[7].
 
 
photo-009
При создании Краснодарского водохранилища были затоплены плодородные земли Адыгеи с двадцатью аулами и хуторами, в том числе и озеро Хумеджий. Все эти аулы были затоплены ради организации чекового рисоводства и борьбы с сезонными паводками в низовьях Кубани. В 90-x годах XX века предлагались планы по спуску водохранилища, или понижению его уровня, которые остались не реализованными.

Это то, что в первом приближении смогла узнать про эти два загадочных селения.

Насчет исторических аналогий можно увидеть следующее:
- Содом и Гоморра и Абрау и Хумеджий ниспровергнуты;
- были наказаны за беспредел;
- остались живые свидетели: благочестивый Лот с дочерьми, вдова с сыном, девушка из Абрау.

В Книге Бытия описывается, что Содом и Гоморру  и их окрестность были уничтожены дождем из серы и огня и ниспровергнуты. «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.  И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,  и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Бытие 19:23-25).

Аулы Абрау (Ечъэх) и Хумеджий (Хъумэджый) провалились сквозь землю и оказались залиты водой.
 
Профессор А.А.Опарин в работе «Содом и Гоморра: археология, история, геология" пишет, что: «Предания сообщают, что самая страшная вина жителей Содома состояла в их отвращении к пришельцам, в ксенофобии — ненависти к гостям и чужестранцам. Над пришельцами в Содоме издевались, их мучили и убивали. А ведь на Востоке до сих пор гостеприимство — величайшая заповедь, и нарушение её — страшнейший и неискупимый грех"[8]

Легенда описывает, что жители аулов отказали посланнику Бога в гостеприимстве.

Грех жителей Содома и Гоморры состоял помимо разврата в  гордости, пресыщении и праздности. «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иезекииль 16:49).

Жители и городов и аулов были едины в презрении к обычаю гостеприимства, в пренебрежении пищей. Хотя у нас нет письменных источников о том, какими конкретно грехами навлекли на себя гнев Бога жители аулов Абрау и Хумеджий, но в народной памяти грех аулов выражен  в поговорке "шъом ик1ыгъэх", то есть вышли за рамки дозволенного. О жителях Содомы и Гоморры отмечается: «Их бесче­ловечность не была явлением, случайно возникшим только в силу каких-то опре­деленных обстоятельств, но в значитель­ной степени была продуманной систе­мой, вытекающей из теории о том, как себя должен вести живущий в достатке человек, чтобы не тратить все силы на напрасные (с его точки зрения) занятия, а расходовать их только на получение удовольствия…зако­ны милости и доброты, которые дал Все­вышний, сказав, что это — основа существования человеческого общества, они заменили на другие, более «практичные» законы, придуманные людьми»[9].  


А.А. Опарин отмечает, что Библейские сообщения о существовании городов Содом и Гоморра и их гибели в результате страшной катастрофы сегодня полностью доказаны комплексными историко-археолого-геологическими исследованиями. К сожалению, такое комплексное исследование по аулам Абрау и Хумеджий уже не представляется возможным провести, но адыги должны сохранить эти предания для потомков, чтобы не забывали заповеди адыгагъа, воспитывали детей в рамках Адыгэ Хабзэ. 

 
 

[1] Архив Адыгейского НИИ.Ф.1.п.23.д.13
[2] См. о легенде: Архив Адыгейского НИИ.Ф.1.п.23.д.13; сб. «Поезд идет на восток». Ростов. 1966, с.41-42
[3] Из отчета капитана Гилева за 1865-й и 1866 гг «Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества», кн.VII, выпуск I, Тифлис, 1866, с.12 (отдел смесь).
[4] Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М.: Прометей, 1990, С.15-16
[5] Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М.: Прометей, 1990, С.211
[6] Панеш С. Был такой аул – Казанукай. Майкоп: изд-во «Качество», 2005. С.130-131
[7] Панеш С. Был такой аул – Казанукай. Майкоп: изд-во «Качество», 2005. С.131
[8] Опарин А.А. Содом и Гоморра: археология, история, геология.//Вопросы археологии, 2011, № 4
[9] Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М.: Мосты культуры. Иерусалим: Гешарим. 2005. C.69
 

// Аменет Псеуш