Добро пожаловать на наш блог!

28.02.2014

Аул "ТХАГАПШ"


ТХАГАПШ, аул в Лазаревском районеКировский сельский округ. Расположен в 12 км от устья р. Псезуапсе(Псышу), на ее правом берегу, у подножия хребта Бгышу, в местах традиционного проживания шапсугов Причерноморья.

Комиссия Кавказского наместничества по обследованию земель на побережье (1866) обнаружила здесь, на склонах окрестных гор, много «хлебородных» участков -бывших террасных полей и почти полное отсутствие лесов, что говорило об активной хозяйственной деятельности населения.

Старожилы рассказывали (Л. И. Лаврову в 1930 г.), что когда-то на месте аула Тхагапш жил прославленный и чуть ли не единственный род шапсугских пши (князей), носивший фамилию Шесхако. В этом роду якобы наблюдалось странное явление: когда сын вырастал настолько, что мог сам садиться на коня,- его отец умирал. Теперь из этого рода, говорится в предании, никого не осталось.

Упоминание названной фамилии содержится и в достаточно информированном русском источнике перв. трети XIX в. (JI. Я. Люлье). Из сообщения автора следует, что княжеская фамилия Шесхако действительно существовала, но затем пресеклась, сохранившись, однако, в названии селения (общества), подвластного в свое время этому роду и разбросанного по долинам pp. Псышу, Копе (ныне Свир-ская Щель) и Дзешх (сейчас Куапсе). JI. Я. Люлье относит фамилию Шесхако к племени гоаие (гуайе), слившемуся затем с натухайцами и шапсугами.

После окончания Русско-кавказской войны (1864) местные жители (шапсуги, в том числе хакучи \ а также убыхи и абазины-садзы) подверглись массовой депортации в Османскую империю, частично на Кубань. Однако некоторой части населения, проживавшей в бассейнах средних и верхних течений pp. Аше и Псезуапсе или успевшей скрыться от наступавших войск в лесах, удалось ее избежать. Горцы не собирались покидать свои насиженные места и в дальнейшем. Для «выкуривания» их оттуда весной 1865 г. была послана особая военная экспедиция (охотники) под командованием полковника Кузьминского, которая в течение нескольких месяцев «зачищала» верховья названных выше рек от местных жителей. При этом жилища и хлеба сжигались, скот и имущество захватывались, а оставшиеся в живых люди сгонялись на берег моря близ Туапсе и насильственно, на фелюгах, отправлялись в Турцию. К этому времени относится народное предание, записанное в одном из шапсугских аулов летом 1939 г., о храброй девушке по имени Айшет, которая помогала в бою трем своим братьям, непрерывно заряжая для них ружья. В честь нее гора близ аула Тхагапш зовется Айшедаг.

Однако отряду Кузьминского не удалось полностью «очистить» горы от «упрямцев», не желавших покидать родину.

В 1866-1874 гг. на горной поляне, называемой русскими источниками Раушхатам («возвышенность (рода) Pay») или Божья Вода (в форме Тахопс, Тахапс), на месте современного аула Тхагапш размещался штаб 1-го Кавказского линейного батальона и одна из его рот. Целью войск было полное и окончательное выдавливание из горных укрытий остатков населения. Пленных и добровольно выходивших оттуда селили вблизи расположения войск, разбросанных небольшими отрядами по южным склонам гор. Так, летом 1866 г. несколько семей хакучей (пойманных недавно в горах) жило при 2-й роте на р. Хакучипс возле впадения ее в р. Псезуапсе. Они голодали и «ели лебеду» (траву). На левом же берегу р. Псезуапсе, «в урочище Божья Вода», напротив роты, было поселено 15 пленных семей. В кон. 1869 г. место расквартирования войск стало официально именоваться селением Божья Вода (здесь «божья вода» -вода высокого качества, целебная; именно таковой нашли воду источника, бьющего и поныне из горы на краю аула Тхагапш, русские солдаты).

В дальнейшем (после 1866 г.) численность горцев в этом урочище возрастала и в 1872 г. составила 345 чел. В русских источниках их селение также называлось Божья Вода. После ухода войск жители аула перебрались на освободившееся место.

В 1877 г., во время Русско-турецкой войны, вернувшиеся на Кавказ в составе турецких войск изгнанники-переселенцы из числа адыгов и абхазов, совместно с местными повстанцами, среди которых были жители аула Тхагапш, предприняли отчаянную попытку отвоевать свою родину. Неудача турецкого десанта повлекла за собой вторичное бегство аульчан в леса, откуда, по требованию властей, они были вынуждены уйти на Кубань, к уже жившим там родственникам.

Спустя некоторое время в опустевшем ауле селятся восемь семей из долины р. Аше, вторично возвращаются немногие из его прежних жителей, скрывавшихся в горах, например представители фамилии Чачух.

В 1891 г. в ауле числилось 105 .жителей (16 дворов), на нач. 1901 г. - 82 чел., по переписи населения 1920 г.-175 чел. (18 семей); в 1938 г. в Божьей Воде (Тхагапш) насчитывалось 35 дворов.

В сер. 1930-х гг. аул Божья Вода был переименован в аул имени С. М. Кирова. В кон. 1930-1940-х гг. многие аульчане были репрессированы и высланы в Казахстан. В память об этом трагическом событии, по инициативе аульчан, в 1996 г. в центре селения была открыта стела с фамилиями 160 его жителей.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 марта 1993 г. аул имени Кирова был переименован в аул Тхагапш. Согласно Всесоюзной переписи 1989 г., в ауле числилось 146 жителей, на нач. 2001 г.- 187 (76 хозяйств).

Термин «Тхагапш» в литературе XIX в. имеет несколько вариантов написания и значений: Тагапк - священная роща в устье р. Шахе (Сел. Эсадзе); Тагапса - причерноморское шапсугское общество, проживавшее в верховьях одноименной реки и насчитывавшее от 100 до 120 семей (Ф. Ф. Торнау); Тхахапк - сельская община у населения Причерноморья, не принявшего ислам (JI. Я. Люлье), священная дубовая роща на р. Пшад (Г. И. Филипсон); Тххапшь - сельская община, священное место, урочище на южном склоне Кавказского хребта (Султан Хан-Гирей); Тхапши - языческий праздник жертвоприношения животных Тха (Бог, Всевышний) у прибрежных жителей (Тебу де Мариньи); Тагапш - общество в верховьях р. Туапсе, управлявшееся «князем по фамилии Чилизах» (К. Ф. Сталь).

У автора 1904 г. Тхагапш - одно из названий шапсуг-ского аула на р. Псезуапсе, наряду с тождественными ему якобы по смыслу Тахопс и Божья Вода. Еще две формы названия аула зафиксированы в специальной литературе 1930-х гг.: Тхагапсе (И. И. Пузанков, 1938 г.) и Тхахапш (историко-этнографическая экспедиция под руководством профессора С. А. Токарева, 1939 г.).

По утверждению русского исследователя Л. Я. Люлье и адыгского историка и писателя Хан-Гирея, русским синонимом термина «тхагапш» является слово «приход» (низшая церковно-административная единица в христианстве). «Слово Тххапшь - пишет, к примеру, Хан-Гирей,- соответствует слову приход. Во время язычества жители там сходились к известным рощам, пещерам, и другим замечательным местам, где и совершали жертвоприношения животных ».

По сведениям многочисленных источников, в каждой долине Черкесии имелось по несколько священных (культовых) мест. Объектами поклонения могли быть леса, рощи, отдельные деревья, часто - почитаемые могилы. Среди особо чтимых деревьев были дуб, орех и пихта (для высокогорья). Могилы убитых молнией являлись святыней не только рода погибшего: здесь сходились для молебнов и жители соседних селений. Подобные святилища находились и в долине р. Псезуапсе, ее притоков. О них известно немного.

Так, по этнографическим данным JI. И. Лаврова (1930), вверх по р. Псезуапсе, недалеко от аула Тхагапш, в местах обитания хакучей, росла группа деревьев, бывших прежде объектами поклонения. Роща носила название Хакуч-тхаш.

Материалы упомянутой экспедиции 1939 г. подтверждают это сообщение, а также говорят, в частности, о существовании близ аула Тхагапш (тогда им. Кирова) старинного священного дуба и каменной могилы человека, погибшего от удара молнии лет 200 назад, служивших молитвенными местами как для жителей этого аула, так и для населения, которое проживало здесь до своего изгнания.

Таким образом, надо думать, территория аула, его окрестности издавна были тхахапшем или частью (скорее всего) более крупного по численности прихода, включавшего в свои границы какие-то ближние селения. Увековечение этого исторического факта путем переименования аула им. С. М. Кирова в Тхагапш (в среде шапсугов его иначе и не называли) стало возможным лишь в нач. 1990-х гг. (первая попытка обратить бытовое название в официальное была предпринята в 1924 г.). Положительному исходу ходатайства способствовало создание в 1989 г. национально-культурной общественной организации причерноморских шапсугов «Адыгэ Хасэ».

Итак, смысловое значение термина «тхахапш» - небольшая сельская община, имевшая свое священное место (места), куда сходились верующие для исполнения религиозных обрядов (молений, жертвоприношений домашних животных). Его дословный перевод - общинное языческое празднество, от слов «тхаха» - общее название этих древних богослужений (по Л. Я. Люлье) - и «пш» (род, община).

В XVIII-XIX вв. сельская община (тхахапш) составляла основу традиционного социального устройства субъэт-носов с народной формой управления, в том числе у шапсугов. Каждая такая община управлялась сходом мужчин, в перерывах между сходами - старейшинами, которые выполняли также функции сельских судей (на основе адата). Их называли присяжными судьями, так как они давали присягу честно выполнять свои обязанности. Судьи избирались народным собранием. При выборах учитывался принцип представительства отдельных родов и фамилий. Присяжные судьи являлись обычно их главами. Они разбирали дела своих родственников (соприсяжников), внутренние и внешние дела общины (селения), представляли тхахапш (и свой род) на межобщинных и племенных собраниях (съездах), являвшихся не только судебным, но и распорядительными органами.