Добро пожаловать на наш блог!

23.12.2013

Дома Адыгов

Самое первое свидетельство об адыгских поселках оставил автор второй половины XV века - Интериано: "Черкесы живут в лачугах и деревушках, - говорит он. - Их жилища все делаются из соломы, камыша и дерева". 

"Жилища у них делаются из кольев, - пишет он в 30-х годах XVII века, - которые вбиваются в землю, затем оплетаются (кругом) ветвями, обмазываются известью и кроются соломой. У князей дома побольше (размером)".

Как исключение, встречались каменные постройки. Дерево, плетень, солома и камень - очень древний строительный материал в адыгских жилищах. Особенностью архитектуры адыгских и кабардинских жилищ XVIII- XIX вв. является устройство домов продолговатой формы. В прошлом адыгские дома были рассчитаны на несколько семей, ведущих одно большое хозяйство. 

Кроме того, учитывался широко распространенный обычай гостеприимства и аталычества. Первоначально в доме была всего одна комната, служившая кухней, спальней и т. д. В дальнейшем выделили в специальные помещения: кухню, спальню, комнату для гостей. Для каждого женатого сына и для жен хозяина (если у него их было несколько) обычно устраивали отдельную хижину в одну комнату, расположенную за главным домом, так как не полагалось оставаться под одной крышей со своей семьей, хотя бы дом состоял из нескольких комнат. В этом доме сын жил до полного выделения и постройки собственной усадьбы. Иногда к жилому дому пристраивали самостоятельные помещения, обязательно с очагом и отдельной дверью в наружной стене. 

В таком случае дом разрастался в длину из года в год. Раньше адыгское жилище делилось на две половины - мужскую ("унэшхо") и женскую ("лэгъунэ"). Это были или отмеченные выше отдельные дома, или последние делились на две части с двумя отдельными входами и самостоятельными очагами. Правая половина дома предназначалась для мужчин, левая - для женщин. Мужская комната обычно была больше женской. Сообразно с этим располагались и хозяйственные постройки. Ближе к мужской половине были расположены наружные ворота и вход в сенной двор. С женской стороны дома находились: пекарня, кухня, курятник, амбар и вход на скотный двор. А. А. Миллер рассматривает продолговатый адыгский дом, как два самостоятельных жилища, соединенных длинными плетеными стенами и одной крышей. 
Соединение нескольких домов под одной крышей считалось более экономным, так как требовалось меньше строительного материала и рабочей силы. Такая система расселения - более позднее явление; раньше адыги селились в отдельных домах. 
Система расселения в продолговатых домах была прежде следующей: в большой, обычно центральной, комнате, где находился основной очаг семьи, происходило приготовление пищи (даже при наличии отдельной кухни). В этой комнате жили старики - главы семей, и обычно там же при бабушке и дедушке находились подростки-внучата. В большой комнате постоянно главенствовала над домашней жизнью семьи старуха. Днем старик редко заходил в эту комнату-кухню. 
Появление в женской половине считалось для мужчины предосудительным поступком. Старик, если он не был еще совсем дряхлым, проводил день до ночлега в "хэчэш" ("хьак!эщ"). Лишь на ночь он приходил спать в центральную комнату - кухню. Если старик был слишком дряхлым и людная "хэчэш" становилась ему в тягость, ему выделяли отдельную комнату, а "хэчэш" переходила в распоряжение более молодого поколения. Это называлось "старик ушел на покой". Лишь в особых случаях при приезде важных гостей, он появлялся в "хэчэш". Неженатая молодежь помещалась в "хэчэш", женатые размещались по отдельным комнатам, старшие - ближе к комнате стариков, к очагу, младшие - подальше. В их же комнатах ночевали малолетние дети. Адыгское общество, начиная с XIII века, находилось на уровне ранне-феодальных отношений. Это не могло не сказаться на жилищной архитектуре. "Жилище, - писал в 30-х годах XIX века Кох, - различается в зависимости от богатства, величины семьи и по округам. Бедные, как правило, имеют только один дом и разделяют единственную комнату... с немногочисленным скотом, который им принадлежит. Такой дом только в незначительной степени защищает от непогоды". Ту же самую картину наблюдал Бларамберг в 30-х годах XIX века. Но все же в жилищной архитектуре было много общего. Различия не так резко бросались в глаза, как в других более развитых странах. 

Старые адыгские жилища ставились на землю без подмостков или фундаментов. Стены делались из кольев и плетня, обмазанного с обеих сторон глиной, смешанной с соломой, и иногда были побелены известью. Крыши в раннее время крылись исключительно камышом или соломой.

Они обычно выступали, образуя вокруг дома навес, предохранявший стены от дождя и дававший тень. В прежнее время дверь заменяла прочная доска, приставленная к входному отверстию. Доску закрепляли изнутри деревянными клиньями. Окон раньше не делали, и свет проникал через открытые двери. Позднее стали пробивать небольшие отверстия с деревянными заслонами, скрепленными прутом, или же просто затыкали их тряпками. В редких случаях окна затягивались пузырем. 

Очаг когда-то был весьма устойчивым элементом адыгского жилища; он отапливал жилище, на нем варилась пища. Очаг был пристенным, устанавливался на глинобитном полу. Над ним сооружался плетеный, обмазанный глиной дымарь, начинавшийся в виде раструба на высоте одного полутора метров над полом и выходивший широкой трубой на крышу. Очаг устраивался в центральной комнате жилого дома, а позднее его стали устанавливать на кухне, во дворе. 
Помещение для приема гостей - "хэчэш" - устраивали из одной (реже двух) комнат, с очагом. Вначале "хэчэш" устраивались только вне жилого помещения, а в дальнейшем под них начали отводить отдельные комнаты в домах. На более поздней стадии развития - это результат широко распространенного обычая гостеприимства. "Хэчэш" обносились прежде высоким плетнем, образующим небольшой дворик на главном дворе усадьбы. Они строились по возможности на удобном месте, обычно ближе к дороге. 

По материалу и архитектуре они ничем не отличались от других, жилых построек. У знати "хэчэш" служили местами совещаний и сбора гостей и соседей. В быту "хэчэш" были обязательным элементом жилища. 

Автор: Султан Биту